Значения

Термин «Логос» в словаре древнегреческого языка Иосифа Дворецкого имеет 34 гнезда значений.

Первый перевод этой строки на славянский язык осуществили Кирилл и Мефодий, именно они понятием Слово переводили греческое понятие Логос. Далее под Логосом подразумевали и закон всемирного развития, и некую Высшую Силу, управляющую миром. Позднее в трудах ранних христианских мыслителей сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим, Иисусом Христом, «ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир».

Понятие о Божественном Логосе восходят к древнегреческим философам школы Платона.

В большинстве китайских переводов Библии для «Логос» используется понятие Дао.

Лев Толстой в книге «Перевод и соединение четырёх Евангелий» даёт следующее толкование текста: «Началом всего стало разумение жизни. И разумение жизни стало за Бога» (в значении «разумение выразило Бога»). Название книги писатель объяснял как «возвещение Иисуса Христа о благе»: «В начале всего или началом всего стало разумение жизни по возвещению Иисуса Христа». Толстой привёл одиннадцать главных значений «λόγος»: 1) слово; 2) речь; 3) беседа; 4) слух; 5) красноречие; 6) разум, как отличие человека от животного; 7) рассуждение, мнение, учение; 8) причина, основание думать; 9) счёт; 10) уважение и 11) отношение. Приводятся причины как пригодности, так и недостаточности этих значений. Перевод «разумение» приводится как сумма четырёх значений: разума, причины, рассуждения и соотношения. Вместе с тем, говоря о «разумении жизни», Толстой отмечал: «Я не отрицаю никакого другого перевода; можно поставить и слово „разум“ или „премудрость“ и даже оставить „слово“, приписав ему более широкое, не свойственное ему значение; можно даже оставить, не переводя, слово „логос“; смысл всего места будет тот же самый».

См. также

  • Логос
  • Филон Александрийский
  • В начале сотворил Бог небо и землю
  • Библейский аллегоризм
  • Библейская герменевтика
  • Анагогическое толкование
  • Интерпретация (методология)
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

(27 голосов: 4.26 из 5)

  • «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
  • В начале было Слово мит. Иларион (Алфеев)
  • Евангелие от Иоанна: в начале было Слово Юрий Пущаев
  • На слова: «В начале было Слово…» (Ин. 1:1) и прочее свт. Иоанн Златоуст
  • Беседа 16 На слова: «В начале бе Слово» (Ин. 1, 1) свт. Василий Великий
  • Слово в неделю перед Рождеством Христовым прот. Ливерий Воронов
  • Рассуждения на Евангелие от Иоанна блаж. Аврелий Августин
  • Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа свящ. Марк
  • Толкование на Евангелие от Иоанна еп. Михаил (Лузин)
  • Учение о Святой Троице к.ф.н. С.В. Посадский

В начале было Слово – первая строка пролога Евангелия по Иоанну, рассказывающая о вечном («домирном») бытии второго Лица (Ипостаси) Святой Троицы – Бога Сына, Божественного Слова (Логоса): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1).

Первый стих Евангелия от Иоанна указывает на вечное, нетварное бытие Божественного Слова, существующего вне зависимости от сотворенного «чрез Него» мира (Ин.1:3), на Его Божественное достоинство и на Его отношение к Богу Отцу.

«С первого же стиха пролога Отец именуется Богом, Христос – Словом, и Слово в этом «начале», которое здесь носит не временной, а онтологический характер, есть одновременно и Бог («в начале… Слово было Бог»), и иной чем Отец («и Слово было у Бога»), – объясняет православный богослов В. Н. Лосский. – Эти три утверждения святого евангелиста Иоанна «В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог» – зерно, из которого произросло все тринитарное богословие. Они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие».

«В начале было Слово. Этими словами евангелист обозначает вечность Слова.
Уже выражение «в начале» (εν αρχή) ясно указывает на то, что бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени, как форме всякого тварного бытия, что Логос существовал «прежде всего мыслимого и прежде веков» (Иоанн Златоуст). Еще сильнее эта мысль о вечности Слова выражена присоединением к слову «в начале» глагола «было» (ην). Глагол «быть» (είναι), во-первых, является обозначением бытия личного и самостоятельного, в противоположность глаголу «стать» (γίνεσθαι), который обозначает появление чего-либо в известное время. Во-вторых, глагол «быть» употреблен здесь в прошедшем несовершенном времени, которое указывает на то, что Логос был уже в то время, когда тварному бытию еще только полагалось начало.
И Слово было у Бога. Здесь евангелист говорит, что Логос был самостоятельной личностью. На это ясно указывает употребленное им выражение «было к Богу» – так лучше и точнее будет перевести греческое выражение προς τ Θεόν. Иоанн хочет сказать этим, что Логос стоял в известном взаимоотношении к Богу Отцу как отдельная самостоятельная личность. Он не разделен от Бога Отца (что выходило бы, если бы при слове τ. Θεόν стоял предлог παρά = близ), но и не сливается с Ним (что обозначалось бы предлогом бы εν = в), а пребывает в личном и внутреннем отношении к Отцу – нераздельном и неслиянном. И в таком отношении Логос пребывал к Отцу всегда, как показывает опять здесь взятый в прошедшем несовершенном времени глагол «быть.» Что касается того вопроса, почему здесь Иоанн называет Бога Отца просто Богом, то на этот вопрос можно отвечать так: слово «Бог» вообще употребляется для обозначения Бога Отца в Новом Завете, а потом Иоанн (как говорит Луази) и не мог еще употребить здесь слова «Отец,» так как еще не сказал о Слове, как о «Сыне.»
И Слово было Бог. Этими Словами Иоанн обозначает божество Слова. Слово не только божественно (θεϊος), но есть истинный Бог. Так как в греческом тексте выражение Бог (Θεός) употреблено о Слове без артикля, между тем как о Боге Отце оно употребляется здесь же с артиклем, то некоторые богословы (в древности, напр., Ориген) видели в этом указание на то, что Слово – ниже по достоинству, чем Бог Отец. Но против правильности такого заключения говорит то обстоятельство, что в Новом Завете выражение Θεός без артикля иногда употребляется и о Боге Отце (Рим. 1:7; Флп. 2:11). А потом в настоящем случае выражение Θεός вместе с глаголом ην составляет сказуемое к выражению ό λόγος и по общему правилу должно стоять без артикля».
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. А. П. Лопухина. Евангелие от Иоанна.

См. СЫН БОЖИЙ, СЛОВО БОЖИЕ, ХРИСТОЛОГИЯ

В начале был Логос… и Логос был Бог

«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него (Слово) начало быть, и без Него (без Слова) ничто не начало быть, что начало быть.»
(Иоанна 1:1-3).
Слово, Ло;гос (греч.;;;;;) — термин философии, означающий «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») — в переводе с греческого языка и «мысль» (или «намерение») — в переводе с древнегреческого, а также — причина, повод.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81
Теперь читаем две Цитаты ниже:
«6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их:
7 Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.
8 Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной,
9 ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.»
(Псалом 32:6-9).
«19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.»
(Притчи 3:19,20).
Сопоставив Псалом 32:6 и Притчу 3:19 и Иоанна 1:1, учитывая, что Евангелие от Иоанна написано на древнегреческом , где Логос (греч.;;;;;) означает «мысль», получаем, что Иоанн подразумевал под Логосом-Словом – премудрую мысль Бога. Это Библии не противоречит.
Тогда Стих 1-3 Евангелия от Иоанна можно понимать так:
1.В начале была ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ (Логос), и ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ (Логос) была у Бога, и ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ (Логос) была Бог.
Если написано «…Слово было Бог», в контексте того что «ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ (Логос) была Бог (не Богом, как переводят некоторые переводчики для соблюдения правильности падежей)» — получается, что Бог – это ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ, а это и есть Дух, как и написано: «Бог есть Дух».
2.Слово, Логос – ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ была в начале у Бога.
Казалось бы возникает несоответствие – «Слово было Бог и Слово было в начале у Бога»,- что равнозначно: «ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ была Бог и ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ была в начале у Бога».
Если вспомнить, что Бог обладает не только Мыслью, но и чувствами (в духовном смысле), а чувства Бога, его любовь, негодование, ревность легко проследить по Книгам пророков, через которых Бог проводил не только Свои мысли, но и чувства, тогда противоречий нет и получается, что Бог есть Дух, обладающий Мыслями и чувствами.
3.Всё через ПРЕМУДРУЮ МЫСЛЬ начало быть и без ПРЕМУДРОЙ МЫСЛИ ничто не начало быть, что начало быть.
Толчком к началу всему является ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ, которая является Богом, т.е Бог – это прежде всего МЫСЛЬ. Если нет МЫСЛИ, нет и чувств – нет жизни. А Бог это жизнь:
«4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.» (Иоанна 1:4).
Читаем Евангелие далее:
«9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.»
(Иоанна 1:9,10).
«10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.»
(Псалом 35:10).
Итак, сравним :
10 В мире был (свет), и мир чрез Него (чрез Свет) начал быть, и мир Его (Свет) не познал.»
(Иоанна 1:10).
С этим:
«3 Все чрез Него (Слово) начало быть, и без Него (без Слова) ничто не начало быть, что начало быть.»
(Иоанна 1:3).
Получается, что Логос (ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ) = Свет.
Читаем Евангелие далее:
«11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.»
(Иоанна 1:11-13).
О каком времени Иоанн сказал в Стихах 1:11-3 – о времени до прихода Мессии. Людям была дана Тора, являющаяся материальным воплощением ПРЕМУДРОЙ МЫСЛИ, в том объёме, который был необходим, но люди Тору не приняли, как ПРЕМУДРУЮ МЫСЛЬ = Свет от Бога, а те, которые приняли и стали соблюдать, Бог дал власть быть чадами Божиими — сынами Божиими.
В этом контексте понятны слова Иисуса Христа:
«10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.»
Иисус соблюл заповеди Отца ещё до начала творения мира и Бог назвал Его Своим Сыном.
«24 Отче! … да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.»
(Иоанна 17:24,25).
Если бы Иисус был Богом безначально, Ему не надо было бы соблюдать заповеди ибо в Боге эти заповеди заложены и соблюдены безначально и сами собой соблюдены, а Сын сказал о себе: «Я соблюл».
Также Иисус сказал, что познал Отца – Бога. Если бы Иисус был Богом, Ему не было бы смысла говорить, что Он ПОЗНАЛ Отца, ибо Бог знает Сам Себя хорошо.
Читаем Евангелие далее:
«14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.»
(Иоанна 1:14).
Слово, Логос – ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ Бога воплотилась. Каким же образом Мысль воплотилась и если Мысль воплотилась, не лишился ли Отец своей ПРЕМУДРОЙ МЫСЛИ?
Не лишился – ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ осталась Богом, а Иисусу эта Мысль передавалась от Отца, посредством Духа Святого и Иисус говорил, что та ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ (Логос) не Его собственная:
«10 … Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.»
(Иоанна 14:10).
А слова Иисуса – это и была ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ Бога, вслух. Вот так Слово, Логос – ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ Бога стала плотию, а Сын был ретранслятором Логоса в этот мир.
Поскольку Мысль порождает поступки, воплотившимся Логосом можно считать не только ПРЕМУДРУЮ МЫСЛЬ Бога, но и человеческие поступки Иисуса Христа.
На основании чего Сына назвали – Бог Слово, я понять не могу, если Бог – это ПРЕМУДРАЯ МЫСЛЬ (см Иоанна 1:1-3, в начале).
ВЫВОД:
Похоже что Логос – (Мысль+ДСвятой) проявляют собой Отца как личность, а это и есть Бог, как и написано «Слово было Бог = Логос был Бог».
Результатом материализации Мысли Бога является наш видимый мир.
Прочитайте Иоанна 1:1, заменив изначальное Логос тем словом (а не Словом), в каком смысле понимали Логос в те времена — МЫСЛЬ.
1 В начале была МЫСЛЬ, и МЫСЛЬ была у Бога, и МЫСЛЬ была Бог.
2 МЫСЛЬ была в начале у Бога.
3 Все чрез МЫСЛЬ начало быть, и без МЫСЛИ ничто не начало быть, что начало быть.
4 В МЫСЛИ была жизнь, и жизнь была свет человеков.
14 И МЫСЛЬ стала плотию, и обитала с нами, полная благодати и истины; и мы видели славу МЫСЛИ (которая воплотилась в Сыне), славу, как Единородного от Отца.
Через Сына мы увидели славу МЫСЛИ Бога — вот так Иисус, Сын Божий явил МЫСЛЬ Отца, а значит и Самого Отца в этот мир.
Иисус — Мессия. Это не простой пророк, через которого Бог говорит о Своих намерениях.
Мессия это ТОТ, Кто может ПОКАЗАТЬ Бога, явив в этот мир Его МЫСЛЬ в действии и в достаточно (по усмотрению Бога) глубоком смысле.
Это мои мысли — возможно я ошибаюсь?

В начале было слово

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *