LiveInternetLiveInternet


В 2003 году в газете АиФ в Омске была опубликована статья о монахине Варваре и созидаемой ею обители близ с. Татьяновка. Вот, как тогда светское издание увидело жизнь матушки монахини.
Это место словно самой природой приготовлено для монастыря. Березовые околки как бы расступились, освободив залитую солнцем поляну для высоких деревянных стен. А над ними — зеленые крыши, позолоченные купола. И вечность…
Когда я спрашивала, как проехать к матушке Варваре, священник Дионисий Чернов объяснял:
— Проедете Марьяновку, потом Татьяновку, а там — рукой подать, километров 60 от города.
Немного помолчал, и вдруг:
— Не знаю, непостижимо это. Сам много лет служил в тех местах. Но никак не пойму и не перестану удивляться, как так скоро матушка Варвара построила этот чудный храм!
Никто не может понять ее судьбы. Девочка, девушка, жена…
Жила, воспитывала детей. И вдруг ушла в лес.
— Сколько лет вы уже здесь? Десять, пятнадцать?
— Больше.
— 25?
— Сама уж не помню. Помаленьку — потихоньку идет время. Звали меня раньше Верой. В детстве я боевая была: и девчонки, и мальчишки вокруг меня. Но порой так хотелось в лес, прикоснуться к березке, услышать, как птицы поют. Некоторые про меня говорят: она, мол, глупая, вот и ушла от людей. Другие, что грешила много. Как-то поджечь мои скиты хотели. А я молюсь за заблудшие души их.
Пенек вместо подушки
Сначала она вырыла в лесу землянку. Со временем построила избушку, хотя никогда раньше строительством не занималась. Спрашивала советов у знакомых. Молилась и строила. Сама печку сложила, баню осилила. Со временем к ней стали паломники приезжать. Места те назвали Варвариной пустынью.
Пришлось пристраивать к скитам небольшую монастырскую церковь.
— Где сейчас алтарь, там была моя келья, два на два, — водит матушка по своим владениям. — Тут доски были прибиты, я спала на них, а под головой — пенечек. Так и должно быть у монахов. И хоть здесь все намного скромнее, чем на новом месте, зато дороже. Каждый ведь гвоздик сама забивала, каждая доска, пусть неровная, но мною отпилена и обстругана. Со временем живность появилась. Сейчас у меня 5 коров, 25 уток. И для них я «жилье» приготовила. Раньше еще здесь 16 козочек было. У меня желудок болел тогда. А они такие шкодные: не паслись, а следом ходили. Зайдем в лес, я грибы собираю, и они их едят. А еще, как я пришла сюда, так и пчел завела.
Среди аккуратных грядок стоят 30 ульев. Чуть вдалеке пасутся коровы. А у матушки Варвары планы на несколько лет расписаны. Уже готов сруб часовни — стоять будет у входа в монастырь. Рядом сад зацветет: вишни, яблони, малина, крыжовник. Со временем будут бурить скважину в 1,5 километра глубиной до горячей целебной воды. Обещали асфальт сделать до линии железной дороги.
Все у нее размерено и размечено: где будут кельи, где мастерские, где трансформаторная будка. Строится женский монастырь.
Поговаривают, территорию лесничества в 8 гектаров, где расположились скиты, передадут в ведение матушки Варвары. А там и до мужского монастыря очередь дойдет.

Вечное
Женский монастырь строится километрах в двух от скитов, по другую сторону дороги. Заканчивается строительство храма в честь Серафима Саровского, нижний предел которого будет носить имя святой Ксении Петербургской.
— Я долго искала для него место. А сюда пришла, опустилась на коленочки, помолилась, и вдруг осенило: здесь!
Трапезная уже готова. Приезжающие удивляются: очень уж современное и просторное здание для лесной местности. Матушка зовет его жилым корпусом. Обычно здесь расселяют паломников. Рассчитан он на 40 человек, хотя, случается, приезжают и все 200. Большие комнаты, отделанные светлыми стеновыми панелями, библиотека, трапезная. Здесь же и домашняя церковь.
Никогда прежде не доводилось мне видеть столько старинных икон. А матушка Варвара будто мысли мои читает:
— Эту икону с Севера привезли, лик-то какой удивительный, посмотрите! А из этой святыни когда-то скамеечку сделали. У этой судьба еще удивительней: икона была дверцей на чердаке. Видите? Даже навесы остались. А как хорошо сохранились?! Эту святыню мне из Данилова монастыря привезли. А вот — старинная библия, ей уж больше 300 лет, но даже переплет целый.
А еще матушка Варвара рассказала, что случаются в этих местах чудеса необъяснимые. Вдруг стало исходить сияние от Нерукотворного образа Спасителя. Икона эта и сейчас в алтаре находится.
— Однажды поздно вечером сидим мы с послушницами в трапезной, слышим, поет кто-то, — рассказывает монахиня. — Вышли на улицу, а из строящейся церкви хор голосов раздается. Церковь-то на ночь у нас закрывается. Видно, ангелы радуются новому храму.
О самом заветном
Забот у матушки Варвары множество, но все они сейчас вокруг одного вращаются: нужно подготовиться к встрече детей. В некоторых женских монастырях России воспитывают сирот. Желающих заниматься брошенными детьми нынче не так уж много. А в Варвариной пустыни для них специальную пристройку мастерят — баня будет, прачечная, теплый туалет. Хлопот у настоятельницы много. Детей нужно будет в школу возить в близлежащее село.
— Была я не так давно в подмосковном монастыре в честь Екатерины-мученицы, так там 32 ребенка воспитывают, — рассказывает игуменья. — Одна женщина принесла настоятельнице совсем крошку новорожденную, весом около двух килограммов. Возьми, говорит, ты же обещала взять, когда я к тебе за советом приходила?! Малышке сейчас уже три годика. Время незаметно ступает.
И я все-таки задаю ей самый банальный мирской вопрос:
— Матушка, как же вы решились уйти?
— Господь привел, — как бы из другого мира слышу ответ. И вот она уже смеется. — Приезжают как-то в гости ко мне преподаватели. Спрашивают, Акимовна, как ты могла: одна, без замков, без крючков? А ночью-то как страшно в лесу! Убей нас — никогда бы на такое не решились. А мне за все эти годы ни разу домой не захотелось. Жила же, как и все, в городе трехкомнатная квартира. А здесь первое время без света, без воды, холодно, голодно. Видно, такая моя судьба. Так Богу угодно. Вот и идут сюда за помощью и советом отовсюду, из разных городов российских и даже из-за границы. Кто заболел, у кого беда приключилась, кто на дочь свою жалуется, кого муж обижает. Всем нынче любовь нужна…

А места там необыкновенные, грибные да ягодные.
АиФ в Омске, 02.09.2003
P.S. 11 апреля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить преобразование прихода преподобного Серафима Саровского и блаженной Ксении Петербургской в с. Татьяновке Марьяновского района Омской области в Свято-Серафимовский женский монастырь и назначить монахиню Варвару (Герасимову) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности (См. журнал №28, п.14).
По теме:

История

Варварина пустынь — так в народе называют Свято-Серафимовский женский монастырь, расположившийся недалеко от поселка Татьяновка Марьяновского района. Дорога к монастырю начинается с асфальтового полотна в окружении маленьких пушистых сосенок. Высадили деревца и постоянно ухаживают за ними послушницы и монахини. Двери в монастырь, издалека светящийся над березовым лесом золотыми куполами собора и часовен, всегда открыты для людей. На территории Омской области это один из самых молодых монастырей: статус обители ему присвоили только в 2006 году. Но, несмотря на это, монастырь, равно как и его настоятельницу — игуменью Варвару — в Омской области знают и любят многие. Матушка Варвара — не только игуменья, но и основательница обители. Более тридцати лет назад ушла она от мирской суеты в марьяновские леса и собственноручно поставила здесь часовню в честь святой великомученицы Варвары.

Подвиг отшельницы не остался незамеченным, и вскоре вокруг нее стали собираться верующие, желавшие помочь в строительстве обители. Так было положено начало Свято-Серафимовскому монастырю. Годы спустя вокруг этой часовни выросли другие. На территории Свято-Серафимовского монастыря — большой храм Святого Серафима Саровского. Матушка Варвара стала бессменной настоятельницей монастыря, она продолжает трудиться на этой святой земле и по сей день. Приехать сюда из праздного любопытства не получится — ведь монахини все время в трудах. Зато можно посетить эти места и поработать вместе с ними на общее благо.

Почти половину центральной стены в трапезной занимает огромная, вышитая на полотне икона с ликами Святой Троицы. Тут же иконы Матери Богородицы, Серафима Саровского, Ксении Петербургской. Обитель имеет 17 приделов. Кроме главных святых и 12 церковных праздников, молятся здесь еще за 17 святых мучеников, убиенных за веру. Не каждым служителям церкви по силам выдержать подобную нагрузку. Матушка Варвара и ее ученицы выдерживают это в трудах праведных и молитвах. Не случайно поклониться затворникам и попросить через них божьей благодати приезжают сюда земляки и паломники из других регионов и ближнего зарубежья.

>Престольные праздники

Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа

Варварина пустынь Омская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *