Старый костёл

О старом костёле на пересечении пр.Ленина и Свободы vedmed1969 уже рассказывал в своем посте, поэтому я не буду повторяться и приведу эту историю в изложении сайта «Католическая церковь 74», там она изложена во многом более подробно. А для начала полюбуйтесь, какая это была красотища:

6 июня 1897 года жители города исповедовавшие римско-католическую религию обратились с заявлением в городскую управу, в котором, в частности, говорилось: «С приступом к сооружению Великого Сибирского пути, число жителей католического вероисповедания в г. Челябинске с каждым днем стало увеличиваться и в настоящее время достигло значительных размеров». В связи с чем они просили, чтобы им выделили место под молитвенный дом во вновь нарезанных кварталах между Железнодорожным шоссе и Уфимским трактом, добавляя при этом, что желательно было бы получить крайнее место по Уфимскому тракту, «считая от больницы».
Журнальным определением челябинской городской думы от 3 июля 1897 года под молитвенный дом был выделен участок земли в 99 квартале Челябинска площадью в 507,5 кв. саженей. Однако общину этот участок не удовлетворил, так как был очень удален от заселенных мест. В связи с этим они вторично обратились в городскую думу, конкретно указав участки, где они хотели бы строиться, а именно: «участки №1242 и 1243, близ городского кладбища, первый – 585, а второй – 345 квадратных саженей».
Постановлением городского собрания от 5 марта 1898 года площадь была выделена под молитвенный дом. Таким образом, в 1898 году появилось деревянное здание и началась служба.
Позже, рядом с деревянной церковью в 1909 году было начато строительство нового костела. По свидетельствам современников, деревянное здание находилось западнее каменного. 7 июля этого же года в газете «Голос Приуралья» было опубликовано: «На днях приступлено к постройке нового костела. Постройка производится около старого костела под наблюдением местного ксендза».
По словам современников, ксендзом костела был Пашкевич, а синдиками – Ольшевский, Круковский, Шубарчук. В местных газетах начала 20 века упоминается имя ксендза Грабовского и председателя Союза молодежи ксендза Шокялло. В городском архиве также сохранились документы, подписанные настоятелем отцом Иосифом Сенвайтисом.
Строительство храма Непорочного Зачатия Девы Марии было завершено, по разным данным, в 1913 или 1914 году. Новый храм освятили в 1914 году и началась служба. В храме проводили богослужения не только римские католики, но и униаты.

Костел располагался на улице Спартака (современный проспект Ленина), напротив бывшей Ткацкой фабрики (пересечение современных проспекта Ленина и улицы Свободы). Сегодня на этом месте стоит типовой жилой дом. Среди низких одноэтажных и двухэтажных домов старой Челябы костел, выполненный в готическом стиле, заметно выделялся. Храм был выполнен из лекального красного кирпича с элементами декора из белого цемента. Главный западный фасад костела был обращен в сторону современной площади Революции.
«Храм был виден издали. Две башенки-звонницы, увенчанные шатровыми крышами, уходили ввысь, завершаясь крестами на голубых сферах. Увеличенные размеры стенных проемов придавали башням легкость и стройность. Между башнями на верху фигурного готического фронтона помещалась статуя летящего ангела (В первые годы существования нового костела мраморная статуя летящего ангела была заменена на чугунную – Авт.).
Изрезанный узкими стрельчатыми окнами, ребристыми от контрфорсов, храм с величественным видом красновато-коричневой кирпичной пирамидой возвышался над окружающими строениями. Богатый, мастерски прорисованный кирпичный декор и прочее скульптурное убранство придавали храму красоту, своеобразие и большую праздничность.
Неброский портал западного фасада, над которым помещалось круглое узорчатое окно (роза), открывал вход внутрь храма. Огромный интерьер освещался светом витражей, заполняющим оконные проемы. Песнопение во время церковного богослужения шло в сопровождении органа» – так описывал костел краевед С. Уткин.
После постройки нового костела старый деревянный костел в дореволюционное время служил ночлежкой. Позднее переоборудованный в жилой дом это здание пережило век кирпичного и было снесено в начале 50-х годов.

Это деревянное здание справа и было ночлежкой?
После известных октябрьских событий 1917 года власть перешла в руки большевиков. С захватом власти началось укрепление контроля правящей партии над политической и духовной жизнью общества. В конце 20-х годов начались гонения на религию и церковь.
Вследствие постановления ВЦИК от 16 февраля 1922 года в Челябинске была организована уездная комиссия по изъятию церковных ценностей. В конце марта началась работа по изъятию ценностей из церквей и молитвенных домов.
В 1929 – 1932 гг. была развернута борьба с религией, велась активная антирелигиозная пропаганда. Некоторые священнослужители подверглись репрессиям. Многие церкви города были снесены.
В 1929 году Римско-католический костел закрыли. 7 августа 1930 года было издано официальное постановление о закрытии храма.
Сначала церковь была отдана культпросвету, затем – общежитию рабочих. В его стенах также размещали различные хозяйственные службы, общежитие, склады.
Официальной причиной послужившей закрытию храма было отсутствие прихожан. Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что в 1911 году число католиков в Челябинске насчитывало около 1864 человек, но отсутствовала регистрация общины каждого ее члена.
В городском архиве сохранились документы, свидетельствующие о тех трагических решениях: например, «Постановление Президиума Челябинского Городского Совета Р.К.К. и К. Депутатов. В другом документе тех лет читаем причины, по которым закрывали храмы: «Последнее время на всех новостройках и в городе на своих многотысячных собраниях, рабочие вынесли постановление о закрытии имеющихся в городе церквей, мотивируя тем, что из общего количества населения 175000 тыс. человек пользуются ими не более 300 – 400 человек, к тому же из них значительная часть нетрудового элемента» (Докладная записка из Челябинского горисполкома в Уральский Областной Исполнительный Комитет РКК и КР от 15 мая 1931 года, Материалы Челябинского городского архива, Фонд р 220, опись 4, дело 94).
Челябинские католики не однократно обращались с просьбой к властям вернуть храм, но просьбы не нашли отклика. 15 июля 1932 года храм начинили взрывчаткой. В этот же день костел был разрушен.
Оставшуюся после разрушения храма церковную утварь уничтожали на костре, который горел днем и ночью. В огонь бросали все: одежды священников, иконы, скульптуры. Из церковного имущества удалось спасти лишь деревянную статую «Воскресшего Иисуса». Ольга Адамовна Потовская протянула половину булки хлеба рабочему, выполнявшему приказ сожжения церковного имущества в обмен на скульптуру. Долгие годы она хранила ее у себя, а перед смертью отдала родственникам. Ее внуки, хранившие позже эту статую, отдали ее новой церкви, построенной в Металлургическом районе.
Было также упоминание о том, что взорвать Римско-католический костел пытались более недели, каждый день увеличивая объем закладываемой взрывчатки. Храм упорно «сопротивлялся», но на 10 день неожиданно рухнул, превратившись в груду кирпича. Не знаю, впрочем, насколько это достоверно — больше похоже на городскую легенду.
В заключение снимок, сделанный в тридцатые, незадолго до разрушения. Видим, что фигуры архангела между шпилями уже нет.

И современный снимок, сделанный приблизительно с того же места.

http://cc74.ru/2008/08/15/lidia/
http://cc74.ru/2008/08/15/history/

Челябинский храм Святой Троицы

Так, одним из древнейших и красивейших храмов Челябинска является русская православная церковь Святой Троицы. Она находится в самом центре города. Хотя изначально её месторасположение было иным, на пересечении челябинских улиц Большой и Сибирской, да и называлась она Никольской. В 1768 году эта деревянная церковь была перенесена туда, где находится сейчас, и переименована в Троицкую. В конце XVIII – начале XIX века деревянную церковь сменил каменный собор, но в 1909 году было принято решение о возведении нового храмового здания. Его автором стал челябинский мастер П. А. Сараев. Новое здание церкви было построено в сжатые сроки, в соответствии с требованиями к православным соборам и уже в октябре 1914 года новый челябинский Свято-Троицкий собор был освящён. Далее его постигла несчастливая участь всех православных челябинских храмов – в советские времена здание собора использовалось для различных нужд. В конце 1990 года здание было торжественно возвращено верующим и восстановлено.

Его богатое убранство выполнено в формах неорусского стиля, а особый декор составляют различные детали из лекального кирпича и оригинальные наборные наличники, которые красиво обрамляют нижний ярус колокольни. Особую же ценность собора представляют его внутренние росписи, а среди святынь – икона Знамения Богоматери.

Церкви и храмы челябинска

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *