История возникновения

Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода. Ранее — приходские училища.Первые школы были созданы в XVII веке в Москве. По утверждению историка П. Н. Сенько, первыми можно считать школы Чудова монастыря, созданную в 1653 году, и Спасского монастыря, созданную в 1665 году. Церковно-приходские школы еще в первой половине XIX века согласно уставу 1804 года являлись низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике. Существовавшие в основном за счет средств прихода школы, эти в большинстве случаев влачили жалкое существование; этому способствовали малограмотность учителей, теснота или непригодность помещений, так как школы нередко помещались в церковных сторожках или заброшенных избах, отсутствие книг и учебных пособий. К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, с начала XX века — трёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входившие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

Победоносцев настаивал, чтобы церк. школы просвещали народ «в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность» При преподавании рус. языка запрещалось «задаваться побочными целями, например сообщением учащимся разнообразных сведении из окружающего мира» Для учеников было обязательным чтение молитв утром и вечером, перед началом учебы и после ее завершения, посещение церкви по воскресеньям и праздникам, участие в церк. чтении и пении При некоторых школах устраивались хоры, религ.-нравств. чтения, открывались библиотеки.

Эссе от участников команды ЮКИЗ (Муравьёв И.,Дурасова Э.,Суровцев А.)

В селе Закобякино родился видный православный иерарх XIX века, будущий митрополит Киевский и Галицкий, Филофей. Его отец был простым дьяконом в Успенской церкви. В разные годы владыка Филофей возглавлял также Костромскую и Тверскую епархии. Не забывал он и о родном селе – на его средства и деньги прихожан была построена церковно-приходская школа в 1910 году. Об этом нам рассказала Половинина Н.Н, а ей её мать Смирнова М.Ф. Деятельность школы находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующей школы, попечители, учителя, выборные лица от населения. Попечителями были местные купцы. Они оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги и учебные принадлежности.

В школе было 3 класса. Для учеников было обязательным чтение молитв утром и вечером, перед началом учебы и после ее завершения, посещение церкви по воскресеньям и праздникам, участие в церк. чтении и пении. В школе обучалось около 50 человек. В начале 30-ых годов школу преобразовали в высшее начальное училище. В нем было 6 классов. Так, по рассказам своей матери, Марии Филипповн, вспоминала Нина Николаевна Половинкина: «Изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение, историю. Церковное пение преподавал Рыжиков Григорий, который неплохо играл на скрипке. Закону Божему учил священник местного храма.»

В школе обучались дети из бедных семей. Дети более состоятельных родителей посещали высшее начальное училище. Директором церковно-приходской школа была Якубова Нани Паисьевна.

Мы провели небольшое исследование. Ребята из команды «ЮКИЗ» встретились с Лисиной Зинаидой Александровной. Зинаида Александровна рассказала нам о том, что в этой школе училась её мать, которая за хорошую учёбу была награждена похвальной грамотой и «Новым заветом». Мы сделали фотографии грамоты и дарственной записи на «Новом завете». И тут мы сделали небольшое открытие: внимательно приглядевшись, мы увидели, что на дарственной надписи и похвальной грамоте стоит дата окончания школы 1911 год, следовательно, школа была построена в 1908 году, а не в 1910, как считалось ранее, потому что Евгения Курочкина проучилась в ней три года.

>Особенности объекта

Зданию церковно-приходской школы уже 109 лет.

История ЦПШ

Здание конца XIX века церковно-приходской школы при Воскресенской церкви Царицына

Первые школы были созданы в XVII веке в Москве. По утверждению историка П. Н. Сенько, первыми можно считать школы Чудова монастыря, созданную в 1653 году, и Спасского монастыря, созданную в 1665 году. Церковные школы были важной частью образования, и в 1698—1699 годах император Пётр I обсуждал с патриархом Адрианом возможность создания Академии наук.

После школьной реформы 1804 года работа школ существенно изменилась.

К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—1870-х годов сыграл Сергей Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-х годах министерство народного просвещения Российской империи фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—1880-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, с начала XX века — трёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входившие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

В связи с началом русско-японской войны 1904—1905 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться.

Определением Временного правительства от 20 июня 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы из введения Святейшего синода в ведение министерства народного просвещения. Передать должны были все начальные школы, включённые в т. н. школьную сеть и получавшие от казны пособие, а также учебные заведения, подготавливающие преподавателей для них: второклассные и церковноучительские школы. Отторгнутыми оказывалась более 37 тысяч учебных заведений, тогда как под управлением Синода оставалось около одной тысячи школ. Это означало фактическое уничтожение церковной школы, так как реквизировали школы вместе со зданиями, где проходили занятия и размещались библиотеки. После 1917 года церковная школа была полностью ликвидирована постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С началом 1990-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви в конце 1994 года предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

С распадом СССР в России вновь появились такие школы. Пример тому негосударственное образовательное учреждение церковно-приходская школа № 1 имени Константина Победоносцева в Москве.

Церковно приходская школа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *