Протоиерей Александр СОРОКИН: “ВРЕМЯ, ПРОНИЗАННОЕ СМЫСЛОМ”

Комментарий к статье: “У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ?”

Есть такой анекдот: человек попал в другую страну и, идя по кладбищу, читает на надгробиях имена и года жизни. “1903-1976, прожил три года”, “1915-1983, прожил пять лет”. Что такое? Он спрашивает у местного жителя: “Откуда такое дикое несоответствие?”. А тот отвечает: “Мы пишем на надгробии только те дни и годы, в которые покойный сделал что-то доброе, полезное, оставил после себя заметный вклад”. Человек задумался, говорит: “Да, здорово вы придумали. Когда я умру, напишите мне на могиле: “родился мертворожденным”.
На русский язык словом “время” мы переводим два разных греческих слова: “хронос” – время как однообразное течение минут, часов, дней и лет или как момент, в который совершилось то или иное событие, и “кайрос” – время как отрезок, который наполнен чем-то существенным, неповторимым, непреходящим. “Кайрос” – время, которое не исчезает в прошлом, а имеет свой результат в настоящем. Анекдот, с которого я начал, как нельзя лучше иллюстрирует именно это понимание времени, свойственное христианской вере.
Библия, а вслед за ней и христианская догматика учит, что время – это не что-то вечное, внешнее по отношению к миру. Нет, время сотворено Богом точно так же, как и пространство, и материя. Это характеристика нашего мира. Поэтому человек зависит от времени. Отсюда и вытекает вопрос: где его взять и как им распорядиться? То, что люди не умеют управлять своим временем, ни в коем случае не является надуманной проблемой.
Библия пронизана пониманием времени как чего-то, что должно быть наполнено непреходящим содержанием. И следует помнить, что время времени рознь: “Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое” (Пс. 89:12).
Я согласен, что управление временем – это расстановка приоритетов. Планирование времени – это, в конечном счете, предпочтение чего-то чему-то. Бывает, что человек предпочитает дело безделью. Но ничего-не-делание – это тоже выбор. И это время не проходит для человека даром, с ним происходят изменения: он ничего не делает полчаса, потом целый день, неделю… и в конечном итоге превращается в патологического лентяя.
Однако тут возникает вопрос: стоит ли планировать свою жизнь, если у Бога могут быть относительно тебя совершенно другие планы? Мне кажется, стоит, но с внутренней готовностью принять любые изменения, порой неожиданные. В том, чтобы спокойно принять их, быть к ним готовым – и состоит достоинство христианина. Надо планировать свою жизнь, действовать, стремиться достигать своих целей, но при этом не считать себя вершителем своей судьбы и не стремиться во что бы то ни стало осуществлять свои планы даже наперекор воле Божией. Христианский подход сочетает планирование с осознанием того, что в конечном итоге все в руках всемогущего Бога: “Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс. 138:16).

Здесь, конечно, возникает коллизия. С одной стороны, мы знаем, что не стоит заботиться о дне завтрашнем, но с другой стороны, в Евангелии говорится: “Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?” (Лк. 14:28-31).
Я думаю, что это вполне можно отнести и ко времени. Надо рассчитывать свои силы: ты можешь назначить кучу мероприятий, но ничего не успеть, и будешь очень смешно выглядеть.
Я не могу сказать, что умею в полной мере управлять своим временем. Хотя иногда я и успеваю сделать все, что наметил. Это происходит, когда день строится по определенному экономичному принципу распределения времени, места, каких-то событий или мероприятий.
Может ли чрезмерное увлечение управлением временем привести к каким-либо духовным проблемам? Проблемы могут возникнуть, а могут и не возникнуть. Это как с вождением машины: если человек умеет ездить и знает правила дорожного движения, то он будет безопасно и с комфортом передвигаться. А если машина для него просто дорогая игрушка, и он плохо умеет ей управлять, то может попасть в очень большую беду.
Встречаются люди, которые страдают болезнью “пожирания чужого времени”, и это настоящее несчастье, потому что такой человек своей болезни не замечает. И просто сказать ему: “Стоп!” – не выход. Когда человек много работает с людьми (а служба священника – именно такая), то приходится вырабатывать свои приемы. Даже когда я вижу, что, общаясь с кем-то, просто убиваю свое время, я все равно стараюсь, чтобы собеседник не ушел обиженным и оскорбленным, и чтобы это время не пропало даром не только для меня, но и для этого человека. Я думаю, что каждый, кто сталкивается с подобными ситуациями, вырабатывает свою тактику “выруливания” из них.

Протоиерей Александр СОРОКИН родился в 1966 году в Ленинграде. В 1987 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. После семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию и окончил ее в 1995 году. Рукоположен во священники в 1990 году. Служил в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга.С 2004 года – настоятель собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери, с этого же года – председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. Преподает в Санкт-Петербургском институте богословия и философии. Автор книг “Введение в Священное Писание Ветхого Завета” (СПб., 2002) и “Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета” (М., 2006). Женат, двое детей – дочь и сын.

Учение Иисуса Христа о Церкви

Где же истина? А истина находится в слове Божьем. Давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о Церкви в Новом Завете.
Внимательно изучая этот вопрос, всегда надо иметь в виду то, что Церковь Иисуса Христа — единая и неразделимая. Она не разделяется на религиозные группы, конфессии или деноминации!
Но всё же из Писания, из слов апостолов и даже из слов Самого Христа, например, в книге Откровение, мы слышим слова о многих церквях: «Напиши семи церквам, находящимся в Асии». Значит, эти слова относятся к общинам, или, как говорят, к церквам поместным, к собраниям верующих во Христа по месту их жительства или по месту их собраний.
Но Церковь Христа и община ( поместная или домашняя ) — не одно и то же понятие. Община не есть ещё Церковь Христова, и Церковь Христова это не есть община.
В общине люди могут быть разные, даже и неверующие. Апостол Павел говорил: «… ибо не во всех вера»( 2 Фессалоникийцам 3:2 ). Как в стаде овец имеются и козлы и бараны, но они овцами не являются. Среди дев, в притче Иисуса Христа, были девы мудрые и неразумные. Также и среди праведных в общине могут быть неправедные, даже злые.
Христианская община — это ячейка невода Царства Божьего, уловляет рыб всякого рода. Но вот в сосуды — Церковь Христову, из невода кладутся рыбы только хорошие. Кладутся уже не людьми, а ангелами Божьими.
Иоанн Креститель пшеничное поле Христа так же разделял на солому, которая будет сожжена огнём неугасимым и на пшеничные зёрна, которые будут собраны в житницу ( Матфея 3:12 ). Житница — это Церковь Иисуса Христа.
Общины организовываются и создаются людьми. Но Церковь Христа формируется и создаётся Самим Христом. Так написано: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» И апостолы говорят так же: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деяния 2:47 ). Это значит, что не люди присоединяют к Церкви, а Сам Господь.
Царство Небесное находится здесь, на земле и Господь совершает спасение через общины, через людей, через солому пшеничную, ибо без неё и зёрна пшеничные не выросли бы по закону вегетации растений.
Церковь Иисуса Христа — это тайна. Её никто не знает, кроме одного Бога. И в ней, в Церкви Христа, немыслимы даже пороки и пятна или какие-либо беззакония, которые присутствуют во многих религиозных общинах ( Ефесянам 5:26-27 ).
Сейчас есть очень много общин, именующих себя поместными христианскими церквями, где наблюдается очевидное и даже грубое отступничество от учения Христа и апостолов. Присоединившись к ним, вы, должны будете соучаствовать с ними, с отступниками, в решениях вопросов общины, иногда явно делах неправды и даже беззакония, как члены этой организации, этого религиозного течения. Вы можете быть иного мнения, но в вашем присутствии, за вашей спиной или от вашего имени, лжеучителя проникшие в церковь, спрятавшись за словами Священного Писания, смогут вершить свои нечистые дела, прикрываясь решением церкви или общины в которой вы находитесь.
Если вы, как христианин знающий учение Своего Учителя, попытаетесь обличить отступников в их отступлении от истины, вас обязательно обесславят своей клеветой и неправдами и изгонят из своей среды. Но слово Христа призывает и ободряет вас: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас» ( 2 Коринфянам 6:17). Ваше христианское общение там, где есть борьба с плотью, со своим собственным «я», борьба со злом, с неправдой, с лицемерием… Христианин должен быть победителем в сражении с соблазнами и искушениями греховными. Семи церквам в Асии Господь говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём» ( Откровение 3:21 ).
Истинный христианин, принадлежащий к Церкви Иисуса Христа, должен быть водимым Духом Божьим, значит надо быть водимым не кем-либо иным из людей, а только авторитетом учения Иисуса Христа, Который о Духе Святом говорил, что Он «… от Моего возьмёт и возвестит вам» ( Иоанна 16:14 ).
Учение Иисуса Христа не имеет тупиков безвыходности. Христос учит разумно и свято во всех вопросах жизни и если христианин, видя неправду в общине, покидает её, перед ним открывается прекрасная возможность иметь принадлежность к домашней церкви, которая имеет полную свободу чистой, святой христианской жизни во Христе Иисусе и берёт своё начало с двух-трёх человек пребывающих в Господе.
Домашняя церковь была у Прискиллы и Акилы, которые были мужем и женой. У Нимфана тоже была домашняя церковь, она была и у Филимона, сегодня домашние церкви есть у многих христиан. И если домашняя христианская церковь беспокоится о чистоте и святости своего пути во Христе Иисусе, беспокоится об недопущении ложного и неправильного понимания текстов Священного Писания, она, вопреки разделяющему её расстоянию, находит возможность иметь тесное живое духовное общение с такими же домашними церквями из других областей, городов и даже стран.
Божьего мира, любви и Божьих вам благословений!

История

  • Первая открытая проповедь о т. н. «Последнем Завете» была проведена Виссарионом 14 мая 1991 года, а 18 августа в Минусинске Тороп провозгласил создание «Единой Религии Земли».
  • В промежуток конца 1992 года — начала 1993 года в Минусинск стали прибывать первые последователи
  • Первое религиозное объединение последователей Виссариона было зарегистрировано 24 июня 1994 года, с названием «Община Единой Веры», с местом нахождения в г. Минусинске Красноярского края (свидетельство № 105).
  • Во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона, переехавших на постоянное место жительства в Красноярский край, состоящая из инженеров, учителей, агрономов, работников искусств, специалистов по традиционной и нетрадиционной медицине, мастеров народных промыслов и ремёсел обратилась к муниципальным органам власти с предложением образовать на территории Курагинского района Красноярского края, рядом с озером Тиберкуль, экспериментальное экологическое поселение. Администрация Курагинского района дала разрешение и выделила, подконтрольному Торопу ЗАО «ТАБРАТ», из лесного фонда под постройку поселения 250 гектаров земли в районе горы Сухая и озера Тиберкуль.
  • В 1995 году в Курагинском районе Красноярского края на берегу озера Тиберкуль Виссарионом и его последователями создано эконоосферное поселение Тиберкуль (город Солнца)
  • В октябре 1995 года была проведена перерегистрация Управлением юстиции Красноярского края Устава религиозного объединения с новым названием «Церковь Последнего Завета» и новым местонахождением в селе Черемшанка Курагинского района (свидетельство о регистрации № 105 от 5 октября 1995 года).
  • За прошедшее время во многих городах России, стран ближнего и дальнего зарубежья появились последователи Виссариона, открыты центры, организованы Общины. Созданы религиозные организации последователей Виссариона в Казахстане, Латвии. Центры последователей Виссариона имеются на территории Белоруссии, Украины, Болгарии, Австралии, а также Германии,США
  • Для выполнения координационной деятельности и ведения межконфессиональных, в том числе международных, связей местные Церкви Последнего Завета в мае 1998 года учредили Централизованную религиозную организацию, которая под названием «Церковь Последнего Завета», была перерегистрирована Министерством юстиции РФ в 2000 г.

Вероучение

Учение Виссариона — «Последний Завет», который включает в себя 61 заповедь, — очень синкретично. Учение возникло в результате:

  • работы группы людей, преимущественно из уфологического клуба «Гипотеза» г. Минусинск Красноярского края;
  • собственных умозаключений Сергея Торопа (Виссариона);
  • синтеза авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева (Роза мира), Елены Блаватской (Тайная доктрина), Николая и Елены Рерихов (Агни-йога), атеистического учения Карла Маркса и др. учений.

Также включает в себя антитринитаризм, учение о реинкарнации и апокалиптику.

А. Д. Дворкин считает:

В целом учение Торопа можно охарактеризовать как компот из доморощенного экологизма, неоязычества и преломленных через рерихианство восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений, пересыпанных полуграмотными псевдославянизмами. Он все время говорит об экологии, используя при этом элементы восточных учений — реинкарнация, карма и проч., что являет собой типичную неудобоваримую ньюэйджевскую смесь из пива и какао с керосином. (С.645)

Вкратце неведомая доселе «великая тайна» Виссариона состоит в том, что существующее 2000 лет христианство — это вовсе не абсолютная Богооткровенная Истина, а лишь утратившая своё значение «„часть Единой Истины“, да и то в силу неразвитости „человеков“» неправильно понятая и истолкованная. Взамен же предлагается «примитивно состряпанная теософская система, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных восточных религий: индуизма, буддизма, даосизма; языческие мифологии и модные нынче псевдовосточные гипотезы» (С. 651)

— Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.

«Церковь Последнего Завета» живёт ожиданием конца света, сроки которого постоянно отодвигаются. Объявленный основателем секты Виссарионом конец света к 2007 г. не произошёл.

Примечания

  1. Энциклопедия, Церковь последнего Завета (виссарионовцы).
  2. 1 2 3 4 5 Григорьева, 1999.
  3. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. — № 1. — 2001. — С. 62. (копия 1 (недоступная ссылка)), (копия 2)
  4. Занятие 6. Современные нетрадиционные культы. // Пискорская С. Ю. Религиоведение /Электронный учебно-методический комплекс. Красноярск.:Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2007. — 79 с. Автор — доктор философских наук, доцент кафедры философии Красноярского государственного аграрного университета
  5. Трофимов, 22.09.2003, Оригинальный текст (рус.) Похоже, что Южный Казахстан становится и средоточием таких нетрадиционных культов, как Богороднический центр, Белое Братство, Саи Баба аватара, Ивановство, антрический культ, Церкви Всеобщей и Торжествующей, Христадельфиан, Мормонов, Церкви Последнего Завета, Саентологии, Шри Чинмоя и др. .
  6. Асанбаев, 2006.
  7. Беспаленко, Римский, 2009, с. 7.
  8. 1 2 3 4 5 Свидетельство о государственной регистрации религиозной организации № 575 от 21 декабря 2000 год. Павел Столяров Церковь последнего завета (Виссарион)//Центр апологетических исследований, 2000 г.
  9. Интервью Торопа С. А. (Виссариона) телестудии «Резонанс» 14 августа 1991 г. для городов Абакан и Минусинск
  10. 1 2 Виссарионовский «Город солнца» в Красноярском крае не имеет официального статуса // РИА Сибирь, 09.02.2005 г.
  11. 1 2 Церковь Последнего Завета //Иваненко С. И. Религиозные объединения Российской Федерации : справочник / Аппарат Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Аналитическое управление / Под общей редакцией М. М. Прусака, В. В. Борщева.; Сост.: Иваненко С. И. и др. Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996. — 271 с. — ISBN 5-250-02609-5.
  12. 1 2 3 4 Церковь Последнего Завета (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Христианское разномыслие: Словарь. Воробьева М. В. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004 год. — 96 с.
  13. 1 2 Нататья Быкова Российские секты стали распространяться по всему миру//Ставропольская правда, 14.01.2011 г. копия статьи
  14. Энциклопедия, Оригинальный текст (рус.) Основатель Церкви последнего Завета — Сергей Анатольевич Тороп (р. 1961), принявший имя Виссариона. Составленный им «Последний Завет» вмещает 61 заповедь. Церковь имеет около 10 тысяч последователей с центром в Красноярском крае, на берегу о. Тиберкуль .
  15. 1 2 Головушкин, 2008, с. 503.
  16. ПР, 28.09.2011 г..
  17. Лункин, 2008.
  18. Тимощук, Федотова, Шавкунов, 2011, Оригинальный текст (рус.) По своей сути учение Виссариона – это христианство плюс восточные религии, включая теософию Блаватской и другие направления духовных исканий 19–20 вв. Сейчас он окружен группой приближенных, с которыми заново интерпретирует Новый Завет, Ветхий Завет, учения ислама, иудаизма, буддизма и ряда других направлений религиозной мысли. , с. 138.
  19. Метке, 31.01.2005 г..
  20. NEWSru, 01.02.2005 г..
  21. Столяров, 2000, с. 4.
  22. Столяров, 2000, с. 8.
  23. РИА Сибирь, 09.02.2005 г..
  24. 1 2 Несбывшиеся пророчества Виссариона //Youtube
  25. Елена Мельникова. В ожидании конца света. Община Виссариона — вход свободен, выход — опасен для жизни//Труд, № 230, от 08.12.2005.
  26. False Christ Vissarion deceives people Лжехристос Виссарион

Литература

Книги

  • Балагушкин Е. Г. Глава V. Церковь Последнего Завета (синкретическое христианство Виссариона) // Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. — М.: Институт философии РАН, 1999. — Т. 1. — С. 160—223. — 244 с. (Копия 1) (Копия 2 (недоступная ссылка))
  • Воробьёва М. В. Церковь последнего завета // Христианское разномыслие: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 96 с.
  • Головушкин Д. А. Приложение. Современные новые религиозные движения // Религиоведение для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-91180-866-2.
  • Головушкин Д. А. Церковь последнего завета // Религии мира: словарь-справочник / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер, 2009. — С. 383—384. — 400 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-388-00466-6.
  • Дворкин А. Л. Глава 19 «Секта Виссариона — Община единой веры — Церковь последнего завета» // Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — 3-е, пераб. и доп.. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. — 813 с. — 6000 экз. — ISBN 5-88213-068-9.
  • История религий в России: Учебник.. — М., 2001. — С. 521—524.
  • Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру). — Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ, 1996. — 80 с.
  • Кураев, А. В. Глава 3 Устарел ли Новый Завет? В гостях у Христа-Виссариона. // Дары и анафемы : что христианство принесло в мир? : размышления на пороге третьего тысячелетия / Диакон Андрей Кураев. — 5-е изд., испр. и доп.. — М.: Никея : Арефа, 2009. — 319 с. — ISBN 978-5-91761-001-6.
  • Кутузова Н. А. Религиозный радикализм и альтернативные социальные проекты // Религия и общество — 3: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. науч. трудов / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилёв: УО “МГУ имени А. А. Кулешова”, 2008. — С. 164—167.
  • Максимов С. А. «Позови меня в даль светлую» или сказки дядюшки Виссариона. — Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 77 с. — («Библиотека православного миссионера»). (копия книги)
  • Мартинович В. А. 3.4 Состояние нетрадиционной религиозности в современной Беларуси: типология, динамика распространения, деструктивный характер // Безопасность Беларуси в гуманитарной сфере: социокультурные и духовно-нравственные проблемы / О. А. Павловская ; под ред. О. А. Павловской; Нац. акад. наук Беларуси Ин-т философии. — Мн.: Беларус. навука, 2010. — С. 295—310. — 519 с. — ISBN 978-985-08-1172-1.
  • О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник Российской Федерации. — М.: Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление., 1996. — («Оборона и безопасность — 8»).
  • Никольский В. С. Основы религиоведения. Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2005. — 356 с. — 500 экз. — ISBN 5-276-00706-3.
  • Пасечнюк Виктор, иерей. Кто есть Виссарион и что есть его учение? или Почему христианство не принимает учение Виссариона. — Каратузское: Издательство храма св. апостолов Петра и Павла, 2000.
  • Радугин А. А. тема 12. Нетрадиционные религии 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона // Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000. — 240 с. — ISBN 5-88860-053-9.
  • Религиозные организации // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М.: Энциклопедия.
  • Семёнова Т. Н. Глава XI. Современные нетрадиционные культы // Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. / Под ред. И.Н. Яблокова.. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 171—177. — 480 с. (недоступная ссылка)
  • Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Балагушкин Е. Г., Баширов Л. А. Трофимчук Н. А. (рук.) Ю. П. Зуев (ред.).. — М.: Изд-во РАГС, Ком. по связям с религиоз. орг. Правительства Москвы, 1996. — 286 с. — ISBN 5-7729-0008-0.
  • Тимощук А. С., Федотова И. Н., Шавкунов И. В. § 11. Учение Виссариона // Введение в религиоведение: Учеб. пособие.. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. — С. 138. — 153 с. — 500 экз.
  • Точка Александр. Секта. Ангелы умирают первыми. — М.: Детектив-Пресс, 2008. — 228 с. — ISBN 978-5-89935-084-9.
  • Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. — 83 с.
  • Щипков А. В. Во что верит Россия: Курс лекций. — СПб.: РХГИ, 1998. — 167—170 с.
  • Jacek Hugo-Bader. Biała gorączka. — Wołowiec, 2009. — ISBN 978-83-7536-081-3.
  • Jędrzej Morawiecki. Syberyjska sekta wissarionowców jako fenomen społeczno-religijny. — Warszawa, 2010. — ISBN 978-83-7507-091-0.

Статьи

  • Анненко А. Н. Сибирский «Христос» делает выбор… // Газета «Новый взгляд на Хакасию», 29 ноября 2007
  • Асанбаев М. Б. Казахстан: потенциал религиозной конфликтности и факторы риска в развитии религиозной ситуации // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. — № 6 (48). Архивировано 9 июня 2014 года.
  • Беспаленко П. Н., Римский В. П. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет, 2009. — № 1. — С. 3—13.
  • Быков Р. А. Исторические условия формирования новых религиозных движений в России // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 360. — С. 84-86.
  • Быкова Н. У нас даже пророки — алкоголики // Московский комсомолец, 21 октября 1995 г.
  • Виссарионовский «Город солнца» в Красноярском крае не имеет официального статуса // «РИА Сибирь». — 09.02.2005 г..
  • Вишняков В. Сказки учителя Виссариона // Российская газета, 30 июля 1994 г.
  • Голодник Л. Тартюф вечен // Надежда (г. Минусинск), 27 июля 1994 г. (N 92), 30 июля 1994 г. (N 94), 4 августа 1994 г. (N 96), 6 августа 1994 г. (N 97), 10 августа 1994 г. (N 98), N 100, 20 августа 1994 г. (N 103).
  • Григорьева Л. И. Община единой веры // Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н. И. Дроздов. — Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998. — С. 437—438. — 736 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88329-005-1.
  • Григорьева Л. И. Церковь Последнего Завета («секта Виссариона — Христа Минусинского») (недоступная ссылка) // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. Москва, 22-23 февраля 1999 года. — М.: Рудомино, 1999. — С. 75 — 88
  • Григорьева Л. И. Социальный эксперимент и социальная альтернатива в новых религиозных движениях : (на примере общины Виссариона Минусинского (Красноярский край)) // Сибирь в XXI веке : альтернативы и прогнозы развития : науч.-практ. конф. (2003; Красноярск). Ч. 2 / М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. ун-т ; отв. за вып. В. А. Сапожников. — Красноярск: КГУ, 2003. — С. 54—61.
  • Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета» // Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. — Н.-Н.: Изд-во братства во имя св. кн. А. Невского, 2002.
  • Днепрова Н. Почему им «вреден» витамин «В» // Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»), март 1996 г. — N 7-8 (67-68).
  • Долгополова С., Малаш Л. Крестовый поход изуверов // Мегаполис-Экспресс, 1 ноября 1995 г.
  • Как я столкнулась с сектой // Психологическое радио. — 28.09.2011 г..
  • Каленова Г. Сим провозглашаю себя Христом // Российская газета, 7 декабря 1996 г.- N 135.
  • Кантеров И. Я. Церковь последнего завета (последователи Виссариона) // Свеча-99. Экология духа: Сборник методологических и методических материалов по религиоведению и культурологии. Вып. 1. / Отв. ред. Е. И. Аринин. — Архангельск, 1999. — с. 130—143.
  • Лаврентьев А. «Только он» не может спасти Россию // Сорок один (г. Зеленоград), 10 февраля 1996 г. — N 16. — с. 4.
  • Лункин Р. Н. Церковь Виссариона: божество с человеческими страстями // Русское ревью. — Кестонский институт, 2008. — № 30.
  • Любимова Г. В., Бут М. О., Лугоненко Д. С. «Сад как рай». Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. — Магнитогорск: МГТУ, 2012. — № 3 (37). — С. 345—356. — ISSN 1991-9484.
  • Метке Йорг Р. Сибирский Христос // Der Spiegel. — 31.01.2005 г..
    • В Германии заинтересовались „сибирским Христом“ // NEWSru.com. — 01.02.2005 г..
  • Панченко А. А. Утопия «Последнего Завета» // Отечественные записки. — 2003. — № 3 (12).
  • Панченко А. А. Двадцатый век: новое религиозное воображение // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 117. — С. 122—139. — ISSN 0869-6365.
  • Пасечнюк,Виктор свящ. Кто есть Виссарион и что есть его учение // Сайт Петро-Павловского прихода с. Каратуз
  • Сергеев Р. SOS!!! В лапы сектантов попал лучший скульптор Петербурга! // Новый Петербург, 23 декабря 1994 г. — N 52 (156).
  • Ставицкая Н. Из первых рук, из первых уст // Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»). — 1995. — N 33-34. — с. 4.
  • Столяров П. Н. Церковь последнего завета (Виссарион) // Центр апологетических исследований. — 2000. — С. 1—8.
  • Трофимов Я. Ф. Геополитические аспекты динамики изменения религиозной ситауции в республике Казахстан // Религия и СМИ. — 22.09.2003. Архивировано 8 июня 2014 года.
  • Ходорыч А., Конашенок Н., Студнев М. Товарищества на вере // Коммерсантъ-Деньги. — 31.10.2001. — № 43 (347). — С. 30. Архивировано 7 декабря 2014 года.
  • Чернышкова З. Е. Основы и особенности социальных проектов новых религиозных движений (на примере анализа деятельности Церкви Последнего Завета» // Человек. Религия. Право: истоки, сущность и проблемы противодействия религиозному экстремизму. Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург, 31 мая 2011..
  • Urbańczyk J. “What if it is actually true?” Vissarion’s Followers from Eastern Europe and their Path to the Last Testament Church Community in Siberia // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. — 2017. — Vol. 20, № 3. — P. 74—100. — DOI:10.1525/nr.2017.20.3.74.
  • Chernyshkova Z. E. Methodological Problems in the Research of New Religious Studies // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2012. — Т. 4, № 5. — P. 528—534.
  • Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11-12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород). — 1996. — N 3. с. 4-6.
  • Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций ни здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.) / Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации // Служба религиозной информации» Метафразис». Специальный выпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г. — с. 5-12.
  • Глас вопиющего в пустыне (Письмо к общине Виссариона) // Надежда, 14 июня 1995 г.
  • Мы не должны стать зомби // Надежда, 29 мая 1995 г. — № 63.
  • Рапорт начальника Курагинского РОВД полковника милиции Н. А. Миронова главе администрации Курагинского района Петрухину Н. Ф. № 1/6360 от 5 октября 1995 г.
  • Ждать конца света? // Правда-5, 24-31 января 1997 г. — № 3 (176).
  • Русская мысль, 5-11 сентября 1996 г. — № 4139.
  • Сорок один (г-Зеленоград), 15 ноября 1994 г.
  • Зеленоград сегодня. — 1996. — № 4 (4).
  • В поисках счастья //Сорок один (г. Зеленоград), 10 февраля 1996 г. — № 16. — с. 4.
  • Пророков много, всех не переслушаешь // Советская молодежь (г. Рига), 22 июня 1995 г.
  • Виссарион и его лжеучение // Современные ереси и секты в России / Под ред. митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Издание 2-е, дополн. — Санкт-Петербург, 1995. — 240 с.
  • Истинное добро — это сказать человеку правду // Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»), март 1996 г. — № 7-8 (67-68).
  • Альфа и омега. — 1994. — № 2.

Церковь новый завет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *