Ответы а Понятие

1 2 3 4 5
Билет 1.
а) Мировоззрение, его структура и основные типы.
б) Формирование картины мира: натурфилософская парадигма.
Ответы:
а) Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.
При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».Мироощущение—первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие—вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования).Миропонимание—высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.
Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны:познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).
Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты (природа+человек);
В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения;
Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека.
Типы мировоззрений:

  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма»
  • Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.
  • обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности.
  • научное мировоззрение,которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки.
  • Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

б) Парадигма – 1 теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. 2 понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира.
Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.
Натурфилософия Н – философия природы, умозрительное абстрактное истолкование природы, рассматривающее ее в целостности. В древности – наиболее значительная роль. Фактически является первой исторической формой философии. Др. греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большое значение в истории науки, например атомистическая гипотеза все материальные вещи состоят из атомов. Само понятие Н восходит к стоицизму основатель этой школы Зенон Китийский; один из представителей Сенека; по Зенону учение делится на логику, физику и этику.
В средние века – происходит сближение философии с теологией, вследствие чего Н почти исчезает с философского горизонта: элементы античной Н были приспособлены к представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии.
В эпоху Возрождения вырос интерес к Н. представители: Бруно, Телезио, Кампанелла. Была выдвинута идея целостного рассмотрения природы. Понимание природы в целом носило фантастический характер.
В 17-18 вв. Н на втором плане
В немецкой философии Н становится одной из основных философских дисциплин. Один из представителей Шеллинг выдвинул идею о полярности как принципе разделения первоначального единства природы.
Билет 2.
а) Характерные черты мифологического и религиозного мировоззрения
б) Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.
а) Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрениеесть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.
б) В Античной философии человек рассматривался как образ космоса, т.е. с позиции Космоцентризм. В собственных человеческих проявлениях он подчинен высшему началу — судьбе.
Начиная с Сократа, философы Античности считали человека действительным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с задумкой, Аристотель считал душу формой.
Средние века человек рассматривается как статья мирового порядка, указанного Богом. Человек воспринимается как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а к тому же человек и Бог
В Новое время было положено начало экспериментальной науке. Основная сфера человеческой деятельности — познание, а миром управляют разумные законы, которые соответствуют законам человеческого разума.
Философия Х1Х-начала ХХ в. продолжает поиск подлинности человека, рассматривает его духовное начало, сводя его сущность то к подходящему, то к иррациональному. К примеру, феноменолог Гуссель провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания — образование Эйдесов, осмысление в соответствии с ними мира предметов, жизни.
Со временем человек становится в центр философского знания, который связывает общество со всей Вселенной. И в нем не менее тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это основная тайна мироздания, неисчерпаемый венец природы творчества. Таким образом, уникальность, неповторимость, оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а нужда продвижения здорового, разумного организованного общества.
Итак, человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического продвижения. Интерес к проблеме человека не ослабевает и по сей день. Трудность заключается в том, что ему присущи всевозможные черты противоречащие друг другу, он во многом выключен из органического мира природы, однако укоренен в ней. Человеческие качества парадоксальны и рождают представления об исключительном существе. Человек — это великая тайна и для свежих, и для самого себя. С данной тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней собственных, унося в мир другой собственную тайну, преимущественно тайну собственной души, собственного сознания и разума.
Билет 3.
Характеристика философского мировоззрения.
Уровни бытия человека: соотношение биологического и социального
а) На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

б) Биологическое в человеке существует не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Если животные тождественны своей биологически обусловленной жизнедеятельности, то преимущество человека в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются».
Этот момент следует иметь в виду при рассмотрении концепций, абсолютизирующих роль биологического фактора в жизни человека, считающих возможным улучшение человека посредством использования генетических методов. Сама по себе реальная возможность вмешательства в механизм наследственности человека открывает перспективы лечения наследственных болезней, защиты механизмов наследственности от вредного воздействия на них радиации, некоторых химических соединений и других неблагоприятных внешних факторов. Вместе с тем многие ученые подчеркивают опасность вмешательства в наследственность человека, когда оно осуществляется без должного научного и экспериментального обоснования, без оценки всех его потенциальных не только естественных, но и социальных последствий.
Таким образом, человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности — от физиологической до социальной. Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобразующую роль.
Билет 4.
Предмет и функции философии.
Личность как субъект и объект об-венных отношений.
а) Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии.

1) общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем.)
2) методологическая функция (философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук).
3) социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества как целостной системы)
4) нормативная функция (в рамках философии создаются этические теории, т.е. философия является и этикой).
5) мировоззренческая функция (философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения)
б) Философия больше оперирует ёмким понятием «чело-век», которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.
При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент де-лается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.
Билет 5.
Философия и наука: единство и различие.
Религиозная картина мира.
а) Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия — особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.
Единство: Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный тем, что все науки вычленялись из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных различий.
Различия: Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерности бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия — химической, психология — психологической. При этом законы физики опосредствованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. В этом смысле истина в науке всегда опредмечена, и ученый смотрит на мир как бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств. Математика не будут интересовать качественные характеристики объекта, а социологу будут безразличны вес и рост людей как элементов некоей социальной системы. Это огромное преимущество наук, позволяющее им бесконечно распространять методы своего познания вглубь данного предмета, но одновременно это и их слабость, не позволяющая выносить универсальные суждения о бытии. Философия же, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого.

б) Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.
Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем. Человек, осмысливающий мир как нечто самодостаточное, верит в возможности разума. Иное дело религиозное представление о мире. Единственное на что способен человеческий разум, — подчинить себя вере в существование Абсолюта, а каков Абсолют — это не дело разума.
Билет 6.
Философия античности досократовского периода: характеристика основных школ.
Общество и природа: этапы их взаимодействия.
а) Основными представителями направлений и школ античной философии являются:
1) пифагорейцы (Пифагор) — рассматривали числовые отношения как первооснову (субстанцию) мира;
2) диалектика Гераклита (Гераклит) — учение о единстве противоположностей (диалектика);
3) элеаты (Парменид, Зенон) — ввели понятие «бытие» и считали, что небытия (пустоты) нет, поэтому никакое движение невозможно;
4) атомисты и наивные материалисты (Демокрит, Эпикур; Фалес, Анаксемен) — первые учили, что мир состоит из атомов и пустоты, а вторые сводили его к единой материальной первооснове (субстанции) — воде, воздуху, апейрону;
5) софисты и Сократ — впервые обратились к философскому осмыслению бытия человека;
6) платоники (Сократ, Платон, Плотин) — рассматривали вещи как воплощение идей;
7) школа Аристотеля (перипатетики) — утверждали, что никакое самодвижение невозможно, поэтому источник движения мира должен находится за его пределами (метафизика). Аристотель создал учение о материи и форме.
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т. д.).
3. В античной философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон и другие).
4. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

5. Была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).
6. Значительное внимание уделялось проблемам нравственности. Источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.
7. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, а государство охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду.
Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира.
б) Общество и природа неразрывно связаны. И на всем протяжении своего развития они неизменно дополняли друг друга и влияли. Энгельс делил этапы на 3 части: дикость,варварство и цивилизация. Платонов — биогенный или адаптационный, техногенный (аграрный+индустриальный), ноогенный (настоящее время). Взаимодействие с природой имело в основном биологический характер.
Билет 7.
Философское учение о связях детерминации: принцип детерминизма.
Софисты и Сократ
а) Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития. Представления учения детерминизма о взаимообусловленности явлений и процессов, происходящих в мире, входят в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении.
На принципе детерминизма построена классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики. Обычно детерминизм не подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица не обязательно придёт в исходное состояние, если обратить время. Это происходит из-за того, что траектория не всегда однозначно определяется конечными условиями.
б) Софисты – представители философского направления 2-й половины V – 1-й половины IV в.в. до н.э. – полностью отошли от исследования природы («физиса», космоса) на том основании, что ни одна из ранее существовавших философских систем, изучавших начала природы, не смогла дать ее картину, однозначно приемлемую для всех. Каждый философ предлагал свою собственную концепцию и полностью отвергал чужую.
Но тогда неизбежно вставал вопрос о том, какое из предлагаемых объяснений порядка вещей является истинным?
И может ли в принципе суждение мысли о мире быть истинным, соответствовать действительности?
И это был уже совершенно новый философский вопрос – вопрос о природе мышления и об условиях его истинности (достоверности), т.е. о соответствиимыслимого содержания – содержанию реальности.

Первый в истории философии ответ на вопрос о возможности истинного познания был пессимистичным. Философы, давшие этот ответ, – софисты – отрицалиобщезначимое знание в отношении природных начал и общезначимое знание вообще.
Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова.
Билет 8.
Философия античного атомизма.
Проблема единства мира и ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм.
а) Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
б) Монизм — учение о всеединстве действительности, в основе которой — одно начало, одна субстанция (Божественная — пантеизм; сознание — психологизм, феноменализм; материя — материализм; наивный монизм: первовещество — вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина — материя), или идеалистическим (единая основа — дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.
Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Исследование детских эмоций.

Активно исследуется детский плач и крик. Плач, как первое проявление эмоций маленького человеческого существа, выступает в качестве исходной фазы формирующейся коммуникативной деятельности, доминирующей во младенчестве.

Диапазон отношения к плачущим или кричащим детям располагается между полюсами: «полное игнорирование» и «отклик на любой призыв младенца». При этом сходное отношение к плачу (крику) можно встретить и в традиционных обществах Африки, и в развитых странах Западной Европы. Вместе с тем исследования показали, что в близких друг к другу по степени развития этнических общностях могут проявляться противоположные реакции на это явление.

Физиологический механизм плача подобен смеху (хохоту) и сопровождается рядом весьма разнообразных голосовых звуков (вокализацией), то протяжных, то отрывочных, свойственных данному акту. В кросс- культурных исследованиях и плач, и крик определяются как сильно выраженная вокализация. При этом плач сопровождается слезами.

Плач и крик — основные формы коммуникации в младенчестве. В большинстве исследований плача и крика, опирающихся на бихевиористскую схему «стимул — реакция» (S —» R), они рассматриваются лишь в качестве ответной реакции ребенка на внешние раздражители (или как информация о дискомфорте). Однако даже в младенчестве ребенок активно взаимодействует со средой и порой ему просто скучно, он хочет увидеть родителей и общаться с ними доступными ему способами. Так, М. Эйнсворт показала, что в наблюдаемой ею группе африканских младенцев плач и попытки следовать за матерью имели место в возрасте 15 и 17 недель, и они были обычным явлением в возрасте 6 месяцев . Исследования показывают, что плач имеет несколько разновидностей, при этом «каждая разновидность плача вызывается своим набором условий и имеет свою цель, отличную от других» . Она же выявила закономерность: поведение привязанности усиливается, когда ребенок встревожен .

Предметом компаративного (сравнительного) изучения плача и крика в этнопсихологии обычно выступают два или более этноса при учете социально-классовой структуры общества. Так, рассматриваются период жизни от двух до одиннадцати месяцев в различных этносоциальных условиях; анализируется ряд ситуаций, в которых ребенок плачет или кричит. Эго могут быть ситуации: в отсутствии родителей, в присутствии незнакомых людей, в отсутствии людей вообще, в присутствии других детей и т.д.

В отличие от бихевиористов, этологи изучают, в первую очередь, наследственные стереотипы поведения у ребенка, а также сравнивают специфику действий детей и животных. Специфической областью исследования для отологического подхода является изучение невербальной (внесловесной) коммуникации: формирование эмоций у детей, в особенности жестов, мимики, форм проявления чувств в различных культурах. Так, английские этологи Ч. Р. Бранниган и Д. А. Хамфриз используют 136 терминов и выражений для описания эмоциональных состояний детей .

Важную роль в процессе общения с окружающими людьми играет взгляд ребенка, который становится осмысленным в довольно раннем возрасте. Одной из первых форм эмоционального общения выступает улыбка ребенка, важнейшая форма эмоционального и невербального общения детей со взрослыми. Ч. Р. Бранниган и Д. А. Хамфриз выделяют 10 видов детской улыбки. Чаще всего в раннем возрасте плач и улыбка направлены на то, чтобы «мать подошла к ребенку и осталась рядом с ним» .

В самый ранний период жизни ребенка формируется более сложная форма его поведения и эмоционального состояния. Речь идет о привязанности, как комплексной форме поведения ребенка, состоящей в выражении радости, одобрения. Такое выражение реализуется посредством улыбки, звуков, пока еще нечленораздельных, конкретных движений в присутствии людей, окружающих его с рождения (мать, отец, другие близкие родственники). Привязанность может выражаться и противоположным образом — через выражение грусти, призыва плачем при отсутствии близких ребенку людей.

Привязанность составляет одно из фундаментальных оснований социального взаимодействия. Так, Мэри Эйнсворт выделяет три основных формы привязанности: устойчивую, неустойчивую и отсутствие привязанности. Основаниями такой классификации выступили три аспекта отношения матери к ребенку: обобщенного объема внимания к ребенку, удовольствия от кормления грудью, объема знаний о своем ребенке .

Важное направление исследований психологии детства — отношение к незнакомым, которое тесно связано с особенностями конкретных культур. Так, в ряде культур существует традиция не допускать к ребенку в ранний период его жизни незнакомых людей или прятать его от посторонних глаз. В разных культурах по-разному выражено свойство общительности. Это объясняется в первую очередь особенностями формирования и становления эмоций, поведенческими стереотипами, принятыми в данном обществе.

Германский этолог И. Эйбл-Эйбесфельдт показывает, что уже в шесть- восемь месяцев ребенок начинает отличать «своих» от «чужих». С точки зрения ученого, беспокойство, страх в присутствии незнакомых людей — это врожденная черта каждого человека, поскольку она проявляется у детей, которые еще не имели отрицательного опыта общения с «чужими»: «Очевидно, существуют какие-то исходящие от человека сигналы, одни из которых вызывают настороженность, а другие настраивают человека на дружеский лад. Личное знакомство в значительной степени блокирует механизм тревожности. <…> Поскольку при постоянных личных контактах человек принимает уже знакомые сигналы, люди, живущие среди родственников и друзей, не испытывают напряжения» .

  • См.: Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарикн, 2003. С. 223.
  • Там же. С. 272.
  • См.: Там же. С. 226.
  • Подробнее см.: Белик А. А. Культурная (социальная) антропология. С. 210.
  • См.: Боулби Дж. Привязанность. С. 232.
  • Подробнее см.: Там же. С. 11 — 12.
  • Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культура. 1983. № 1. С. 107; Цит. по: Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. С. 122.

Уподобление природного мира миру человеческому

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *