Биография

Происходил из Курска. Ученик и родственник Сильвестра (Медведева). С 1679 г. работал на Московском печатном дворе. Не позднее 1682 г. начал выполнять обязанности секретаря патриарха Иоакима. Сохранил эту должность при патриархе Адриане. В качестве патриаршего секретаря составлял слова на все важнейшие события политической жизни России: Крымские, Азовские походы, стрелецкое восстание 1698 г. и др. Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. Из других адресатов сочинений Кариона можно отметить царевича Алексея, цариц Наталью Кирилловну, Марфу Матвеевну, Прасковью Федоровну, Евдокию Федоровну, царевен Татьяну Михайловну и Наталью Алексеевну. Карион участвовал в воспитании царевича Алексея Петровича. Вскоре после смерти патриарха Адриана лишился места на печатном дворе. В 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Позднее он вернулся в Чудов монастырь. В литературе его долгое время смешивали с современником Карионом Заулонским, однако Р. К. Агаркова доказала, что это разные лица.

Карион Истомин

Карион Истомин (1640-е – 1717) – русский писатель, педагог и издатель XVII века.

Был иеромонахом Чудова монастыря в Москве, некоторое время возглавлял Московский печатный двор – главную на то время типографию страны.

Карион Истомин родом из Курска. Предполагается, что его родители были незнатного происхождения. «Мирское» имя Истомина, к сожалению, неизвестно.

Его близким родственником был Сильвестр (Симеон Агафонович) Медведев – другой русский писатель тех лет. Карион был его учеником, а также учеником братьев Лихудов – греческих учёных, работавших в Москве.

С конца 1670-х годов работал на Печатном дворе; примерно в это же время стал секретарём патриарха Иоакима, а затем Адриана. Это были последние «досинодальные» главы русской церкви. Секретарём Карион был весьма деятельным – его перу принадлежали «слова» на все наиболее значимые политические события тех лет.

Также был придворным поэтом, создававшим торжественные вирши для царевны Софьи, Петра и других членов царской семьи. Карион был воспитателем царевича Алексея – сына Петра I. В 1712 году Карион некоторое время жил в Новгороде, куда был приглашён для преподавания в местной школе. Впоследствии вернулся в Чудов монастырь.

Чем запомнился в истории

XVII век в России был временем революционным, в том числе и в литературном смысле. Количество и разнообразие издаваемых книг резко возросло, и наряду с церковными изданиями стали выходить книги светские. Особенно много было букварей. Лучшим из них считается букварь Кариона Истомина.

Первые экземпляры этой книги Карион преподнёс царицам Прасковье Фёдоровне и Наталье Кирилловне. Несколько позже небольшим тиражом был издан расширенный Большой букварь, адресованный царевичу Алексею.

букварь Кариона Истомина фото

Букварь был богато иллюстрирован гравюрами знаменитого мастера Леонтия Бунина. Иллюстрации изображали различные предметы обихода, картины бытовой и общественной жизни, людей, животных; каждая страница изображала объекты, названия которых начинались на указанную букву.

Каждая буква была представлена во множестве вариантов написания, в разных шрифтах; среди них, между прочим, имелись и образцы современного «гражданского» шрифта, официально введённого Петром только в первых десятилетиях XVIII века.

Для каждой буквы был представлен и его латинский аналог, если таковой имелся. Забавной деталью книги были буквы, составленные из людей в различных позах, — именно эти изображения и были заглавными на каждой странице.

Карион также являлся крупным для своего времени переводчиком. Вот некоторые из книг, которые он перевёл: «Боговидная любовь» Августина блаженного; «О случаях военных» античного римского автора Юлия Фронтина; Некоторые главы Римских деяний; «Сладость умнословной души».

В 1689 году молодому Петру I, женившемуся на Евдокии Фёдоровне, Карион преподнёс «Книгу любви знак в честен брак», написанную и изданную специально для царя. Это тоже богато иллюстрированное издание, в котором имеются и портреты молодых Петра и Евдокии, хотя и условные.

В 1695 году увидела свет «Книга писмен по азбуке…», предназначенная уже для простых людей. Эта книга является поэтическим вариантом другой книги – «Гражданство обычаев детских», которая, в свою очередь, была переводом педагогического труда Эразма Роттердамского. Книга Истомина по содержанию близка к сочинению петровского времени «Юности честное зерцало», которое быстро сделалось настоящим «бестселлером» XVIII века.

Первый иллюстрированный букварь

Вл. Бахтин
Ты, наверное, слышал, что в послевоенные годы при археологических раскопках в Новгороде нашли несколько сотен берестяных грамот. Прежде на черные, обуглившиеся от времени комочки, попадавшиеся в земле, ученые не обращали внимания. А тут одна работница заинтересовалась, осторожно развернула скрученную полоску бересты и… Так родилось одно из самых замечательных археологических открытий XX века.
И сразу же возникло множество вопросов. До знакомства с берестяными грамотами ученые думали, что читать и писать в Древней Руси могли лишь очень немногие – зажиточные купцы, бояре, монахи. Оказалось, судя по содержанию берест, грамотным был чуть ли не каждый новгородец. И ремесленники, и крестьяне, и посадские люди.
Значит, было немало каких-то школ, и если не учебников, то каких-то учебных пособий. В одной из раскопок попалась азбука, вырезанная на можжевеловой доске (ты видел кусты можжевельника – из них доски не выйдет; в те времена рос можжевельник сантиметров по двадцать в диаметре). Обнаружили несколько азбук и ученических записей на бересте, нашли рисунки с подписями маленького мальчика Онфима. На одной бересте оказалась загадка. А вот еще интересная береста (рис. слева).
Профессор А. В. Арциховский об этой бересте писал: «На первый взгляд, грамота производит впечатление шифрованной: но это не шифр, дело обстоит проще. Когда я попробовал связать буквы первой и второй строк по вертикали, смысл сразу обнаружился… Конец фразы оторван… В целом это типичная школьная шутка».
«Невежа писал, не думал показывать, а кто это читал, тот…»
И дальше ученый говорит: «Позволительно представить себе, как группа древнерусских школьников шла по Великой улице. Один из них, кому эта записка предназначалась, бросил ее на мостовую».
Грамота найдена на глубине 2,89 метра, на откопанной деревянной мостовой Великой улицы. Длина грамоты 21 сантиметр, ширина – 5 сантиметров. Шутка эта, по определению специалистов, состоялась в конце XIII или в начале XIV века… Как видишь, школьные проказники мало изменились за столько веков, и, наверно, ты сам не раз встречал что-нибудь вроде этого: «Кто писал не знаю, а я, дурак, читаю…»
Однако мы отвлеклись от главного. Букварей на Руси было действительно великое множество. Но до изобретения книгопечатания это все были рукописные буквари. Ты должен помнить, что первая печатная книга появилась у нас в 1564 году и что имя нашего первопечатника – Иван Федоров. А вот кто и когда создал первый печатный букварь?
Оказывается, тот же Иван Федоров. Только печатал он его не в Москве, а во Львове, в 1574 году, куда к этому времени он вынужден был перебраться. В Москве первый печатный букварь вышел 60 лет спустя, в 1634 году. Готовил его Василий Бурцев и, как он выразился, «соработники» (теперь мы говорим: сотрудники).
Хочется рассказать о третьем букваре, созданном монахом московского Чудова монастыря Карионом Истоминым. Это был человек образованный, знал несколько языков, был переводчиком, сам писал неплохие по тому времени вирши («верзус» по-латыни – стих).
В 1692 году Истомин преподнес матери Петра I Наталье Кирилловне букварь для ее внука Алексея, сына Петра. Букварь был лицевой, то есть иллюстрированный. И рисунки, и слова были выполнены от руки. Через два года букварь отпечатали. Он имел такой успех, что в 1696 году потребовалось новое издание. Редчайший случай для того времени! И букварь заслужил свою славу. Это, можно сказать, новаторская книга, такая, каких не было прежде.
В своем букваре Карион Истомин предлагал совсем иные методы обучения – новые. Средневековая книга «Домострой» (ты, наверно, слышал выражение: жить по домостроевским порядкам, то есть жить по старинке) учила жестокому обращению со слугами, с младшими в семье, с детьми. О том, как учить детей, «Домострой» говорит прямо: «Не смейся к нему, игры творя… но сокруши ему ребра», что значит: не забавляй, не играй с ребенком, действуй только наказанием. Никаких иных педагогических средств, кроме розги, «Домострой» не признавал.
Карион Истомин выдвинул другой принцип: «Забавляя, поучай». Сделай ученье интересным, и ребенок лучше усвоит его.
Именно для того, чтобы букварь был интересным, занимательным, автор иллюстрировал его. И еще одно новшество ввел Истомин: стихи, в которых использовались слова с той или иной начальной буквой.
Вот, например, лист на букву «К» имел такие вирши:
КАКО кто хощет
В первых вещей сих:
КИТЫ суть в морях,
Юный, отверзай
Видом си познати,
Будешь то писати.
КИПАРИС на суше,
В разум твоя уши.
В КОЛЕСНИЦУ сядь,
КОНЕМ поезжай.
КОРАБЛЬ на воде
И КОКОШЬ (кокошник,
головной убор) в требу
Отложи присно.
КОЛОКОЛ слушай,
КОПИЕМ борися,
КЛЮЧЕМ отоприся.
А в дому КОРОВА
И людям здорова…
Все эти слова сопровождаются рисунками. На букву С – слон, слегка напоминающий поросенка и имеющий лапы с пальцами (кстати, живого слона москвичи увидели только 100 лет спустя, в 1788 и 1796 годах).
К словам на букву «А» нарисованы Адам, араната-коза… Смотрел я, смотрел на рисунок – не угадал, что это такое – араната-коза? Потом выяснил: обезьяна, орангутанг. Вот такие широкие сведения давал своим маленьким читателям Карион Истомин!
Остается добавить, что букварь был рассчитан не только на мальчиков, но и на девочек и что это был букварь на четырех языках: русском, греческом, латинском и польском.
Какой бы ты ни взял сегодня букварь – на первой же странице увидишь букву и рисунок… А… Арбуз… Теперь ты знаешь, что первый рисунок появился в лицевом букваре Кариона Истомина ровно 280 лет назад.

В и истомин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *