Успенский собор (Астрахань)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

памятник архитектуры (федеральный)

Православный собор
Успенский собор
Собор Успения Пресвятой Богородицы

Вид на Успенский собор с территории кремля
46°20′57″ с. ш. 48°01′59″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Местоположение Астраханский кремль, Астрахань
Конфессия Православие
Епархия Астраханская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Московское барокко
Автор проекта Дорофей Мякишев
Дата основания 1710
Строительство 1699 — 1710 годы.
Статус Объект культурного наследия № 3010006018№ 3010006018
Состояние отличное
Успенский собор на Викискладе

Успе́нский собо́р (официальное название — собор Успения Пресвятой Богородицы) — крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.

Построен в 1699—1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.

Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.

История

Первый храм (деревянный)

Первый собор в Астрахани, деревянный и очень небольшой, построен на этом месте в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной этому послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным в благословение новому городу Астрахани, заложенному на новом месте в 1558 году.

Второй храм (каменный)

По мере роста города Астрахани маленький собор не мог выполнять возлагаемых на него функций. И по благословению первого российского патриарха Иова в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосий с поручением построить новую «соборную и апостольскую церковь».

Новый храм из камня у восточной стены кремля был закончен в 1602 году. Назван он был в честь Успения Божией Матери. Возможно причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась «младшей сестрой» царского града Москвы, именовавшегося «домом Пресвятой Богородицы», то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской иконы Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона.

Строительство современного собора

К концу XVII века Успенский собор стал ветшать. Бывший в то время Астраханский митрополит Савватий стал собирать средства на строительство нового собора. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10000 рублей, но первого июля 1696 года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство. Новый Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3996 рублей, которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Архипастырь обратился за помощью к царю Петру Алексеевичу, которому писал в 1698 году. Поддержки от правительства получено не было, но митрополиту удалось привлечь внимание местного купечества, пожертвования на новый собор были велики, об этом свидетельствует сам вид храма.

Для строительства храма митрополитом Сампсоном было нанято тридцать человек каменщиков во главе с крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым. 1 октября 1699 года началось строительство нового собора. Как сообщает «Ключаревская летопись»:

… а сего 25 числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную нынешнюю церковь 1699 года, октября месяца. Плата им каждому по 13 рублей на хлебе и на харчах, и продолжалось строение 12 лет. Архитектором или мастером при сем прочном и лепном здании через все то время был крепостной зодчий Дорофей Минеев сын Мякишев.

Вначале зодчий мыслил сделать собор с одним большим куполом, но при строительство собора в 1702 году вследствие поспешности кладки или недостаточной прочности связей обрушился свод храма, и вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму другой вид. С 1705 до 1706 года в Астрахани проходил так называемый стрелецкий «свадебный» бунт — одно из крупнейших городских антиправительственных восстаний в России, которое приостановило ход работ, так как многие каменщики, землекопы и колодники тогда присоединились к восставшим. В 1707 был освящён нижний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1709 году вследствие сильного пожара обгорели соборные главы на почти законченном соборе. Основные каменные работы по возведению собора завершились к 1710 году.

Верхний главный храм, был освящён 14 августа 1710 года.

Ссылки

Успенский собор (Астрахань) на Викискладе
  • Успенский кафедральный собор. Город Астрахань


Полное название: Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы
Дата постройки: 1698 — 1710 гг.
Адрес: Астраханский кремль
Объект культурного наследия федерального значения
Автор проекта: Дорофей Мякишев
Архитектурный стиль: Московское барокко
Храм действующий

Настоящий Успенский собор является не первым, построенным на этом месте. К тому же он как бы заключает в себе два предыдущих древнейших собора астраханских. Первый собор был построен в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной такого названия храма послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным “из своих царских чертогов” в благословение городу Астрахани, только что присоединённому под державу московских государей. Икона эта была точным списком с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе города Москвы. В честь торжественной встречи (Сретения — в церковнославянском языке) Владимирской иконы Божией Матери первый астраханский собор получил также название Сретенского, под каким названием и фигурировал во всех официальных документах. Храм был деревянным и очень небольшим. По мере роста города Астрахани такой маленький собор не мог соответствовать его статусу. Это понимали царь Фёдор Иоаннович и первый российский патриарх Иов. По их благословению в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосий (будущий первый архиепископ Астраханский) с поручением построить здесь новую “соборную и апостольскую церковь”.

Новый каменный храм был закончен в 1602 году. Получил он наименование в честь Успения Божией Матери. Несомненною причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась “младшей сестрой” царского града Москвы, именовавшегося “домом Пресвятой Богородицы”, то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона. Старый же Сретенский собор в 1628 году ещё продолжал именоваться “старым собором”, видимо в память его прежнего положения, и состоял на “ружном окладе” (государственном содержании). Но в 1697 году он уже именуется обычным приходским храмом.
Собор со старой Варвациевской колокольней
Новый же Успенский собор в 1642 году был расширен пристройкой нового придела с правой стороны во имя Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Причиной тому послужило удачное отражение астраханскими ратниками нападения калмыцкой орды во главе с ханом Хо-Урлюком на город, случившееся в день 18 января, когда праздновалась память названных святителей (В “Ключаревской летописи” это событие относится ко времени Астраханского архиепископа Рафаила (1638 — 1640 гг.) и называются киргиз-кайсаки (т. е. казахи), но сведения эти неверны, так как описываемое в “Ключаревской летописи” событие в точности повторяет сообщение о нападении на Астрахань калмыков в 1642 году).
Постройка Пречистенской надвратной колокольни
К концу XVII века Успенский собор стал ветшать, о чём писал Астраханский митрополит Савватий царям Иоанну и Петру Алексеевичам в грамоте, в которой, между прочим, говорилось, “что соборная церковь ветха и развалилась”.
Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 годах, свирепствовала страшная болезнь — чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее своё напутствие. В признательность за это астраханцы, зная о желании своего архиерея выстроить в городе новый собор, жертвовали на это богоугодное дело своё имение. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10 000 рублей, но, к сожалению, ему не удалось употребить их на намеченное дело. 1 июля 1б9б года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство.
Новоназначенный Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3 996 рублей, которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Архипастырь обратился за помощью к царю Петру Алексеевичу, которому писал в 1698 году, но поддержки от правительства он так и не получил. Приходилось митрополиту надеяться на помощь Божию и благотворительность местного купечества. Ему удалось привлечь к делу строительства многих из них. Пожертвования на новый собор были, несомненно, велики, о чём говорит и сам величественный вид храма, на постройку которого даже в те времена требовались огромные средства. Сохранилась даже легенда, повествующая о том, что однажды, когда у митрополита закончились деньги и строительство было приостановлено, Господь явил свою милость архиерею через какого-то мужичка, принёсшего владыке в подарок бочонок груздей: когда вскрыли бочонок, то там под тонким слоем грибов оказались золотые червонцы.

Вид Астрахани на литографии XIX века. В центре—Успенский собор.
Для строительства храма митрополитом Сампсоном было нанято тридцать человек каменщиков во главе с подрядчиком Дорофеем Мякишевым. Этот зодчий, несомненно, был искусным мастером, сумевшим создать такой великолепный памятник церковного зодчества. Но всё же, несмотря на искусство мастеров -храмодельдев, главная заслуга в создании Успенского собора в том виде, в котором он существует, принадлежит митрополиту Сампсону.
Идея создания двухэтажного храма и всех основных его форм — всё это исходило от мудрого и опытного архиерея, а мастера лишь воплощали в жизнь творческий полёт его мыслей, обрамляя их в каменные кружева резного многоцветия. Успенский собор был любимым детищем митрополита Сампсона. Существует предание, что он сам, по ночам, носил кирпичи на вершину постройки. Строительство продвигалось довольно быстро и, если бы не различные неприятности, мешавшие его завершению, в течение трёх-четырёх лет храм был бы построен. Неприятности эти заключались в следующем. Во-первых, в том, что в 1702 году вследствие поспешности кладки и недостаточной прочности связей обрушился свод храма), но это имело и свою положительную сторону — вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму особо красочный вид. Во-вторых, в 1705 году в Астрахани вспыхнул так называемый стрелецкий “свадебный” бунт, продолжавшийся до 1706 года, что также приостановило строительство. И в-третьих, в 1709 году вследствие необыкновенно сильного пожара обгорели соборные главы на почти завершённом соборе. Сам главный верхний храм был освящён 14 августа 1710 года.
Апсида и гульбище собора
Нижний — в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящён ещё в 1707 году. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны. В 1800 году при архиепископе Платоне (Любарском) в нижнем храме был устроен еще один придел с южной стороны во имя Святых Платона и Петра. В 1864 году он был переименован во имя Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских.
Храм построен в виде корабля правильной кубической формы. Он весь испещрён искусно вырезанными деталями белокаменного декора. Окна и подкупольные главы обрамлены изящными колоннами коринфского ордера. Окружающая сплошным кольцом нижний храм двухъярусная галерея-гульбище; её столпы, карнизы, балюстрада представляют собой сплошной пояс из балясинок, сухариков, дынек, городка, среди которых искусно вставлены вырезанные из камня иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. С западной стороны галерея упирается в лобное место — место архиерейских выходов на литию и служения молебнов. Через лобное место ведёт широкая лестница в верхний храм. Сам собор увенчан пятью позлащёнными главами с восьмиконечными крестами. Раньше купола были покрыты железом с накладными золочёными звёздами. Сейчас купола выкрашены в зелёный цвет и звёзды отсутствуют.
Лобное место

Ниже кровли храма устроены арки на все четыре стороны по три арки с каждой стороны, в коих были написаны живописью священные изображения. После революционных событий 1917 года эти изображения долго не подновлялись и со временем пришли в самое плачевное состояние, и только сейчас, постепенно, в результате реставрационных работ они восстанавливаются. Собор первоначально отличался полихромией: его стены были красными; окна, капители — белыми; многочисленные детали галереи — разноцветными (синими или жёлтыми). Сейчас храм полностью выбелен, что нельзя не назвать более подходящим его внешнему облику. Из серьёзных утрат в обрамлении собора можно назвать галерею, примыкавшую к южным дверям храма, сверху украшенную башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой. По этой галерее обычно проходили на службу, совершавшуюся в соборе, правящие архиереи. Галерея была разрушена в 30-х годах XX столетия.

Галерея-переход от Архирейского дома к Успенскому собору (фото, скорее всего, годов 1930-х, поскольку ангел с крестом над башенкой уже отсутствует)
Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма по праву считался восьмиярусный иконостас. В России в храмах обычно не ставили иконостасов более семи ярусов, и поэтому иконостас астраханского собора мог быть назван самым значительным в стране. Этот иконостас подрядились делать в 1703 году города Нижнего Новгорода посадские люди: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвей Логинов. Иконы для иконостаса были наняты писать в 1704 году иконописец Казанского митрополита Тихона Никифор Попов с товарищами: Иваном Андреевым, домовым иконописцем известного купца Григория Дмитриевича Строгонова, а также с нижегородским посадским человеком Романом Бобылёвым и священником села Погоста Балахинского уезда Иваном Петровым.
В 1859 — 1861 годах по благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) все иконы в иконостасе были возобновлены живописью мастерами-иконописцами из Троице-Сергиевой лавры. Работы производились на пожертвования купца М.М. Башкина, благодаря старанию и трудам кафедрального протоиерея Иоанна Павлинова.
В этом иконостасе находились изумительной работы серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге известным мастером Феодором Штанде и принесённые в дар Успенскому собору в 1819 году Вольским купцом Петром Сапожниковым. В “Описании Астраханского Кафедрального Успенского собора”, составленном в 1840 году кафедральным протоиереем Андреем Ивановым, указана другая дата — 1818 год.
Старанием того же купца Петра Сапожникова, по благословению Астраханского архиепископа Гаия (Токаова), в 1812 году были подведены под мрамор четыре массивных столпа, поддерживающих как своды верхнего храма, так и сами стены собора. Столпы подведены под мрамор белого цвета, а стены — серого, просветы между рам — бледно-жёлтого цвета, окаймлённые под цвет розового мрамора, капители столпов были вызолочены. Основания столпов, а также своды в пяти главах были украшены живописью в том же 1812 году. “В просвете на откоске южного переднего окна, — писал протоиерей Николай Каменский, — по мрамору изображён акт Священного Союза в 1815 году между тремя Государями Императорами Всероссийским, Австрийским и королём Прусским”. Стены самого храма были обставлены святыми иконами в серебряных ризах или украшены живописью священником астраханского Введенского храма Василием Андреевым и сыном его, дьяконом Андреем.

В 1850 — 1861 годах была возобновлена отделка верхнего храма, работы производились мастером Ефремовым, как видно знавшим толк в своём деле, так как, по отзыву очевидцев, “такой чудной отделки колонн и такой раскраски стен под мрамор редко где можно было встретить”.
В 1860 — 18бЗ годах обновлена была и роспись стен собора под руководством иконописных дел мастера иеромонаха Симеона. В 1872 году по благословению Астраханского архиепископа Феогноста (Лебедева) и на средства астраханских купцов братьев Сапожниковых на столпах верхнего храма известным московским художником И.М. Прянишниковым были написаны два полотна: преподобного Иоанна Дамаскина с надписью “Твоя победительная десница” (на столпе близ левого клироса) и пророка Давида с музыкальным инструментом в руках (на столпе близ правого клироса). В 1888 году были заново расписаны столпы в верхнем храме (кроме пророка Давида и преподобного Иоанна Дамаскина) лучшими московскими художниками. Все работы были произведены по благословению Астраханского епископа Евгения (Шерешилова) и на его собственные средства.
Алтарь в верхнем храме был устроен по образцу древних храмов и имел пять отделений. В центре находился собственно святой алтарь. В южной его стороне, дверью на восток, была кладовая, далее, дверью на юг, отделение для архиерейской ризницы. В северной стороне находился жертвенник, потом отделение для соборной ризницы. Над ризницею располагалось особое помещение для соборной библиотеки, хранившей в себе собрание книг богослужебных и для духовного чтения, а также подлинные царские и патриаршие жалованные грамоты XVI — XVIII веков.
В 1788 — 1789 годах алтарь был расписан священными изображениями, которые шли сверху вниз поясами: в центре был изображён благословляющий Спаситель и вокруг него на первом поясе — предстоящие ангелы; далее на втором поясе — пророки; на третьем — апостолы; на четвёртом — сюжеты из видений праотцев и пророков, чудесных действий Моисея и ветхозаветных жертвоприношений и на пятом — сюжеты из притчей и чудес Господа Иисуса Христа, а также Его страданий. Роспись была сделана дьяконом Введенской церкви Владимиром Андреевым (впоследствии ставшего священником в городской Михапло-Архангельской церкви) с товарищами, по благословению и под особым наблюдением Астраханского архиепископа Никифора (Феотоки).
Сам нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери имеет большое отличие от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Насколько тот своим видом возносит наши души к Небесному Престолу Божию, вселяя в них духовную радость и восторг, настолько этот побуждает нас думать о печальном: о наших грехах, о смерти, о суете всего окружающего нас мира. Нас охватывает чувство, что мы входим в гробницу, в склеп, и это первоначальное чувство не обманывает нас. Действительно, нижний храм — это большой склеп, место захоронения астраханских архиереев, устроенный таким образом именно для этой цели. Службы здесь проводились только зимой. Да и то, когда в 1885 году был восстановлен Троицкий собор, зимние богослужения стали проводиться в нём, а в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери служились лишь по большим праздникам. Сам храм был лишён живописи, и лишь четыре столпа украшали со всех сторон иконы в богатых деревянных резных киотах, соединённых между собою наподобие иконостасов. Сам иконостас нижнего храма был очень небольшим, о двух ярусах (Изготовлен он был одновременно с освящением нижнего храма в 1708 году и возобновлён в 1800 году при Астраханском архиепископе Платоне (Любарском)). Роспись имелась только в алтаре, на его своде, а ниже, вдоль алтарных стен, располагались иконы в деревянных киотах, так же как и в храме, соединённые наподобие иконостасов. Стены в храме, вместо росписи, были покрыты надгробными надписями, свидетельствующими о том, кто здесь захоронен. Могилы астраханских архиереев находились в особых склепах, устроенных в земляном полу по всему периметру храма. Первоначально над всеми склепами стояли надгробные памятники. Но в 1851 году, ввиду большой тесноты храма, памятники были сломаны, а вместо них устроены в стенах особые таблички с именами захороненных под ними лиц.

Самой дорогой для астраханцев была могила священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого разинцами в 1671 году.

Кроме захоронений астраханских святителей, в нижнем храме Успенского собора находились гробницы двух грузинских царей: Вахтанга VI и Теймураза П. Вахтанг Леонович, державный правитель Картли, верный союзник императора Петра Великого, был изгнан в 1724 году из своего отечества турками и нашёл пристанище в России. Долгое время он жил в Астрахани, здесь и скончался, и похоронен был со всеми царскими почестями в Успенском соборе в 1737 году. Другой державный владыка Иверии, а именно самой восточной её части, Кахети, — Теймураз Николаевич, тщетно пытался объединить разрозненные части древнего Грузинского государства и также стал изгнанником. Долго жил в Петербурге при дворе императрицы Елизаветы Петровны и скончался там же в 1767 году. Останки его пытались перевезти на родину в Грузию для погребения, но всевозможные преграды не дали осуществиться этому намерению, и царь Теймураз II также был похоронен в Астрахани.

После революционных событий 1917 года Успенский собор пережил скорбные времена. Уже во время январских боёв 1918 года запертые в кремле большевики успели похозяйничать в соборе. Под видом поиска каких-то подземных ходов революционеры заставили церковных сторожей открыть нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Три дня собор подвергался неофициально обыску: солдаты вынули три половицы и, не найдя никаких тайных ходов, вынесли из храма железную шкатулку с церковными документами и процентными бумагами. Потянулись революционеры и к соборной ризнице, находившейся в верхнем храме, желая и там “поискать” тайные ходы. Но ключей от соборной ризницы в кремле не оказалось, так как они находились у соборного ключаря о. Василия Карасёва, покинувшего крепость. Тогда стали ломать бронированную дверь. Узнав об этом, единственный оставшийся в кремле из соборных священнослужителей кафедральный протоиерей Иоанн Саввинский обратился к руководителю Военно-Революционного комитета М.Л. Аристову с письмом, в котором он умолял не допустить поругания святынь храма. Видимо боясь большой огласки, Аристов пригласил о. Иоанна Саввинского на осмотр соборной ризницы. В его присутствии революционеры пересмотрели все древние и драгоценные вещи, но по настоянию кафедрального протоиерея всё положили на свои места. 25 января, ночью Аристов с солдатами, не приглашая отца Иоанна, тайно проник в соборную ризницу. Аристов самолично сложил в железную коробку из-под архиерейской митры драгоценные кресты, панагии и намеревался унести их к себе. Но, по милости Божией, что-то остановило Аристова, и он передумал, сказав: “Здесь целей, пожалуй, будет”. Так, в этот раз, Господь уберёг соборную ризницу от разграбления.

Вход в верхний храм

После начала боёв между революционерами и казаками 18 января 1918 года Успенский собор был закрыт для богослужения. Но и после окончания боёв, 25 января, Военно-Революционный комитет долгое время не разрешал проводить богослужение в соборе. В середине февраля такое разрешение было дано, но с 18 февраля, видимо из-за проведения в Астрахани крестного хода, собор опять был закрыт.

Нормализовалось положение ближе к Пасхе, и богослужения Страстной седмицы в храме уже совершались. Осенью 1918 года, в связи с размещением в кремле Реввоенсовета Каспийско-Кавказского фронта и штабных организаций 11-й Армии вход верующих в крепость для посещения Успенского собора опять был затруднён. Введена была система пропусков, и каждый желающий попасть в собор должен был идти за пропуском к коменданту кремля. 23 мая 1919 года военные опять запретили проведение богослужений в Успенском соборе, что было связано с намеченными на 24 мая торжествами прославления священномученика Иосифа. Военные желали сорвать прославление, но торжественное богослужение, по благословению архиепископа Митрофана (Краснопольского), было перенесено в находившийся в близком расстоянии от кремля Знаменский храм. Крестный ход, пытавшийся попасть в кремль к мощам священномученика Иосифа, был встречен у Пречистенской колокольни огнём из винтовок.
В конце 1919 года Успенский собор опять был возвращён верующим. Но в 1922 году его постигло новое несчастье. Развёрнутая советским правительством компания по изъятию церковных ценностей докатилась и до Астрахани. Верующие и сами готовы были жертвовать в пользу голодающих ценности, не представляющие богослужебного значения, но властям этого было мало. Особенно привлекала внимание местных властей соборная ризница, таившая в себе, как им казалось, неисчислимые богатства. На защиту соборной ризницы встал соборный ключарь о. Дмитрий Стефановский, соборный причт, а также профессор Астраханского госуниверситета Алексей Афанасьевич Дмитриевский, доказывавший прежде всего духовную и историческую ценность священных предметов соборной ризницы, желая спасти их от переплавки. В связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей в Астрахани было организовано целое громкое судебное дело, к которому были привлечены: управляющий Астраханской епархией епископ Енотаевский Анатолий (Соколов), соборный ключарь о. Дмитрий Стефановский, профессор А.А. Дмитриевский, а также восемь членов церковного совета Успенского собора. 27 ноября 1922 года особая сессия Губернского Революционного Трибунала вынесла всем участникам процесса приговор — один год условного заключения.

В 1923 году Успенский собор ожидало новое несчастье. Появившийся ещё в 1922 году обновленческий раскол через год, во всей своей мощи, захлестнул и Астраханскую епархию. Управлявший Астраханской епархией епископ Енотаевский Анатолий (Соколов) не устоял в православии и поддался на уговоры раскольников. Благодаря этой измене архиерея, обновленцам удалось захватить большую часть городских храмов, в том числе и Успенский собор. С этого времени собор запустел. Православная паства не посещала осквернённый раскольниками храм, а обновленческая соборная община составляла всего несколько десятков человек.

В 1928 году местные власти подняли вопрос об отобрании Успенского собора у обновленческой общины. Для этого выдвигалось несколько причин. Первая — невозможность обновленцам содержать храм в нормальном состоянии. “Кафедральный собор, — говорилось в докладе о состоянии церквей и культимущества г. Астрахани от 12.06.28 года, — представляет из себя громадную музейную ценность, но от времени постепенно изнашивается, даёт трещины и нуждается в тщательном поддержании, что община верующих, в пользовании коей он находится, сделать за отсутствием средств не может”. Вторая причина была высказана на заседании Астраханского горсовета от 22 июня 1928 года: “Признать ненормальным дальнейшее функционирование Кафедрального собора при военном городке”. Высказывалось предложение о передаче Успенского собора в ведение РККА (Российская Краснознамённая Красная Армия.) для использования под клуб и музей. В октябре 1928 года Успенский собор был закрыт.
Первоначально даже стоял вопрос об уничтожении Успенского собора согласно постановлению окрисполкома. Но, по милости Божией, это решение было пересмотрено, и 15 апреля 1929 года Народный Комиссар по просвещению сообщал в Астраханский окрисполком: “В отношении соборов, согласно постановления ВЦИК, просьба представить проекты переустройств”.

Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был предоставлен под хранилище Губархиву. Верхний храм первоначально предполагалось отдать местному отделению “Союза воинствующих безбожников” под антирелигиозный музей. Но это кощунственное предложение не сумело воплотиться в жизнь, и местные безбожники отказались от организации музея, ссылаясь на отсутствие средств. Впоследствии верхний храм передали в военное ведомство, которое использовало его как спортзал.

В 1930 году был поднят вопрос о разборке иконостаса верхнего храма. 20 июня этого года заведующий Астраханским окружным музеем Новиков писал в Нижне-Волжский Краевой музей, располагавшийся в г. Саратове, прося указаний: “Следует ли вышеназванный иконостас сохранить?”. Нижне-Волжский Краевой музей на этот запрос ответил таким образом: “Если речь идет об иконостасе верхней церкви бывш. Успенского собора в Астраханском кремле, то Краевой музей не может согласиться на снятие его с учёта Главнауки и на его разрушение, что необходимо для смывки позолоты. Бывш. Успенский собор в г. Астрахани не только лучший памятник стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае, но это вообще один из лучших памятников этого стиля всего СССР; иконостас его верхней церкви, без сомнения, лучший барочный иконостас в крае. Уничтожение такой исключительной художественно-исторической ценности ради того очень небольшого количества золота, которое получается при смывке, Краевой музей считает не рациональным”. Несмотря на это весомое суждение, в 1931 году была создана особая комиссия, которая и вынесла постановление о разборке иконостаса верхнего храма. Иконостас был разобран активистами местного отделения “Союза воинствующих безбожников” в результате организованного ими субботника.
Субботник по уничтожению иконостаса собора

Иконостас верхнего храма был сломан, сожжён, а по рассказам старожилов, красноармейцы из местного гарнизона долго тренировались на меткость стрельбы, расстреливая иконостасные иконы Успенского собора.

Видимо, одновременно с иконостасом верхнего храма решилась судьба и его замечательных серебряных царских врат, отправленных на переплавку. В нижнем храме иконостас также был сломан и сожжён. Роспись в верхнем храме была закрашена, что довершило собой варварское переоборудование Успенского собора.

Во время второй мировой войны нижний храм был также передан военным — в нём разместили склад для боеприпасов. После окончания войны здесь были устроены казармы для военнослужащих. Вплоть до 1958 года Успенский собор пребывал в полном распоряжении военного ведомства. Накануне 400-летия со дня основания города Астрахани, которое отмечалось в 1958 году, часть зданий, находящихся на территории астраханского кремля, была изъята из военного ведомства и передана в ведение Управления культуры облисполкома. В число этих зданий вошёл и Успенский собор. В 1969 году была создана Астраханская специальная научно-реставрационная мастерская объединения “Реставрация”, главным архитектором которой был назначен А.В. Воробьёв. Под его руководством началось восстановление астраханского кремля, в том числе была произведена реставрация и внешнего облика Успенского собора.

14 ноября 1974 года по решению Астраханского облисполкома и Управления культуры часть памятников астраханского кремля была передана Астраханскому краеведческому музею “в целях использования комплекса историко-архитектурных памятников… для массовой пропагандистской работы по краеведению”. Так Успенский собор оказался в ведении музея. Краеведческий музей со временем развернул ряд своих выставок как в нижнем, так и в верхнем храмах собора.

Теперь переходим к светлой странице в жизни Успенского собора. 7 января 1992 года, в день празднования Рождества Христова, в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери прошло первое богослужение после долгого 64-летнего перерыва. В верхнем храме первое богослужение прошло 24 мая того же года, в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.

После возвращения собора постепенно благоукрашается его внешний и внутренний облик. Внешний — благодаря планомерному проведению реставрационных работ, а внутренний — благодаря старанию епархиальных властей и верующих астраханцев.

http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_1.html
https://www.syl.ru/article/294387/astrahan-uspenskiy-sobor-na-territorii-astrahanskogo-kremlya-istoriya-opisanie-adres
http://astrsobor.ru/o-sobore/
http://www.capone-online.ru/phshow_volga.html?R7-0038
http://vetert.ru/rossiya/astrakhan/sights/143-uspensky-sobor.php
http://www.love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000125
http://rossija.info/goroda/astrahan/uspenskiy-sobor-v-astrahani.html
http://gaao.astrobl.ru/site-page/uspenskiy-kafedralnyy-sobor-astrahanskogo-kremlya
http://astrakhan.vsedomarossii.ru/album/37/
http://www.deryabino.ru/Volga/Volga-Osen-38/Volga-Osen-38.htm

Успенский собор Астрахань

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *