Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему: Урок добра для дошкольников «По дороге добра»

УРОК ДОБРА

Методическая разработка

организованной образовательной деятельности

с дошкольниками на тему «По дороге добра».

(Автор — Романова Ирина Владиславовна — старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» г. Новочебоксарска Чувашской Республики).

Форма проведения: игра-путешествие.

Возрастная группа: для детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Степень знакомства с понятием «благотворительность»: низкая, первое занятие

Условия проведения: групповое помещение.

Цель: Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников средствами риторики.

Задачи:

  1. Формировать представления дошкольников о способах проявления к людям таких нравственных качеств личности как доброта, вежливость, отзывчивость.
  2. Познакомить со словом «благотворительность».
  3. Развивать умение внимательно слушать и приходить на помощь, проявлять позитивное социальное поведение.
  4. Воспитывать культуру речевого поведения и отзывчивость.
  5. Формировать навыки эмоционально-положительного, доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Материалы и оборудование:

1.технические средства для прослушивания и просмотра,

2.дидактические материалы — звукозапись детской песенки «Дорога добра», мультфильм «Просто так…», сюжетные картинки (плохие и хорошие поступки),

3. материалы для рисования — белые листы (формата А4) в виде лепестков ромашки по количеству детей, два желтых картонных круга (сердцевина будущего цветка), степлер один, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, трафареты (для средней группы) с изображением игрушек (все по количеству детей).

Методы и приемы:

  1. Беседа по пословице «Добро сеять – добро и пожинать».
  2. Просмотр мультфильма «Просто так…».
  3. Беседа по сюжету просмотренного мультфильма.
  4. Метод продуктивного чтения по сказке «Добруня».
  5. Игровая ситуация «Приход куклы Ромашки».
  6. Игровая мотивация «Благотворительная помощь малышам из ясельной группы».
  7. Продуктивная деятельность (рисование на лепестках ромашки для старших дошкольников, раскрашивание по трафаретам – для детей средней группы).
  8. Изготовление ромашки доброты для малышей ясельной группы.
  9. Анализ созданного продукта детской деятельности.
  10. Подведение итога «Благо творить – радость дарить!».

Возможное последействие: Проведение развлечения «Что такое дружба?», «По дороге с облаками» – защита природы в наших руках; Проект «Помоги другу» и т.п.

Ход образовательной деятельности:

Звучит песенка «По дороге добра». Педагог приветствует детей и предлагает объяснить пословицу «Добро сеять – добро и пожинать».

-Ребята, доброе утро! Как вы думаете, что значит пословица «Добро сеять – добро и пожинать»? (Возможные ответы детей: Это значит, что к людям нужно относиться по-доброму, и тогда они тоже не будут тебя обижать.).

— Ребята, какие еще вы знаете поговорки и пословицы о добре? («Доброе слово дом построит, а злое – разрушит», «Делай дела от своей доброты – жить будешь сам совсем без беды», «Добро того учит, кто слушает», «Кто добро творит, того жизнь благодарит».).

-Какими чертами характера и качествами личности должен обладать добрый человек? (Вежливый, веселый, благодарный, ласковый, внимательный, заботливый).

-Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? (Да.).

-Тогда отправляемся в кинозал. (Под песенку добра проводится физкультминутка.)

-Пожалуйста, присаживайтесь на эти волшебные подушечки нашего кинозала. (Педагог вместе с детьми смотрит мультфильм «Просто так…» и затем проводит беседу).

-Ребята, о чем этот мультфильм? (О хорошем, добром поступке главного героя – он подарил хорошее настроение тому, кого встретил, а потом все остальные герои сделали тоже самое – подарили букет другому просто так!).

-Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Значит, пословица «Доброе сеять – добро и пожинать» появилась у людей неспроста. Всегда были люди, которые своими делами творили добро, то есть создавали что-то на «благо» другим просто так. Дела или деятельность таких людей называют одним словом «благотворительность». (Дети повторяют слово по частям БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ).

-Ребята, сейчас мы отправляемся в сказочную страну «Риторика». (Дети садятся в круг и слушают сказку «Добруня» (Книга «Риторика до школы», стр.155, см. список литературы).

В солнечной стране жила девочка. Она всегда делала добрые дела, всем помогала. Звали ее Добруня. Но однажды ее родителей забрал злой волшебник, которого все боялись, и девочка осталась совсем одна. И решила Добруня идти спасать своих родителей. В страну, куда злой волшебник забрал ее родителей, дорога была длинная. В этой стране никогда не делают добрые дела, никто никому не помогает.

Отправилась Добруня в путь, и вдруг видит – старушка несет тяжелую корзинку. Подошла Добруня к старушке и помогла ей. За это старушка подарила Добруне клубок, который укажет путь в Черную страну, где находятся ее родители.

Идет Добруня за клубком и вдруг видит: огромная птица хочет убить воробья. Прогнала Добруня огромную птицу, а воробей подлетел к ней, и говорит ей человеческим голосом: «Спасибо тебе девочка, что спасла меня от смерти. За это я дам тебе зернышко. Брось его, и из него вырастит лес».

Пошла Добруня дальше и увидела цветы. Они ее попросили: «Добрая девочка, полей нас, пожалуйста». Добруня полила цветочки. За свою доброту получила она в подарок палочку. А палочка была волшебная. Стоит ее бросить в воду, и она превратится в мост.

Поблагодарила Добруня цветы за подарок и пошла дальше. И вот дошла Добруня до высоких черных ворот, открыла их, а там темным-темно. Вдруг появился перед ней злой волшебник: «Что тебе надо, девочка? Зачем пришла?», — спросил волшебник. «Я пришла за своими родителями», — ответила Добруня. «Хорошо.

-Я разрешу тебе забрать их, но только после того, как ты вырастишь мне лес, перейдешь огромное глубокое озеро без моста. Поверь мне, в мире не осталось добрых людей, которые могли бы помочь тебе!».

Бросила Добруня зернышко, и тотчас вырос густой лес. Кинула Добруня палочку волшебную в воду, и превратилась она в мост. Перешла Добруня озеро, а на той стороне ждали ее родители. И как только ступила она на берег, ворота и разрушились, злой волшебник исчез, а в мир вернулась доброта.

-Ребята, почему у Добруни получилось победить злого волшебника? (Ей помогло то, что подарили старушка, воробей и цветы, которых она спасла или помогла.) Значит, поговорка «Если дела твои от доброты, будешь сам без беды» тоже в народе не зря появилась.

Появляется кукла Ромашка в зеленом платьице, а на голове у нее желтая шапочка в виде цветка с белыми лепестками. Обращаясь к детям, она просит разобрать сюжетные картинки, которые нечаянно рассыпала по дороге к ребятам.

-Ребята, здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь, я совсем запуталась! Подскажите, пожалуйста, где нарисован хороший поступок, а где плохой. (Дети собирают картинки с изображениями и объясняют свой выбор, отвечая на следующие вопросы педагога.).

-Что изображено?

-Какой это поступок: хороший или плохой?

-Какие чувства испытывают герои сюжета?

-Это хорошо или плохо? Почему?

-Да, ребята, я поняла, если человек мне в ответ улыбается, его настроение улучшается, он становится веселым и испытывает радость от нашего общения, значит, это я посеяла в нем семя добра, и оно начинает прорастать, отчего нам становится вместе хорошо!

-Спасибо, вы сделали для меня хорошее дело и я в ответ, хочу подарить вам свои белоснежные лепестки, чтобы вы их раскрасили по своему настроению – ярко и красиво.

«Спасибо!» — говорят ей дети, а педагог добавляет – Ромашка, ты наша благотворительница. Дети повторяют по частям слово «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НИЦА». (Кукла Ромашка прощается и уходит.) Педагог обращается к детям с вопросом.

-А что мы можем сделать, чтобы преумножить добро и поделиться своим хорошим настроением? (Педагог выслушивает ответы детей, а затем предлагает стать благотворителями для самых маленьких воспитанников детского сада – нарисовать что-то доброе и нужное для малышей, чтобы они порадовались и росли добрыми, такими как сама доброта.)

Дети разбирают белые листочки и «творят» добро для малышей (например, солнышко, радугу, бабочку, цветы, шарики, игрушки по трафаретам или самостоятельно в зависимости от возрастной группы). (Во время выполнения работы тихо звучит музыка «Дорога добра».)

-Ребята, какие же вы – молодцы! Такие красивые и яркие рисунки нарисовали! Давайте их объединим и желтому кругу прикрепим. (Дети подходят к педагогу и все рисунки степлером присоединяются к желтому кругу – сердцевине цветка ромашки.)

-Посмотрите, ребята, какая ромашка доброты у нас получилась! Пойдемте и подарим ее малышам. (Дети вместе с педагогом спускаются в младшую группу и дарят ромашку, получая в ответ улыбки малышей).

-Ребята, какие чувства вы сейчас испытываете? (Радость, хорошее настроение.)

-Что мы с вами сделали? (Мы сотворили благо – объединив свою доброту в одну красивую ромашку, которую изготовили своими руками.) Поговорка «Благо творить – радость дарить!» могла бы стать нашим девизом? («Да»). Значит, мы занимались благотворительностью. (Дети повторяют слово по частям «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ»).

-Каждому из вас я хочу подарить смайлики с улыбочкой. Заберите домой, и расскажите родителям, о чем мы сегодня говорили в детском саду и чем занимались. Спасибо вам за общение! Всего самого доброго! Я желаю, чтобы эти смайлики подарили вам радость и хорошее настроение. (Звучит песенка «Дорога добра».)

Список использованной литературы:

Уроки добра для дошкольников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *