После долгого перерыва предлагаю снова посмотреть памятники архитектуры Звенигорода.
Собор на Городке на моих фотографиях представлен еще до всех реставриций последних лет, ведь эти фото выполнены в 2009 и 2012 годах.


В городе Звенигороде сохранились памятники зодчества и живописи раннемосковского времени выдающегося историко-художественного значения. Это — Успенский собор на Городке, собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря и относящиеся к древнейшему периоду фрагменты росписи двух храмов, а также иконы так называемого Звенигородского чина, ныне находящиеся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Большинство из них связывается с именем звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Дмитрия Донского.
Самый ранний из архитектурных памятников — собор на Городке, по мнению большинства исследователей построен около 1400 г. В 1390-х годах Юрий предпринимает ряд удачных походов на камских болгар, что, как полагают, позволило ему располагать определенными материальными средствами для проведения крупных строительных работ в княжеской резиденции и в основанном им монастыре на Сторожках. Впервые это мнение было высказано Л. Далем1, а затем поддержано архим. Леонидом, который писал, что только Юрий Звенигородский мог иметь время и намерение для построения и украшения храма2. Известно, что Юрий вообще отличался активностью в строительной и художественной деятельности. Критическая мысль историков архитектуры, уделявших неизменно большое внимание этому памятнику, к вопросу о его датировке больше не возвращалась3.
Исключением стала попытка передатировать время построения храма М. А. Ильиным, высказавшим предположение, что активная строительная деятельность Юрия должна быть отнесена не к концу XIV-началу XV столетия, но к концу второго десятилетия XV в. Разворот строительных работ в Звенигороде автор прямо и непосредственно связал с политической ситуацией, сложившейся после 1417 г., когда стало известно, что, согласно завещания великого князя Василия Дмитриевича, наследником престола должен стать его сын Василий. По завещанию же Дмитрия Донского его старшему сыну Василию должен был наследовать в случае его смерти брат Юрий. В момент кончины Дмитрия Василий Дмитриевич не только не имел детей, но и женат не был; кроме того, в течение XIV в. имело место наследование не только от отца к сыну, но и от старшего брата к младшему. В предвидении предстоящей борьбы за свои права Юрий, будто бы, решил «показать себя умелым организатором, рачительным хозяином, заботящимся о своих владениях… Одной из форм показа организационных способностей было строительство храмов, сопровождающееся украшением их фресками и иконами. Такая деятельность князя рассматривалась широкими кругами народа как проявление таланта умелого правителя. Поэтому есть основание считать, что бурная строительная деятельность князя Юрия началась именно после 1417 года»4. Версия эта поддержки не встретила и вызвала критику5.
Изучение исторических обстоятельств эпохи создания Успенского собора, как и сравнительный анализ архитектуры храма с другими памятниками этого круга, заставляют критически отнестись как к первой, предложенной исследователями дате около 1400 г., так и к более поздней дате М. А. Ильина — после 1417 г.
Прежде всего, можно ли рассматривать крупные работы в Звенигороде конца XIV-начала XV в. как мероприятие местного значения? Известно, какое внимание Дмитрий Донской уделял созданию кольца укреплений вокруг Москвы — в городах Коломне, Серпухове, Можайске, Рузе, Звенигороде. Дмитрий построил здесь укрепленное городище, передал в удел второму сыну Юрию.
Летописи упоминают с 1388 г. звенигородского епископа Даниила. Учреждение звенигородской епископии связано, несомненно, с тем немаловажным обстоятельством, что в последней четверти XIV в. стали особенно настойчивыми притязания Литвы к Смоленску и некоторое время город переходил из владений Руси к Литве, пока не оказался на 150 лет в составе Литовского государства. Этому способствовала женитьба Василия Дмитриевича на Софье Витовтовне по настоянию литовского князя Витовта, после кончины Дмитрия Донского. Успенский собор должен был стать храмом вновь учрежденной епископии. Наиболее вероятно, что храм был заложен около 1388 г., за год до кончины Дмитрия Ивановича; окончание строительства приходится приблизительно на 1392-1393 гг.
Убедительным доводом в пользу более ранней даты построения собора на Городке может служить сама архитектура храма. Успенский собор Звенигорода принадлежит к числу немногих, сохранившихся до наших дней памятников раннемосковского зодчества, еще тесно связанного с традициями архитектуры Владимире-Суздальской Руси. Связь раннемосковской архитектуры с зодчеством Владимира находится в общем русле культурно-исторической преемственности. В основу принимается четырехстолпный крестово-купольный тип храма из белокаменной кладки с забутовкой, но при этом создается новое конструктивное и образное решение здания.

Постройка приподнимается на высоком цоколе, что делает ее более импозантной; главный куб увенчивается кокошниками килеобразной формы в два яруса, соответствуя ступенчатому покрытию сводов, с постепенным переходом от основного объема здания к барабану купола.



Верх храма становится более живописным, нарядным, масса постройки приобретает динамичность. Тело здания посередине опоясано декоративным пояском плоской резьбы. В целом появляется заметно выраженная тенденция к усилению пластичности, и это новое качество становится ведущей линией развития русского зодчества в последующие два-три столетия. Здесь эти особенности выражены, однако, в меньшей степени, чем в последующих памятниках.

Собор на Городке является как бы переходным от владимирских храмов к московским: в нем есть еще хоры, как это было принято в княжеских храмах, а декоративный поясок вверху барабана близко напоминает оформление Дмитровского собора во Владимире.
Наибольшее сходство собор на Городке обнаруживает с церковью Рождества Богоматери Московского Кремля с приделом Лазаря 1393 г. Такие детали, как килевидность арок, наличие освещающих внутренний проход на хоры в стене шестилепестковых окон-розеток, сходная профилировка цоколя, позволяют говорить о работе одной строительной артели6. В группе раннемосковского зодчества должны быть выделены в особую подгруппу церковь Рождества Богоматери Саввино-Сторожевского монастыря и Троицкий собор Сергиевой лавры, обе постройки связываются с ктиторством Юрия Звенигородского. В них более подчеркнут принцип «палатного» строения, сильнее выражена килевидность сводов.

Следует отметить особенность плана собора на Городке — расширение расстояния между столпами в центре, чем создается широкий средний и узкие боковые нефы, способствуя единству внутреннего пространства. Восточная пара столпов значительно сдвинута в сторону алтарных апсид, не соответствуя лопаткам боковых фасадов. Этот прием образует как бы вогнутую линию размещения иконостаса, смягчая перспективную деформацию изображений к краям иконостасной стены и создавая условия для лучшей его обозримости. Возможно, дело не обошлось без пожеланий иконописцев при разработке конструкции храма. Стройные пропорции собора на Городке, сближающие его с храмами Владимира, воспринимаются особенно изысканными благодаря его расположению на возвышенности у обрывистого берега7.
Нам не представляется убедительным мнение о том, что фрески в соборе появились сразу после построения храма. Успенский собор был расписан, по-видимому, после 1415 г.
Что касается иконостаса, то он должен был появиться сразу после завершения строительства, без чего служба не может производиться. Есть основание полагать, что иконы Звенигородского чина входили в состав этого иконостаса, и датировать их следует временем около 1393 г. Подробное обоснование данных предположений изложено более подробно в монографии «Андрей Рублев»8.
Чертеж-реконструкция внутреннего пространства собора на Городке. На разрезе показан общий масштаб здания и соотношение площади собора к его высоте. Так же для масштаба показаны люди в интерьере: на уровне пола и на балконе-хорах.
Общий вид Собора на Городке с древнего городского вала
Текст — Брюсова В.Г. О времени построения Успенского собора на Городке Звенигорода. (по материалам Русарх)

Чудотворные мощи Преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского Чудотворца

День почитания-13 сентября, 16 декабря

Молятся о укреплении веры, смирении, аскетического делания, благочестии, хранения девственности, при болезнях для исцеления.

Чудотворец Савва с самого детства был набожным и любил Иисуса Христа. Взрослея, он принял решение и направился к Сергию Радонежскому для пострига в монахи.

Став иноком преподобный Савва стремился попасть в рай, в стремлении угодить Богу, он совершал благочестивые поступки и боролся с искушениями. Монах Савва казался не особо мудрым, хотя на самом деле в мудрости он превосходил многих. Он первый приходил в церковь и последним уходил. Во время служб, инок мог расчувствоваться и заплакать, что очень умиляло других иноков. Иногда он даже мог зареветь, и настоятели прославляли его в качестве Благодетеля Бога.

Из-за своих мудрых советов и своей духовности святой Савва пользовался уважением в коллективе. Благодаря этому его назначили духовником братии. Позже его попросили временно заменить игумена Троицкой обители.

Своими богоугодными делами, Савва заработал себе хорошую репутацию и уважение князей. Князь Георгий Дмитриевич был очень набожным человеком. Однажды он пришел к Савве в монастырь преподобного Сергия и попросил того построить на его землях обитель. Савва согласился на предложение и покинул монастырь святого Сергия и разместился на пустынной горе Стороже. Гора находилась вверху Москвы — реки, неподалеку от города Звенигорода, приблизительно в 50 км от столицы Москвы. Эту гору он выбрал для основания монастыря. Многое ему пришлось вытерпеть на этой горе. Он был одинок, он переживал холода и жару. Но недолго он пробыл один. Слава о преподобном Савве разнеслось на многие километры и с каждой стороны к нему шли люди и монахи. Они хотели видеть Савву своим настоятелем в духовной жизни. Преподобный никому не мог отказать и наравне со всеми выполнял любую и даже самую сложную работу. Своим трудом он пытался привить всем любовь к труду и истребить лень, которая есть одним из главных пороков всего человечества.

Узнав об этом, набожный князь Георгий Дмитриевич выделил деньги для постройки храма. Преподобный Савва соорудил храм в честь великого Рождения Богородицы и основал прекрасную и удобную обитель для монахов. Савва стал прекрасным настоятелем, люди шли к нему за советами и помощью и не одному он не отказывал, еще больше укрепляя их веру.
Жизнь преподобного Саввы складывалась из богоугодных дел, и за это Господь одарил его даром предсказания. Во время войны против булгар в 1399 году, брат князя Георгия велел ему идти на сражение. Перед выходом, князь Георгий пришел к старцу за благословением. Савва принял его в своей обители и выслушал. Помолившись, преподобный дал благословение и предсказал князю победу над недругом.

Князь послушав старца, принял войско и чувствуя, что Господь не оставит его и поможет, двинулся в путь. Три месяца велись сражения с врагами, и во всех боях Георгий одержал победу. После своего возвращения, князь Георгий тут же помчался в монастырь Саввы и долго благодарственно молился Господу. Он молился молитвами преподобного и благодарил за победу и сохраненные жизни.
В глубокой старости преподобного одолела болезнь. Предчувствую свой уход, он собрал всех иноков и долго с ними беседовал. Он учил их праведности и благочестивым поступкам. Он рассказывал, как важно поститься, как важно укреплять свою веру молитвами и оставлять свое мирское тело в чистоте и непорочности. После, он выбрал одного из своих послушников и назначил вместо себя игуменом монастыря. Остальным велел проявлять послушание и покорность.

Дав свои последние наставления, он покинул этот мир, это было 3 декабря.

О том, что преподобный Савва покинул этот мир, тут же узнали все. На похороны пришли и простые прихожане, и много монахов с других монастырей, пришли и знатные семьи. После надгробного пения он был похоронен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую он сам и построил.

По сей день его нетленные, чудотворные мощи даруют исцеления и помощь нуждающимся. Впервые чудотворные мощи преподобного Саввы обрели 1 февраля 1652 года. Второй раз это состоялось 23 августа 1998 года. В 1847 году построили новый покров, и 30 июля празднуется перенесение чудотворных мощей Саввы туда, где и находятся по сей день.

Успенский собор в звенигороде

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *