История церкви

В 1584 году умирает царь Иван Грозный. На царствование приходит Федор Иванович, но фактически правит страной Борис Годунов. Под его влиянием самый младший сын ушедшего царя Дмитрий вместе с матерью Марией Нагой и ее многочисленными родственниками был выслан в Углич.

15 мая 1591 года (о версиях гибели идут научные споры до сих пор) царевич погибает. В тихое послеобеденное время его находят во внутреннем дворике раненым в шею. Мальчик умирает на глазах у кормилицы. Мать обвиняет в злодеянии дьяков, присланных Годуновым.

Горожане, узнав о гибели царевича, убивают двенадцать московских дьяков, слуг и несколько посадских. На место прибывает следственная комиссия, которую возглавляет Василий Шуйский. Она устанавливает причину и объявляет, что погиб мальчик в припадке эпилепсии, наткнувшись на нож. Горожане за смертоубийство государевых людей были обвинены в «измене» и очень жестоко наказаны. Убиенный царевич Димитрий был похоронен в дворцовом храме.

Смерть отрока впоследствии была использована современниками с корыстными намерениями. В стране не было порядка, к власти рвались самозванцы, которые выдавали себя за царевича. Так называемый Лжедмитрий в истории появлялся трижды. В 1606 году мощи убиенного царевича торжественно перевозят в Московский кремль и располагают в Архангельском соборе. Причиной этому событию стало появление первого из Лжедмитриев.

Возведение и основание

Существует красивая легенда о ее возведении. Летом 1606 года мощи царевича Дмитрия перенесли из города Углич в Москву. Процессия двигалась в сторону московской дороги. Когда мощи проходили через Иоанно-Богословский монастырь, носилки вдруг остановились и буквально «застыли» на месте.

Многие решили, что стоит идти по ростовской дороге, и шествие было продолжено. Покидая город, процессия еще раз остановилась, чтобы многочисленные верующие горожане смогли проститься с царевичем. На протяжении суток под открытым небом священники проводили богослужение.

Во время Божественной Литургии люди заметил удивительное событие, ставшее причиной основания храма на этом месте. Из гроба царевича Дмитрия на землю пролилась небольшая струйка крови. Это событие послужило началом закладки на этом месте церкви.

Историческая судьба

Спустя некоторое время на месте прощания горожан с мощами царевича Дмитрия построили небольшую часовню, которая простояла совсем недолго: в 1611 году сгорела во время войны с поляками. В 1630 году на месте убийства царевича Димитрия воздвигли первую деревянную церковь. Строение простояло на этом месте 40 лет. В конце 1693 года на ее место перенесли старинный теплый храм, действующий при Спасо-Преображенском соборе.

В 1729 года был возведен каменный храм, освященный в честь Святых Иулиты и Кирика, а также царевича Димитрия. Через 50 лет с момента постройки поодаль от нее выстроили существующий до сегодняшнего дня храм, названный в честь Димитрия «на поле».

В годы советской власти это был единственный в Угличе храм, который ни разу не был закрыт и всегда оставался действующим.

Современное положение

Сегодня храм представляет собой каменную церковь Димитрия на Крови, которая была построена в период между 1798 и 1814 годами. Красивое сооружение стоит при въезде в город Углич со стороны Ростова Великого. Храм находится на улице Ростовской, имеет небольшой размер, был освящен во имя царевича Дмитрия «на поле».

Храм Дмитрия с самого своего основания имел статус памятника. На месте, где была пролита кровь отрока, сегодня установлен алтарь. В 2001 году церковь Царевича Димитрия на Крови в Угличе выдвинули кандидатом в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2017 году была включена британской газетой The Telegraph в число 23 самых прекрасных церквей мира. Также она указана во всех путеводителях по Золотому кольцу, ее посетили миллионы людей: паломников и туристов.

Архитектура и убранство сооружения

Храм — подлинный архитектурный памятник своего времени.

Одноэтажное сооружение оснащено:

  • пятью главами;
  • трапезной комнатой;
  • небольшой колокольней.

Строение представлено в традиционной форме, в убранстве использованы классические формы и приемы.

Примером могут служить:

  • тосканские колонны;
  • расположенные перед четвериком фронтоны;
  • пилястры;
  • карнизы;
  • оформление колокольни.

Стиль постройки – Московское барокко, присущий сооружениям конца XVII столетия.

Храм выстроен в форме «корабля», состоящего из:

  • вытянутого ввысь четверика;
  • трапезной;
  • паперти;
  • шатровой колокольни.

Внешний вид

Южный фасад хорошо сохранился, а с севера в XIX веке был сооружен придел.

Стены имеют кроваво-красный цвет, украшены:

  • белыми наличниками;
  • колоннами;
  • резным карнизом.

Венчают храм пятиглавие синего цвета с крестами и звездами. Постройка включает храмовую часть, алтарь, паперть с колокольней и трапезную.

Храмовая часть изысканно оформлена и завершается пятью стройными главами. С северной стороны паперть когда-то продолжало гульбище — объединявшая все здание галерея. Но в XIX веке была заменена на придел. В западной части узорное крыльцо. Оно позволяет подняться на второй этаж, где расположена колокольня, именуемая шатровой.

Внутреннее оформление

Интерьер уютный, но без вычурности. Сохранились тяжелые кованые двери трапезной, в которой установлен иконостас XVII века. Храмовый иконостас 1867 года выполнен в стиле барокко и украшен резьбой. Здесь можно увидеть иконописные работы Оружейной палаты.

До сегодняшнего дня сохранились росписи, относящиеся к 1836 году. По манере исполнения они близки фрескам Спасо-Преображенского собора.

Внутренний интерьер представлен росписью, которую удалось восстановить почти через сто лет. Живописцы соединили древнюю иконописную традицию с формами новой классической русской живописи. Эти росписи размещены на стенах храма и иллюстрируют символ веры. К настоящему времени они обновлялись и переписывались.

Остальные росписи выполнены живописцами из артели Сапожникова в 1772 году. В храмовой части центральное место уделено фреске, выполненной по мотивам лубочной картинки.

Здесь изображены истории:

  • гибели царевича;
  • расправы горожан над убийцами Димитрия;
  • перенесения мощей.

Главная часть композиции — это изображение Кремля в Москве и царевича в лике святого. Заставляет задуматься и живопись на алтаре, посвященная теме смерти и воскрешения Иисуса Христа.

В трапезной — целый ансамбль росписей, которые датированы 1787—1788 годами. Рассказывается в них о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы. В верхних клеймах – изображены дни сотворении мира, а в самом центре свода Господь в окружении ангелов.

Художественное достижение – истории первых людей. Это обнаженные фигуры, прописанные со знанием анатомии. Такая необычная светотеневая манера была нарушением иконописной традиции. Позже были приписаны пояса, скрывающие наготу. Интересны и росписи, расположенные в круглых клеймах на своде, рассказывающие нам о заповедях Христовых.

Святыни храма

Особую ценность представляют собой, сохранившиеся иконы:

  1. Лик Божией Матери Смоленской (1630 г.). Подарок царя Михаила — первого царя династии Романовых.
  2. Икона Спаса Вседержителя (1692 г.), написанная Петром Билиндиным (Билигдиным).
  3. Образ святого царевича Дмитрия (XIX век, написана как копия иконы XVII века). Автор — местный иконописец Г.И. Буренин.

Память о царевиче Димитрии

Свя­той бла­го­вер­ный ца­ре­вич Ди­мит­рий Уг­лич­ский (Мос­ков­ский) признан в православии как покровитель детей, особо нуждающихся (сироты, инвалиды). В 1997 году детский фонд России ввел Орден святого благоверного царевича Димитрия. Награждают им деятелей за большой вклад в защиту и помощь детям. С XVII века его лик размещен на гербе и с 1999 года — на флаге города.

28 мая празднуется День царевича Дмитрия. В 2011 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот день приобрел статус Всероссийского православного детского праздника.

Бережно хранится память о тех тяжелых временах и в реликвиях, которые находятся в музее.

Известили жителей о гибели царевича, ударив в набат. Звон набатного колокола собрал народ для отмщения убийцам. Позднее, расправляясь над участниками самосуда, Борис Годунов велел наказать и колокол: был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным колоколом .

Перевезли его в город Тобольск, на территорию присоединенной к Российскому государству Сибири. Ссыльные волокли колокол на себе. В 1677 году во время пожара он расплавился, но в память о несправедливой каре в XVIII веке отлили подобный ему по весу. В конце XIX века уже опальный колокол был возвращен обратно.

Носилки и рака

На этих носилках мощи Димитрия несли в Москву. Потом реликвия была возвращена обратно и стала предметом поклонения. Стала частью культа святого и рака, изготовленная из дерева и парчи, в которой находились мощи.

История создания

18 марта 1584 года умер царь Иван IV Грозный. На царство венчался его старший сын Федор Иоаннович: по свидетельству современников, слабый, болезненный человек. Регентом при недееспособном государе стал боярин Борис Федорович Годунов, брат жены царя. У царя Федора детей не было, но на пути Годунова к власти оставалось одно препятствие — царевич Димитрий, малолетний сын Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Маленький царевич вместе с матерью и огромной свитой в четыре тысячи человек был выслан в древний Углич, город на Волге, подаренный мальчику его отцом Иваном Грозным ко дню рождения.

Обстоятельства преступления или несчастного случая, произошедшего в Угличе в полдень 15 мая 1591 года, так и не были выяснены. По исторической традиции, с легкой руки знаменитого историка и писателя Николая Михайловича Карамзина, утвердилось обвинение Годунова в злодейском убийстве мальчика ради престола. Этот сюжет был развит в пьесе Пушкина «Борис Годунов». Однако есть и другая версия происшествия: у царевича случился приступ эпилепсии во время игры с ножом, и он сам напоролся на лезвие. Летописи и сказания Смутного времени полны животрепещущих и кровавых подробностей, но их авторы не были свидетелями трагедии. Многие современники использовали смерть мальчика в своих целях. Взять хотя бы целую плеяду самозванцев-Лжедмитриев, которые, выдавая себя за чудом выжившего царевича, стремились к власти в раздираемой войнами и политическим кризисом стране. Почитание угличанами своего князя было огромно, что, возможно, и помогло первому Лжедмитрию, и он, пусть ненадолго, стал царем России.

Место гибели царевича Димитрия не было забыто. Над ним поставили часовню, впоследствии сгоревшую во время войны с поляками. В 1630 году на ее месте построили первую деревянную церковь Царевича Димитрия с гробницей на месте гибели мальчика. Легенда утверждает, что в каждую годовщину смерти царевича сквозь песок проступала кровь. Первый царь династии Романовых Михаил Федорович тоже мог разделить судьбу царевича Димитрия, но был спасен Иваном Сусаниным, поэтому на свои средства повелел возвести каменную церковь. Романовы, в том числе и Петр I, поддерживали культ Димитрия и придавали ему государственный масштаб.

В 1692 году вместо обветшавшего деревянного храма вырос каменный, в праздничном и ярком «московском» стиле. Храм Царевича Димитрия с самого своего основания был бесприходным и имел статус памятника. Тип храма относится к так называемому «кораблю». Кубическое двухэтажное здание церкви соединяется с колокольней прямоугольным строением, что можно считать архитектурной метафорой: церковь-корабль плывет по полному опасностей морю жизни. Храм состоит из обычных четырех частей: алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, поставленных в одну линию. Над изысканно оформленной храмовой частью возвышается стройное пятиглавие; нижний этаж был освящен в честь Михаила Архангела, а верхний — в имя царевича Димитрия. С севера паперть продолжало гульбище — объединявшая все здание галерея, которая в XIX веке была заменена на придел. Узорное крыльцо в западной части позволяет с паперти подняться на второй этаж, шатровая колокольня над папертью завершает гармоничный и изящный абрис здания. В традициях древнерусской архитектуры церковь Димитрия на Крови рассчитывалась на множество ракурсов. Надо обязательно рассматривать здание со всех сторон, чтобы почувствовать живую пластику объемов и выразительный рельеф деталей декора. Узорчатый стиль отделки храма ярче всего выражен в главном, южном фасаде с великолепными шестью окнами, украшенными эффектными наличниками.

Росписи внутренних интерьеров церковь ожидала больше ста лет. На собранную в храме сумму в 750 рублей делать живописные работы подрядилась артель борисоглебского иконного мастера Петра Хлебникова. Роспись соединяет древнюю иконописную традицию с формами новой классической русской живописи. Именно в ней проявились приемы, ставшие характерными для русского церковного интерьера. Особенный интерес представляет огромная, свободно скомпонованная мастерами фреска по мотивам лубочной картинки XVIII века «Убиение святого благоверного князя царевича Димитрия Угличского» на западной стене храма. Ярко и подробно, в отдельных композиционных группах, художник рассказывает о жизни и смерти царевича: вот Димитрий выходит из дворца, потом совершается злодеяние, гудит набатный колокол, горожане наказывают преступников, мощи Димитрия переносятся в Москву. В трапезной изображены сцены из жития Адама и Евы, обнаженные фигуры удивляют необычной для храма светотеневой манерой в нарушение иконописной традиции.

В 2001 году церковь Царевича Димитрия на Крови предложена правительством России в качестве кандидата на занесение в Список всемирного наследия.

Носилы и рака царевича Димитрия

Среди интереснейших предметов, связанных с историей убийства царевича Димитрия, — носилки, на которых его мощи несли из Углича в Москву. По легенде, носилы остановились на выходе из города, и никто не мог сдвинуть их с места. Долго пришлось молиться москвичам, чтобы угличская земля отпустила мощи. Носилы потом были возвращены в Углич и стали предметом поклонения. Рака из дерева и парчи, в которой находились мощи царевича, тоже стала важной частью культа святого Димитрия. Мощи были торжественно перенесены в Москву, где в соборе Михаила Архангела после канонизации захоронены рядом с могилами русских князей. Над надгробием установлена рака, позднее ее украсили тонкой работы золоченым изображением Димитрия, хранящимся в Оружейной палате. На раке имеется надпись: «Божиею милостию, повелением благовернаго и благороднаго и христолюбиваго Великаго Государя, Царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца… зделана бысть сия рака благоверному чудотворцу, царевичу, князю Димитрию Ивановичу, в седмоенадесять лето государства государя царя, в первоенадесять лето патриаршества, лета 7138».

Церковь царевича Димитрия «на крови»

Углич. Туризм. » Справочная информация » Что посмотреть? » Церковь царевича Димитрия «на крови»

Церковь царевича Димитрия «на крови» — несомненно, самый известный храм Углича, воздвигнута на месте трагической гибели малолетнего сына Ивана Грозного царевича Димитрия.

Сразу после гибели царевича на этом месте поставили небольшую часовню. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками в 1611 году. Затем в 1630 году вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая (зимняя) церковь Михаила Архангела. В храме была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1654 году побывавший в Угличе. Он, пораженный увиденным, пожертвовал крест на храмовую икону.

В 1692 году на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний — царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры.

В трапезной церкви сохранилась кованая дверь (XVII в.) из «дощатого железа», пол, застланный в XVIII в. чугунными плитами. Интерьер расписан в 1778 г. мастером Петром Хлебниковым на темы библейских сказаний «О сотворении мира» и «Грехопадении Адама и Евы и изгнание их из рая».

Западную стену храмовой части занимает большая композиция на тему «угличских событий» 15 мая 1591 г. Здесь же представлены реликвии, связанные с гибелью царевича Димитрия: слюдяной фонарь, носилы и рака, в которых в 1606 г. мощи царевича переносились из Углича в Москву. В иконостасе, установленном в 1867 г., древняя икона Богоматери Смоленской – вклад царя Михаила Федоровича в первую деревянную церковь в 1630 г. Редкая подписная икона «Спас Вседержитель» выполнена в Оружейной палате 1696 г.

Самым ярким экспонатом церкви можно назвать угличский ссыльный колокол — участник трагических событий 15 мая 1591 года, возвестивший о гибели царевича. Его, всполошившего своим звоном всех горожан и призвавшего их к бунту против людей Бориса Годунова, сбросили с колокольни, как человека, лишили крестного знамения, вырвали язык, отрубили одно ухо, били 12 раз плетьми и сослали в Тобольск. Неоднократно угличане пытались вернуть набатный колокол на родину. Это удалось сделать лишь в конце XIX века. 20 мая (3 июня) 1892 года пароход с набатным колоколом причалил к пристани напротив Спасо – Преображенского собора. Горожане приветствовали его криками «Ура!».

Надпись на колоколе гласит: «В сей колокол били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия. В 1593 году прислан из города Углича в ссылку в град Тобольск, в церкви Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитным».

В настоящее время в церкви царевича Димитрия «на крови» располагается один из отделов Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

Церковь димитрия на крови

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *