История строительства церкви Сорока мучеников Севастийских

Согласно историческим сведениям, деревянный храм Сорока мучеников стоял у устья Трубежа с 1628 года. Чуть позже, в 1652 году, в Рыбной слободе при Сорокосвятском храме появилась и вторая церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее приходе было 82 двора. К 20-м годам XVIII века оба храма сильно обветшали.

И местный священник Иван Стефанов с прихожанами по разрешению властей к 1728 году построил два новых деревянных храма. Холодную церковь стали называть Сорокосвятской, а теплую – Покровской.

В 1775 году вместо этих двух деревянных церквей поставили новую, из кирпича. Это были времена расцвета каменного церковного зодчества. Вновь отстроенная церковь в те времена имела около 200 прихожан. С тех пор в Сорокосвятской церкви сохранилась традиция. Ее холодный престол назван в честь Сорока мучеников Севастийских, а теплый престол посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.

Деньги на возведение храма дали купцы из Москвы, братья Максим и Иван Щелягины. Они начинали свою торговлю в Переславле, но позже, как и купцы Обуховы и Холщевниковы, перебрались в столицу.

Подвиг Сорока мучеников

История подвига ранних христиан, в честь которых освящен престол этой церкви, интересна и поучительна. Они были воинами в армии Рима. События происходили в 320 году н.э., когда отряд остановился возле города Севастия, что в Малой Армении, которая была тогда одной из римских провинций. Сейчас эти земли находятся на территории Турции.

По обычаям того времени, во время языческого праздника должна была произойти церемония жертвоприношения. Римский военачальник язычник Агриколай решил, что принудит совершить жертвоприношения 40 своих воинов-христиан родом из Каппадокии. Но они не согласились.

И хотя в Риме с 313 года христианская вера уже не была под официальным запретом, Агриколай запер воинов в темнице и угрозами, и посулами добивался от них отказа от Христа. Около недели уговоров не привели ни к каким результатам.

Тогда Агриколай повелел вывести воинов к озеру близ Севастии. Была зима. Христиан раздели донага и заставили стоять на озерном льду. Утром они были хоть и обледеневшими, но все еще живыми. Тогда римляне убили их. Мученическая смерть этих не предавших веры христиан стала легендой.

История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке

К началу прошлого века стены храма расписал переславский мещанин В.П. Шеманаев. Однако летом 1919 года внутри здания произошел большой пожар, из-за которого сильно пострадала настенная роспись. Она почти целиком покрылась слоем копоти.

После прихода советской власти, храм находился в ведении приходского совета. В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение об изъятии всех церковных ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья. Митрополит обратился к священникам и верующим не препятствовать власти.

Комиссия по изъятию ценностей пришла в храм, и священник Леонид Гиляревский с прихожанами представили ей два комплекта богослужебной утвари для двух существовавших церковных престолов. Только благодаря усилиям директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова, самые ценные вещи — серебряное кадило и Евангелие XVII века, обрамленное в серебряный оклад, избежали изъятия и переплавки, а стали частью музейной экспозиции.

Но судьба М.И. Смирнова, как и большинства людей того времени сложилась, непросто. В 30-е годы его арестовали, и он три года провел в лагерях Туруханского края. Позже этот известный историк работал в Сергиевом Посаде.

Сорокосвятский храм оставался действующим до конца 1930-х годов и имел около 150 прихожан. Потом церковь закрыли, а помещения вначале использовали под библиотеку, потом – для слесарных мастерских, а позже – для спасательной станции. Богослужения здесь возобновились в 1996 году.

Архитектура церкви Сорока мучеников Севастийских

Церковь Сорока мучеников Севастийских часто называют Четырехдесятской. Лучше всего она смотрится с другого берега реки Трубеж, с Правой Набережной. Еще в начале XX века здесь стояла красивая Введенская церковь. И оба эти храма составляли живописную пару, обрамляющую речное устье. Но, к сожалению из двух церквей уцелела только одна, на левом берегу.

Основой церкви Сорока мучеников является традиционный массивный четверик, который венчают пять куполов. Обычно на каменных храмах четыре небольших купола устанавливали по углам основания. Но при возведении церкви Сорока мучеников поступили по-другому, сделав так, как это было приятно в деревянном зодчестве. Меньшие по размеру купола установили на четырех фронтонах, построенных по всем сторонам. И от этого церковь приобрела живописный и оригинальный вид.

Композиционно здание состоит их трех частей, которые соединенны друг с другом и вытянуты в одну линию перпендикулярно реке. Это основной храм с полукруглой абсидой, одноэтажная трапезная и высокая трехярусная колокольня с высоким шпилем. Ее пристроили к церкви позже – уже в XIX веке.

Снаружи церковь декорирована очень необычно, и это сразу бросается в глаза. Она имеет трехрядные оконные проемы, наличники на которых отличаются друг от друга. Колокольня была построена в стиле своего времени и по внешнему декору также отличается от самой церкви. Ее нижний ярус оформлен рустованными стенами. А высокие арочные проемы двух верхних ярусов обрамлены строгими полуколонками.

Церковный ансамбль у устья Трубежа очень любят художники и фотографы. Поскольку ярко-красная церковь колоритно контрастирует с белыми деталями отделки окон и очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Церковь сорока мучеников переславль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *