Совет 1: Как Православная Церковь относится к Ванге

Ванга родилась в 1911 году в небольшом городке Струмица (нынешняя территория Македонии). Жила 85 лет, с тридцатилетия у нее открылся дар предвидения, после которого Ванга начала принимать людей и оказывать им различную помощь в житейских нуждах.

Вопреки представлению многих православная Церковь крайне негативно относится к Ванге, причем это касается не только Церкви Русской, но и Православной Церкви Болгарии. Такое отношение вполне естественно, ведь христианство отвергает разного рода экстрасенсорику, колдовство и гадания. Для того, чтобы лучше разобраться в жизни «старицы» необходимо более внимательно вникнуть в то, каким образом и какой силой Ванга совершала предсказания и исцеления.

Болгарская прорицательница сама говорила, что сила в ней от «больших духов». Причем, предсказания старицей делались во время вхождения в транс последней. Ванга рассказывала, что в нее входили эти «силы», давали ей указания и именно в бессознательном личностном состоянии осуществлялись пророчества. Поэтому целительница ничего не помнила во время сеансов.

Такие состояния являются одержимостью бесами. Из Священного Писания известно, что темные силы знают будущее, могут даже творить чудеса. Поэтому Церковь возвещает людям: силы Ванги не являлись святой божественной благодатью – поэтому и о святости не может быть и речи. Святые люди, пророки делали предсказания будучи в ясном уме, чего нельзя сказать о прорицательнице Болгарии (как с ее слов, так и со слов очевидцев и участников различных сеансов). Таким образом, в Ванге подавлялась личность бесовскими силами.

Во время сеансов наблюдались случаи, когда Ванга, входя в транс, начинала издавать животное рычание, говорила другими голосами. Все это свидетельства одержимости злыми силами.

Не имеет ничего общего с христианством и богословские представления прорицательницы. В частности, Ванга рассказывала, как ей явился Христос в виде огненного шара. Далее она говорила, что у Христа нет никакой формы. Такое учение неприемлемо православием и полностью отвергает реальный факт Боговоплощения Иисуса Христа. Соответственно, не может рассматриваться спасение человечества Богом через страдания на кресте.

Ванга не отрицала возможности перерождения душ, что чуждо христианству. Также она считала, что души могут входить в других людей. В частности, этим она объясняла периодическое отсутствие своей памяти о ее близких и знакомых.

По представлениям Ванги жизнь человека полностью предопределена, имеет место глобальный фатализм. Православная Церковь учит, что все человечество предопределено только ко спасению, однако у каждого человека есть свобода воли. Каждая личность сама вправе выбирать жизненный путь и решать, стремиться ли ей быть с Богом или нет.

Кроме этого, Ванга верила в существование инопланетян и положительно относилась к учению теософов. Результатом последнего стало желание целительницы воздвигнуть храм, в котором «иконы» были написаны Светлином Русевым – ярким представителем течения теософии. Внутреннее убранство «храма» представляет собой тяжелое зрелище: образы выполнены в темных, страшных теософских тонах, чуждых христианским традициям. В этом здании находится и образ самой целительницы, на котором она благословляет священника. Это указывает на великую духовную прелесть и гордость, ведь в христианской традиции такое благословение приличествует Божией Матери.

Все эти свидетельства являются указаниями на то, что Ванга не является святой, но при жизни была проводником темных сил и находилась в духовной прелести. Сама прорицательница перед своей смертью говорила, что уходит «вниз». Святые подвижники в предсмертный час, наоборот, думали о высоком – о Боге и о будущей вечной жизни в Царствии небесном.

Краткая биография Ванги (1911-1996)

Вангелия Пандева Гущерова (1911-1996), более известная как Ванга, родилась 31 января 1911 года в Струмнице (ныне Македония) в семье бедного крестьянина. Ванге было только 3 года, когда в 1914 году, при рождении второго ребенка, умерла ее мать Параскева. После окончания Первой Мировой Войны, около 1919 г., её отец Панде Сурчев женился второй раз, на Танке Георгиевой, которая становится мачехой Ванги. От Танке у него родились еще трое детей (Васил, Томе и Любка). При рождении четвертого ребенка в 1928 году умерла и Танка, его вторая супруга.

Когда Ванге было 12 лет, в 1923 году, с ней случилось событие, изменившее всю ее дальнейшую жизнь. Когда она, вместе с двумя двоюродными сестрами, возвращалась в деревню с поля, ураган страшной силы поднял ее в воздух и унес далеко в поле. Нашли её, заваленную ветками и присыпанную песком. Из-за песка, попавшего в глаза, ей делают три неудачные операции на глаза, в результате которых Ванга полностью теряет зрение.

В 14 лет Вангу отправляют в город Земун (Сербия) в Дом слепых, где она проводит три года своей жизни и изучает азбуку Бройля, музыку, начинает неплохо играть на рояле. Девочку учат вязать, готовить, шить. В 18 лет ей делает предложение слепой по имени Димитр, так же живущий в Доме слепых. Его родители богаты, и девушку может ожидать обеспеченное будущее. Ванга соглашается, но в это время она получает известие от отца о смерти мачехи Танки, отец зовет дочь домой, так как ее помощь нужна по уходу за малолетними братьями и сестрой. Свадьба с Димитром расстраивается, и Ванга возвращается к отцу, активно включаясь в повседневные хлопоты.

Умея красиво вязать, Ванга берет заказы на дом, занимается ткачеством. Но заработанных денег не хватает на достойную жизнь, и семья живет в нищете.

Необычные способности Ванги начали проявляться в апреле 1941 года, когда ей было 30 лет. Её посетил «высокий, светловолосый, таинственный всадник божественной красоты», который сказал ей, что он будет рядом с ней и будет ей помогать делать предсказания о мертвых и живых. Скоро после этого «от ее уст начал слышаться другой голос, который называл с поразительной точностью местности и события, имена мобилизованных мужчин, которые вернутся живыми, или с которыми случится какое-нибудь несчастье…». С этого времени Ванга начала часто впадать в транс, принимать все больше и больше посетителей, находить потерянных людей и вещи и говорить с «мертвыми».

В 1940 году на 54 году жизни умер отец Ванги. В мае 1942 года Ванга выходит замуж, по категорическому повелению «сил», за Димитра Гуштерова (несмотря на то, что он тогда был обручен с другой женщиной). Семейная жизнь Ванги была несчастлива, у нее не было детей, а спустя 5 лет после свадьбы ее супруг Димитр тяжело заболел (в 1947 году), очень сильно начал пить и умер в апреле 1962 года на 42 году жизни.

В 1982 году, в возрасте 71 года, Ванга переезжает в местность Рупите, окруженная уважением и большим признанием многих людей. Ванга принимает посетителей почти до самой своей смерти, в возрасте 85-ти лет (она умерла от рака 11 августа 1996 года). На ее похороны пришло более 15 000 человек, включая высших должностных лиц (президенты, послы, дипломаты, весь кабинет министров, депутаты и журналисты). Такова в общих чертах жизнь всемирно известной прорицательницы.

Могила Ванги

Появление «дара»

В юности, когда Ванга ослепла, перед ней, по ее словам, явился Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой (странно, потому что св. Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого). А много позже она стала обладательницей необычного «дара». Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением.

Видения Ванги начались с ее общения с неким «всадником». Вот как племянница описывает со слов Ванги одно из таких видений: «…Он (всадник) был высок, рус и божественно красив. Одет как древний воин, в доспехи, которые блестели в лунном свете. Его конь взмахивал белым хвостом и рыл землю копытами. Он остановился перед воротами дома Ванги, соскочил с коня и вошел в темную комнатку. От него исходило такое сияние, что внутри стало светло, будто днем. Он повернулся к Ванге и заговорил низким голосом: «Скоро мир перевернется и много народу погибнет. На этом месте ты будешь стоять и предсказывать мертвым и живым. Не бойся! Я буду рядом с тобой и буду говорить то, что ты должна им передать!»». Кем был этот явившийся Ванге всадник?

Источник «дара» Ванги

По словам родственников и знавших Вангу, она говорила о голосах, которые диктовали пророчества. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках дара предсказания: от Бога и от бесовских сил. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге Красимиры Стояновой, племянницы Ванги.

К. Стоянова сообщает различные подробности о том, как общалась Ванга с потусторонним миром, с «духами»:

Вопрос: Ты говоришь с духами?

Ванга: Приходят многие и самые разные. Некоторых я не могу понять. Не те, которые сейчас приходят и находятся около меня, я понимаю. Один приходит, стучит в мою дверь и говорит: «Эта дверь плохая, подмени ее!»

Вопрос: Помнишь что-нибудь после того, как была в трансе?

Ванга: Нет. Не помню почти ничего. После транса я чувствую себя очень плохо весь день.

Вопрос: Крестная, а почему ты не помнишь, что говорится во время транса?

Ванга: Когда они хотят говорить через меня, я как дух выхожу из своего тела и стою в сторонке, а они входят в меня и говорят, и я ничего не слышу.

Достаточно взглянуть на силы, с которыми общалась Ванга, чтобы понять, что они темные.

Как писала Стоянова, по мнению самой Ванги, у существ, которые общаются с ней, есть какая-то иерархия, потому что есть «начальники», которые приходят редко, только когда нужно сообщить о каких-то чрезвычайных событиях или больших катаклизмах. Тогда лицо Ванги становится бледным, она впадает в обморок и из ее рта начинает слышаться голос, не имеющий ничего общего с ее голосом. Он очень сильный и совсем другого тембра. Слова и предложения, которые выходят из ее уст, не имеют ничего общего со словами, которые Ванга употребляет в своей обычной речи. Как будто какой-то чужой разум, какое-то чужое сознание вселяется в нее, чтобы сообщить через ее уста о роковых для людей событиях. Этих существ Ванга называла «большая сила» или «большой дух».

Описание существ, с которыми общается Ванга, очень отчетливо выявляет нам мир поднебесных духов злобы, точно как был описан в Священном Писании и Святыми Отцами: у темных сил существует иерархия; человек не может контролировать свою умственную и телесную деятельность; «силы» самовольно входят в контакт с Вангой, совершенно не считаясь с ее желаниями.

Другие демоны, дававшие Ванге предсказания о прошлом и будущем её посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: «Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым». Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: Не обращайтесь к вызывающим мертвых (Лев.19:31).

Кроме духов, которые являлись Ванге под видом «маленьких сил» и «больших сил», а также умерших родственников, она общалась с еще одним видом обитателей потустороннего мира. Она называла их жителями «планеты Вамфим» (без комментариев).

В рассказе К. Стояновой о контактах Ванги с умершими есть эпизод, где она осуществила связь с давно умершей ясновидящей теософкой Еленой Блаватской. А когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: «Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания». Как известно, Архиерейский Собор 2000 года отлучил ярого борца с христианством Н. Рериха (основателя оккультного учения «Агни-Йога») и Е. Блаватскую (основательницу теософского общества) от Церкви.

Помимо того, Ванга очень хорошо отзывалась о Джуне Давиташвили, одобряла деятельность экстрасенсов, со многими из них общалась лично, сама активно занималась целительством. Что касается методов ее лечения, то их описанием не побрезгал бы ни один учебник магии. Вот краткий пересказ одного из многочисленных случаев в практике Ванги и данных ею рекомендаций. Некий человек, потеряв рассудок, схватил топор и бросился на родственников, когда же братья связали его и привели к Ванге, то она посоветовала поступить следующим образом: «Купите новый глиняный горшок, наполните его водой из реки, черпая против течения, и этой водой трижды полейте больного. После бросьте горшок обратно, чтобы он разбился, и не оборачивайтесь!». Мы не видим ни слова о покаянии и церковной жизни, которые могли бы уврачевать душу больного! Исцеления, совершаемые православными святыми, всегда имели целью, в первую очередь, духовное врачевание; исцеление же плоти ценой поражения духа – это удел оккультных целителей всех мастей.

В своей деятельности Ванга часто использовала сахар, позволявший ей увидеть прошлое и будущее человека. Приходящий к ней за советом человек приносил с собой два-три кусочка сахара, которые до этого должны были несколько дней пролежать под его подушкой. Взяв эти кусочки в руки, Ванга рассказывала человеку о его прошлом и будущем. Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. Для Ванги сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог принести каждый (сахар имеет кристаллическую структуру).

Все приведенные факты и свидетельства показывают, что «феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей.

Сама Ванга не сознавала, что она общается с миром падших духов. Не понимали это и многочисленные ее посетители. От обольщения падшими духами спасает строгая духовная жизнь и многолетний аскетический опыт. Такая настроенность научает духовному трезвению и уберегает от пагубной прелести. Свт. Игнатий (Брянчанинов), рассуждая о падших духах, говорит, что из-за своей греховности люди более близки к ним, чем к Ангелам Божиим. И поэтому, когда человек не подготовлен духовно, вместо ангелов ему являются демоны, что, со своей стороны, приводит к тяжкому духовному прельщению. Ванга не имела ни опыта христианской духовной жизни, ни познаний, которые могли бы помочь ей в критической оценке непонятных явлений, внезапно властно вторгшихся в ее жизнь. Дом, в котором Ванга жила, по ее мнению, был построен на месте древнего языческого капища. Сохранились свидетельства о том, что многие люди, приходя в это место, чувствовали себя угнетенно.

Да, Ванга занималась прорицаниями и часть ее предсказаний сбывалась, но с точки зрения библейского учения, этот факт сам по себе еще не доказывает духовную чистоту источника предсказаний, например, в Библии мы читаем о служанке, одержимой «… духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян. 16:16). Подчеркнем, что дух прорицательный покинул женщину после повеления ап. Павла, произнесенного им именем Иисуса Христа: «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И вышел в тот же час» (Деян. 16:18). Учитывая симпатии Ванги к оккультизму и экстрасенсорике, можно сделать вывод, что в основе ее духовного феномена действовали те же силы, которые питают оккультизм и магию, а потому, будь Ванга на месте той новозаветной служанки, ее постигла бы та же участь.

Однажды, случайно оказавшись недалеко от креста, имевшего частицу Честного и Животворящего Креста Господня, Ванга потребовала, чтобы его от нее удалили, так как она не может прорицать. Известно, что если рядом с Вангой начинали читать православные молитвы, она так же теряла свой дар.

Церковь Ванги

Ванга построила в Рупите церковь во имя св. Параскевы Болгарской. Но и здесь не все так просто. Выстроенный храм нарушает все церковные каноны. Архитектура и роспись принадлежат известному художнику Светлину Русеву, который является большим поклонником Николая Рериха, что очень проявилось при строительстве церкви. Алтарь и настенная роспись настолько не соответствовали представлениям о православной вере, что некоторые даже призывали разрушить постройку. Храм прозвали «масонским».

Сама Ванга назвала строительство церкви «жертвоприношением». Закладной камень церкви был положен 20 августа 1992 года тогдашним Неврокоским митрополитом Пименом, но нужно отметить, что в тот год в Болгарской Церкви произошел раскол, а митрополит Пимен был одним из организаторов этого раскола. Строительством церкви занимался «Фонд Ванги». В 1994 году алтарь храма был освящен каноническим Неврокопским митрополитом Нафанаилом, но несмотря на это, им сразу же стали распоряжаться раскольники и члены «Фонда Ванги». В настоящее время этот храм превращен в туристический центр. Интересно, что напротив образа Спасителя висит портрет самой Ванги, выполненный в технике «псевдоиконы», что тоже вызвало резкое неприятие священнослужителей, которые называют такие лики полуоккультными.

О «святости» Ванги

Сегодня земляки великой ясновидящей требуют от Церкви причислить Вангу к лику святых. К её могиле в Рупите люди приходят, словно к святой, с молитвами и просьбами. Их аргументом «святости» Ванги служат слова Стояновой: «Ванга была избрана Небом. Тетя была верующая, скромная женщина. Она соблюдала каноны, молилась, с радостью посещала церковь. И всегда призывала к вере в Бога! Что касается священников, то официально они ее не признавали, но даже митрополиты приезжали к ней поговорить о делах. И она говорила правду, даже нелицеприятную.» Сама Ванга в своих высказываниях говорила о хорошем отношении к Церкви и иногда даже крестила детей. Но Ванга никого не обращала в Православие!

Надо подчеркнуть, что истинная православная святость – в корне отличается от явлений, которые видим у Ванги. Христианская святость проявляется при полном и ясном сознании о духовных переживаниях, нет насилия над волей человека. Благодать Божья преображает человека не после природных бедствий и ураганов или после появления всадников, а после осознанной христианской аскезы и соблюдения Божиих заповедей. Обычно проходят долгие годы очищения перед тем, как духовные плоды начнут видимо проявляться. Нужны нравственные усилия и, как говорит Серафим Саровский, приобретение Святого Духа.

Ванга же далеко находится от этих условий, как много у нее и заблуждений относительно христианской веры. Примечательно, что Ванга впадает в транс и после него ничего не помнит. У нее появляется чужой голос, которым она говорит, и это показывает, что в нее вселяется другое существо, что она сама и признавала. В момент такого вселения она (“святая”) начинала рычать. Это не святость, а одержимость, обратная святости. Человек в таком состоянии не общается со Святым Духом, с Господом, а с темными силами.

Что касается творения чудес, то чудеса не обязательно могут быть проявлением святости. Как нам известно из житий святых, далеко не все святые творили чудеса. И наоборот, есть множество случаев чудотворства при очевидном отсутствии святости (колдуны, гадалки, современные экстрасенсы с откровенно ненормальной жизнью, некоторые поклонники восточных религий и т.д.), что является ярким свидетельством, что эти сверхъестественные «чудеса» — дело падших духов.

Многие люди, далекие от Церкви и имеющие наивные представления о темных силах (и их человеческих слугах), обманываются тем, что Ванга часто говорит о Боге, о свете, вере, Христе, любви, мудрости. Ванга использует слово “христианство” только как ширму. Под прикрытием христианства они проповедуют нехристианские идеи и практикуют нехристианские действия.

Что общего между Вангой и блаженной Матроной Московской? Слепота? Так и Гомер был слеп. Ванга открыто занималась колдовством, говорила об особом даре, который появился у нее после сильного урагана, брала деньги за прием (не лично, а через фонд). Это был хорошо поставленный и отработанный бизнес, на котором наживалось немало людей – все окружение болгарской колдуньи. Блаженная Матрона лежала парализованная, смиренно несла свой крест и молилась Богу за людей, которые ее об этом просили.

Нет легкого пути к Богу и никогда его не было. Поэтому Господь и говорит об узком пути. Он не обещает всем, кто хочет войти в Царство Божие, что они в него войдут. Он говорит, что Царство Божие силою берется. Современный человек не хочет прилагать никаких усилий и не принуждает себя ни к чему. Он хочет, чтобы все становилось по мановению волшебной палочки. Хочет на своей машине доехать до Царства Небесного, где сам Бог его встретит, похлопает по плечу и скажет ему, что все хорошо, ты прекрасен, ничего от тебя не требуется. Но это не так.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Используемая литература:

1. Иеромонах Виссарион (Заографский). «ВАНГА — ПОРТРЕТ ОДНОЙ СОВРЕМЕННОЙ КОЛДУНЬИ»
2. Иеромонах Иов (Гумеров). Как Церковь относится к «ясновидящей» Ванге?
3. Питанов В.Ю. Ванга: кто дергал за веревочку?
4. Иеромонах Виссарион: “Нет легкого пути к Богу”

Если Ванга была не православной, почему же храм, который она построила, был освящен? Почему целый ряд священнослужителей имел с ней общение? Еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?
На фото: иконостас храма, построенного Вангой, рядом с иконостасом висит и «икона» самой Ванги, написанная в том же стиле.
Иеромонах Виссарион, насельник Зографского монастыря во имя великомученика Георгия на Афоне:
— Действительно, очень многие болгары уверены в святости Ванги. За 45 лет социализма люди настолько отдалились от веры, что не отличают Божье от бесовского. Это трагедия болгарского общества. И огромной ошибкой я считаю освящение построенного Вангой храма. Принять его за православный может только человек, не знающий ни канонов, ни Предания, не понимающий духа христианства. Иконы в нем я не могу назвать даже живописью – это мертвопись. Над престолом висит портрет Ванги, на котором она благословляет, как священник. Трудно представить большее кощунство. Женщина вообще не может так благословлять – исключение в иконописи делается для Богородицы, и то нечасто.

Митрополит Неврокопский Нафанаил понимал это. Сохранилась видеозапись, где он прямо говорит Ванге, что храм этот противоречит канонам и освящать его нельзя, а Ванга в ответ презрительно отзывается о канонах. Почему же в итоге владыка освятил его? Могу только догадываться. Тогда, в 1994 году, в Болгарской Православной Церкви был раскол, почти все власти и СМИ поддерживали раскольников, о Священном Синоде говорили и писали враждебно. Наверное, многочисленные почитатели Ванги шантажировали митрополита, грозились уйти к раскольникам, если он откажется освятить храм. Думаю, он пошел на компромисс в надежде, что эти люди медленно пойдут в Православие.
Один священник из Неврокопской епархии, присутствовавший на освящении, рассказывал мне, что у некоторых непосредственных участников (иерея Валентина Ноцкова, диакона Орлина Андреева) во время освящения сильно разболелась голова. Бог давал знаки, что это не Его волю они выполняют, а человеческую. Но еще святой Афанасий Великий говорил, что мы обязаны служить не времени, а Богу. Нельзя идти против Предания. Естественно, надежды митрополита не сбылись – не пришли почитатели Вангы к вере. Он каноничный митрополит, я уважаю его сан, но тот поступок считаю ошибкой, о чем неоднократно говорил и писал.
Несколько месяцев назад я издал свою магистерскую диссертацию: «Ванга. Портрет одной современной колдуньи». Многие истории, рассказанные там о Ванге, я вычитал в книгах ее сторонников и последователей. Например, швея-модистка Эмилия Адамова описывает такой случай: «Когда мы с братом пришли к ней, Ванга осуществила такой сильный контакт с нашей умершей матерью, что говорила ее словами и ее голосом около часа». Естественно, Ванге неоткуда было знать прошлое незнакомых людей. Знали бесы, они и заставили Вангу говорить чужим голосом. Адамова, как и многие другие почитатели и последователи Ванги, рассказывает об этом с восхищением, так как не понимает, что ее кумир общалась с бесами.
И таких случаев немало – часто она и мужскими голосами говорила (например, когда тяжело заболела и врачи уже не могли ей помочь). А один мой друг видел, как в монастыре недалеко от Петрича Ванга не могла поклониться иконе Божией Матери. Он предложил ей помощь – до иконы было метров пять, но она сказала, что устала. Тогда они с еще одним паломником попробовали поднести ее к иконе, и Ванга закричала не своим голосом: «Сила меня оставит».
Когда вышла моя книга, митрополит Пловдивский Николай пригласил меня в свою епархию, поблагодарил за книгу, сказал, что давно пора было обличить эту колдунью. Также поддержали меня митрополит Ловечский Гавриил, митрополит Варненский Кирилл. Все эти уважаемые архиереи единодушны во мнении, что Ванга не святая, а сатанинский феномен. Надеюсь, что в скором времени Священный Синод Болгарской Церкви выразит официальное отношение Церкви к Ванге. Но борьба только начинается. Увы, авторитет Церкви в болгарском обществе не так высок, как был в прошлом. Люди замечают человеческие немощи священников и епископов, а духовного смысла Церкви не понимают. Многие из них считают Вангу святой, и их сегодня слышат лучше, чем нас.

Знаю, что и в России многие считают Вангу святой. Как можно на родине таких великих святых, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, поклоняться лжесвятым колдунам? Но ничего не поделаешь – оккультизм быстро отравляет сознание современного человека. Поэтому мы перевели мою книгу на русский язык, уже издали небольшим тиражом, и скоро ее можно будет приобрести в Киево-Печерской лавре. В России уже некоторые издательства тоже заинтересовались книгой.
* * *
Александр Дворкин, завкафедрой сектоведения ПСТГУ:
— Я уже писал в «Афонских рассказах» о митрополите Неврокопском Нафанаиле (Ванга проживала на территории Неврокопской епархии), как незадолго до смерти Ванги к владыке пришли посланцы от нее и передали, что Ванга нуждается в его совете и просит приехать к ней. Через несколько дней митрополит Нафанаил приехал и вошел в комнату Ванги. В руках он держал крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь, и уж точно не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»»? – спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» – вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.
Ванга была колдуньей, контактировала с темными силами. При жизни она, как любой человек могла покаяться, и именно на это надеялся митрополит Нафанаил, откликнувшись на ее просьбу. Но, увы, не покаялась, и, естественно, Болгарская Православная Церковь относится к ней отрицательно. Самой же ведьме очень хотелось показать свою связь с Православием, так как таким образом она рассчитывала привлечь новых «клиентов». Для этого и храм построила на территории своего поместья, но если внимательно посмотреть, его трудно назвать православным. Какие-то внешние формы соблюдены, но иконы ужасные, архитектура чудовищная, все
грубо, аляповато, и вообще все построено вокруг Ванги. Поддерживали ее раскольнические или откровенно сектантские псевдоправославные группировки. Нарядиться в рясу может каждый, но от этого он не станет священником.
Ну а что она была у кого-то крестной, так бытовое православие, в котором соблюдаются лишь какие-то внешние формы, без связи с содержанием, а иногда и вопреки ему, в Болгарии распространено еще больше, чем в России. У нас тоже иногда крестными становятся некрещеные люди – нецерковные родители приглашают в кумовья своих друзей, даже не интересуясь, крещены ли они. В Болгарии часто происходит то же самое.
А вот что общего между Вангой и блаженной Матроной Московской, я не понимаю. Слепота? Так и Гомер был слеп. И венецианский дож Энрико Дондоло тоже ничего не видел. Тем не менее сумел привести 4-й крестовый поход к стенам Константинополя и руководил предательским взятием византийской столицы, невиданным грабежом и надругательством над ее святынями. Ванга открыто занималась колдовством, говорила об особом даре, который появился у нее после черепно-мозговой травмы, брала деньги за прием. Это был хорошо поставленный и отработанный бизнес, на котором наживалось немало людей – все окружение болгарской колдуньи. Блаженная Матрона лежала парализованная, смиренно несла свой крест и молилась Бог за людей, которые ее об этом просили.
Нескучный сад

Церковь о ванге

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *