Свято-Никольский женский Венев-монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Тульская митрополия, Тульская епархия

Контактная информация

bav.79@inbox.ru (48745) 7-52-45 http://venev-monastery.ru Адрес: Тульская область, Веневский район, Дедиловские выселки, сел. Венев-монастырь

  • Тип монастыря:женский
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятельница:Игумения Алексия (Бажина)
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19
  • Краткая историческая справка:Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших.
    Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.»
    По легенде, записанной в середине 19 в. Д. Г. Гедеоновым монастырь был основан в тринадцатом веке (см. Православная энциклопедия, том 7, стр.574) на месте, где останавливался греческий священник Евстафий, выполнявший чрезвычайно трудную и опасную миссию, возложенную на него чудесным образом Свт. Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Православный священник Евстафий служил в г. Корсуни (Херсонес) в храме во имя апостола Иакова, в котором принял крещение равноапостольный князь киевский Владимир. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал.
    Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области.
    Земли, на которых расположен в настоящее время Свято – Никольский женский Венев монастырь в 13 веке, принадлежал Рязанскому княжеству. По пути к селению Красный город священник Евстафий со спутниками, несший чудотворную икону свт. Николая в 1225г. останавливался здесь, и после его посещения в 13 веке на этом месте был основан мужской монастырь.
    Великий князь Рязанский Георгий отдал распоряжение в селении Красный город заложить церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона.
    Так икона свт. Николая, доставленная из г. Коруни, пронесенная по нашей земле и освятившая её, обрела свою обитель. В настоящее время зарайская икона Николая чудотворца находится в Третьяковской галерее изобразительного искувства.

Один день в Венев-монастыре, статья еженедельника «Слобода»

Веневский монастырь
В Свято-Никольском женском монастыре близ Венева живут 15 монахинь и послушниц. Корреспондентам «Слободы» удалось заглянуть за толстые монастырские стены и на один день окунуться в атмосферу спокойствия и благодати.
От Тулы до знаменитого Свято-Никольского женского епархиального монастыря можно добраться на автомобиле или «маршрутке» минут за сорок (37 километров от Тулы).

ПРЕДАНИЯ О МОНАСТЫРЕ — ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская
(память 2 июня и 21 декабря по старому стилю)

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский, брат которого женат был на дочери князя Юрия, дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, князя Симеона, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец “…бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия”. Произошло это в 1406 г.
Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался 27 сентября 1407 г. на праздник Крестовоздвижения и стал местночтимым святым.
Княгиня Иулиания Вяземская была причислена Русской Православной Церковью к лику святых и «ко гробу народ с верою и усердием притекал в несчетном множестве, — как сказано в рукописном житии благоверной княгини, — и все неизреченную пользу и исцеление получали». Княгиня Иулиания Вяземская входит в Собор Тверских святых и особо почитается в Тверской области.
Благоверный князь Симеон Вяземский прославлен Русской Православной Церковью как князь-мученик в Соборе Смоленских святых.
Также журналисты непочтительно отозвались о святом мученике Архиепископе Пимене, который прославлен в Соборе Тульских святых вместе с Юрием Смоленским.
Икона св. мучеников Симеона и Иулиании, написанная для Тульской области находится сейчас в центре Москвы, в Храме Успения в Путинках, в переулке напротив Петровки, 38.

«ЗАТВОРНИЦЫ»

Настоятельница монастыря, монахиня Алексия, с козочкой редкой английской породы, фотографировавшейся с Патриархом Всея Руси Алексием.

Говорят, в монастырь уходят от безысходности, когда приходится совсем туго. В Венев-монастыре мы ожидали увидеть несчастных женщин, у которых нет ни семьи, ни родных, услышать пару историй о тяжелой женской судьбе, которая заставила молодых девчонок стать добровольными затворницами.
Настоятельница женского монастыря монахиня Алексия улыбнулась нашим словам.
— Люди, которые не нашли себя в мирской жизни, уйдут и отсюда. Прятаться в монастыре от самого себя — дело пустое. Конечно, мы никого не прогоним. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, могут продержаться не больше недели. А потом возвращаются в мир.

Монашеский постриг происходит не сразу, поначалу девушки живут в монастыре послушницами. Монахиней может стать женщина не моложе 30 лет, которая осознает все последствия своего поступка.
У молоденьких послушниц Венев-монастыря есть родители и вполне благополучные семьи. Время от времени они общаются и встречаются с родными.
За пределы монастыря девушки могут выходить «только по делам монастырским», например, на веневский рынок за семенами. И только в монашеском облачении — посторонним взорам открыты лишь лицо и руки. Настоятельница призналась нам, что реагирует на них народ по-разному.
— О плохом говорить не хочется. Бывает, и гадости вслед кричат…
Одна из послушниц ходит в Дедиловскую школу, учится в обычном классе, общается с ребятами, а после занятий возвращается в монастырь. В прошлом году другая девушка окончила 9-й класс той же школы. На уроки она ходила в монашеской одежде. Ей было позволено сходить и на выпускной бал.

ГЛАВНОЕ — ПОСЛУШАНИЕ

Послушанием называют любую работу: ставить свечки в храме, готовить еду и мыть посуду, работать на огороде, ухаживать за скотиной, косить сено. Никаких «хочу — не хочу» в монастыре не существует.
— Человек, который переступил порог монастыря, отрекается от собственной воли, — рассказывает настоятельница монахиня Алексия. — Ты не можешь выбирать себе занятие или лениться. Тебе сказали — ты идешь и делаешь. Послушание — это главный жизненный принцип. Слушаться надо абсолютно во всем: велено родителям письмо написать — садись и пиши.
День в монастыре начинается в 6.00, через полчаса в храме молитвы, потом литургия. Завтрака нет, в 11.00 колокольчик собирает монахинь и послушниц на обед. И до вечерней трапезы: работа, работа, работа… После вечерней молитвы девушкам отводят время на свои дела. В монастыре не читают газет и журналов, в здешней библиотеке только духовная литература, здесь нет телевизора и радио. Есть магнитофон, правда, на всех кассетах только духовная музыка. Зимой времени у девушек больше, поэтому они вышивают иконы.
— Неужели молодым девчонкам здесь не скучно? — допытывались мы у настоятельницы. — Неужели им не хочется шумных тусовок, громкой музыки, общения?
— У нас другая жизнь, которая совсем не похожа на вашу. То, о чем вы говорите, нам просто не нужно! Эти девчонки не хотят идти в мир. Здесь спокойно, здесь мы под покровом Божией Матери. Здесь свой круг общения.

НАСТОЯТЕЛЬНИЦА АЛЕКСИЯ

Настоятельница монастыря монахиня Алексия в монашестве 4 года, а в монастыре живет уже 12 лет. На наш вопрос, почему пошла в монастырь, монахиня пожимает плечами:
— В нашей семье глубокие духовные корни. Дедушка, мамин папа, был священником. Когда бабушка умерла, он принял монашество на Белой горе (это на Урале в Пермской области, мы оттуда родом). С детства я при храме. И иной жизни уже не представляю. Был период, когда открывались монастыри, и девушки моего возраста уходили в монашество. Ушли в монастырь три мои двоюродные сестры, собралась и я. Мама была согласна, а отец долго не отпускал. Я поехала в гости в монастырь в Пензенскую область, а оттуда прислала длинное стихотворение о том, как мне нравится монастырская жизнь, что это мое и я не смогу жить иначе. Папа был тронут и позволил.
Некоторое время я жила в монастыре в Иванове через стенку с известной старицей Блаженной Любушкой (блаженные — это те, кто ради Христа юродствует. — Прим. авт.). В Тулу, в Щегловский женский монастырь, приехала на 2 недели, чтобы помочь пошить облачение к Рождеству. И осталась.
Кстати, в Венев-монастыре живут три родные сестры настоятельницы.
— Нас у мамы 10 детей. Наша семья очень дружная. Мы жили далеко от города, и мама всегда нас очень оберегала.
Одна из сестер играет на пианино и пишет песни. Музыкальный инструмент стоит в трапезной (то есть, по-мирски, столовой).
— Она никогда не ходила в музыкальную школу, — рассказывает настоятельница Алексия. — Научилась как-то сама. Она знает ноты и пишет замечательные стихи и музыку.
Специально для нас девушки спели одну из песен. Чистые девичьи голоса звучали в храме так проникновенно, что у нас мурашки побежали. Кстати, все девушки умеют звонить в колокола. А на Пасху попробовать себя в роли звонаря разрешается всем без исключения прихожанам.
ХОЗЯЙСТВО
На плечах нескольких хрупких девчонок держится большое хозяйство: коровы (самая маленькая черная телочка появилась на свет перед Пасхой), бычки (кстати, бычков здесь выращивают только на продажу — монахини не едят мяса), овцы английской породы (их стригут и прядут шерсть), козочки, огород, на котором посажено столько овощей, чтобы хватило до следующего сезона.
Есть среди скотины и особая козочка, которая удостоилась чести сфотографироваться однажды с Патриархом и появиться на страницах «Комсомольской правды». Относится она к редкой английской породе молочных коз. Посмотришь на такую козу: кожа да кости, в чем душа держится. А молока дает очень много.
Одно время ходили слухи, что в монастыре растут бананы.
— Да не бананы это! — объясняет настоятельница. — Это тростник, который относится к семейству банановых. За лето у монастырской калитки вырастают растения с огромными листьями, цветочками и маленькими, похожими на каштаны, плодами. Осенью мы их вырубаем, а по весне они опять вылезают на свет.
А еще в монастыре есть пчелы. Два улья настоятельница привезла из Тамбова.
— Я не знала, можно ли перевозить пчел, но решила рискнуть. Поместили два улья в грузовую машину и повезли. Стояла осень, и пчелы еще не спали. Они перенесли такую дорогу, перезимовали, а весной погибли от какой-то болезни! Правда, наши ульи пустовали недолго. В один пчелы заселились сами. А другой мы заселили роем, подобранным в лесу.
Кстати, с пчелами и Венев-монастырем связана история, которую и сейчас можно услышать от местных старожилов. В 70-е годы ХХ века ремонтировали купол храма. И когда его вскрыли, обнаружилось большое пчелиное гнездо. Рабочие спустили оттуда почти 16 ведер сот с душистым медом.
Вместо вырубленных богатых монастырских садов возле храма растут молоденькие деревца.
— Саженцы плодовых деревьев нам привез один садовод-любитель, дедушка 90 с лишним лет, — говорит настоятельница. — Мы высадили их, стали ухаживать. Но больше половины саженцев выкопали! Люди без зазрения совести воровали деревца прямо средь бела дня.

ЦЕРКОВЬ


И сама настоятельница монастыря, и все сестры знают нотную грамоту и очень любят петь.

Показав нам хозяйство, настоятельница повела нас по старинным каменным ступеням в храм. Во второй половине XVII века монастырская церковь во имя Святого Николая Чудотворца стала приходской. Сохранилась она практически в своем первоначальном виде: каменный двухэтажный храм (первый этаж построен и освящен во имя Святого Николая Чудотворца в 1696 году, второй — во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1701 году). Первый этаж темный, с низкими сводами, очень похож на монастыри, которые показывают в кино. Второй — светлый и радостный, сюда обитатели монастыря перебираются после Пасхи.
Слева от входа на первом этаже настоятельница показала нам икону Божией Матери.
— Ее подарили нам не так давно, — рассказала она. — Долгое время она пролежала в антикварном магазине. А когда ее выкупили и поместили в храм, икона, словно в благодарность, стала мироточить (светлые следы от мира сохранились и сейчас. — Прим. авт.). В то лето у нас в монастыре жила 14-летняя девочка из Венева. С детства она страдала диатезом. Вся кожа была покрыта зудящими пятнами. Девочка стала утром после молитвы мазать болячки миром, и через месяц излечилась.
Простоявший века храм сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Прошлой осенью, когда начались дожди, крышу сорвало напрочь. Стали мокнуть стены толщиной более 2 метров! Сейчас строители латают крышу — деньги выделил один московский предприниматель. Сам храм тоже требует реставрации.
— Ремонтируя после революции церковь, строители допустили грубейшую ошибку, — рассказывает настоятельница. — Стены здесь сделаны из знаменитого веневского известняка. И эти стены просто закрасили масляной краской! Они перестали «дышать», их стал есть грибок. Разрушение стен продолжается и по сей день.
— Однажды мы видели в тульском переходе монахиню, которая собирала деньги на восстановление Веневского монастыря.
— Эти «монахини» не имеют к нам никакого отношения! Да и не монахини они вовсе! Нам разница сразу в глазах бросается. Например, платок, заколотый булавкой под подбородком, не носят ни в одном монастыре!
P.S. На прощание монахини накормили нас обедом. «Отказываться от трапезы в монастыре не принято, — говорили девушки, усаживая нас за длинный стол. — У нас день сегодня постный, не обессудьте». И поставили на стол кастрюльку рыбного супа, кашу, тушеные овощи и парное молоко.

С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

По шатким ступенечкам мы вскарабкались на колокольню, и нам открылся вид удивительной красоты!

1 Когда монахини и послушницы приехали в монастырь, из построек была только маленькая сторожка. Та первая зима была настолько холодная, а домик настолько древний, что ночью у спящих сестер примерзали волосы.
2 Рядом был небольшой коровник, который сейчас снесли. На этом месте посадили кабачки и капусту.
3 Дома, в которых живут сестры, строили «шабашники», работу они выполнили некачественно. Из плохо проконопаченных щелей выглядывает пакля. Сестры живут в маленьких, скромно обставленных комнатках: кровать, стол, сервант с иконами. В прихожей висит график дежурств: кто когда убирает домик.
4 Бревенчатое строение позади жилых построек — баня.
5 Новый коровник построили в прошлом году. Сейчас здесь живут монастырские коровы, бычки и две телочки.
Трапезной тоже не было. Устроили ее в подвальчике, где хранился уголь. Разбирали и чистили помещение девушки вручную.
Окружен монастырь кладбищем. На этой земле захоронено 5 тысяч монахов.
6 Недалеко от монастыря сохранились пещеры, в которых жили монахи-отшельники.

В монастыре гостили Юлия ГАВРИЛОВА
и Сергей КИРЕЕВ (фото).

Педагоги «Территориального центра социальной помощи семьи и детям Новомосковского района» вместе с помощником благочинного церквей по Новомосковскому округу по социальному служению Иваном Букиным совершили паломническую поездку в Свято-Никольский Венев монастырь.

В обители гостей встретила монахиня Елисавета. Она рассказала об истории святого места, о проповеди в этих местах монаха Киево-Печерского монастыря Кукши, замученного язычниками, о миссии греческого священника Евстафия, полученной им от самого святителя Николая, о строительстве и процветании монастыря в древности. Примечательно, что все педагоги, ранее посещавшие святую обитель, впервые слышали удивительный рассказ о становлении монастыря.

Рассказ оБ истории обители потряс чудесами и какой-то тихой, струящейся любовью матушки. «Вы знаете, — говорила матушка Елисавета, — ничего не строится без воли Господа. Если Он берет твою душу в Свои руки, то и все остальное получается. За редким названием Венева монастыря и о его возрождении в конце ХХ века кроется многотрудная и порой подвижническая жизнь маленькой монастырской общины, ныне населяющей это святое место. Сейчас здесь всего лишь полтора десятка монахинь. Но тем не менее жизнь в этой маленькой обители по-своему течет тихой речушкой, как и во многих восстанавливающихся монастырях нашей многострадальной матушки России. Мы все время просим святителя Николая, он наш любимыйСвятой, наш покровитель, и уже надоели ему своими просьбами о помощи, но он нам никогда не отказывает».

Незабываемые впечатления остались у педагогов от посещения монастырского храма, в котором почивают мощи святителя Пимена Новгородского,замурованного в монастыре во времена царя Ивана Грозного.

Директор центра помощи семье и детям Ирина Ефимова поделилась своими впечатлениями о посещении обители: «Стоит монастырь вдали от центральной дороги, и вокруг него нет ничего, кроме нескольких домиков и кладбища. Войдя на территорию, невозможно было не отметить старину и древность постройки. Каменно-деревянная лестница, столбы, на которых частично осталась роспись, поразили наше воображение и заставили мысленно перенестись на несколько веков назад.

В верхнем храме все обратили внимание на деревянные полы, которые с каждым шагом издавали приятный уху скрип, скромные стены с иконами. Пройдя через галерею, мы попали в зал с большим иконостасом и высоким потолком. Здесь нам матушка рассказала историю о новогородском архиепископе Пимене Черном, которого по ложному доносу сослал Иван IV в Венев-Никольский монастырь, где заточили в каменный мешок.

Хочется сказать, что монастырь великолепен, его внешний вид погружает в старину, а обстановка внутри эту глубину усиливает».
После посещения храма педагоги центра обошли вокруг храма и посетили монастырский некрополь. Было отмечено, что большинство могил, расположенных окрест храма, являются священническими.

Сопровождающий группу Иван Букин рассказал о схиархимандрите Христофоре, погребенном за алтарем нижнего храма: «Отец Христофор был известен множеству людей как мудрый советчик. Он был наделен духовным знанием, глубоким, верным рассуждением и истинной премудростью. Поэтому к нему ездили тысячи людей отовсюду, не было дня, чтобы не случалось посетителей, знавших о его даре прозорливости, людей, желавших получить наставление и помощь. Здесь он прослужил несколько лет, жил в маленькой комнатке под колокольней, принимал людей и был погребен. И сейчас, уже по прошествии семнадцати лет после его смерти, к нему на могилку приезжают люди, чтобы попросить о помощи и поделиться своими проблемами».

Также Иван Сергеевич упомянул о монахине Анне, также погребенной здесь: «В моей семье матушка очень почиталась. К ней ездили мои бабушки, возили с собой еще юную тогда мою маму. Я с детских лет помню фотографию монахини Анны, которую она дала моей маме. Эта фотография до сих пор хранится у меня. Матушка отличалась прозорливостью, и к ней также, как и к отцу Христофору, шел народ за духовным успокоением и помощью».

Напоследок паломники посетили монастырскую пекарню. Здесь им предложили горячие пирожки со всевозможными начинками и горячий чай.

Ольга Канаева, заместитель директора центра по воспитательной и реабилитационной работе отметила: «Поездки по святым местам дают возможность пусть и ненадолго окунуться в другую атмосферу. Именно молитва помогает укрепиться в вере и надежде на Бога. Паломничество дает возможность прикоснуться к духовной жизни и обрести душевный мир, так необходимый особенно нам – работающим с детьми. Это дыхание для наших больных душ, это реальная поддержка наших близких, это путь веры и приобретения сил для спасения души. Святые места заставляют «петь наши сердца», а это не может не укрепить человека».

На обратном пути довольные паломники делились впечатлениями от увиденного и услышанного за сегодняшний день, рассматривали купленные сувениры, пили чай и строили планы на дальнейшие поездки.

«У каждого своя дорога к храму. На этом не всегда прямом и не всегда коротком пути человеку нужна доброжелательная поддержка. Именно эту доброжелательность я ощущаю от нашего сотрудничества с Новомосковским благочинием. Можно только радоваться, что уделяется такое достойное внимание возрождению духовности не только в наших детях, но и в нас самих. Я искренне благодарна за возможность соучастия в благотворительных акциях, приобщения к ценностям православия через паломнические поездки, чтение журналов «Фома», «Славянка», которые нам предоставляет наш социальный отдел. Для меня большое счастье участвовать в подобных поездках. Часто мы бежим, торопимся все успеть, нам бывает некогда оглянуться, подумать не о насущных нуждах, а о важных вопросах жизни, веры, любви. Наша поездка позволила мне это сделать. Посещение святых мест можно сравнить с прикосновением к живительному источнику. Всегда это отдохновение души, подъем сил, поддержка в трудной ситуации, возможность развиваться и двигаться дальше. Думаю, это послужит не только сплочению коллектива, но и укреплению семей», — рассказала нам специалист по социальной работе Кимовского отделения центра Евгения Устинова.

Педагоги Территориального центра социальной помощи семьи и детям Новомосковского района выразили надежду, что подобные поездки станут традиционными, послужат укреплению веры, сплоченности коллектива и будут давать достойные плоды в воспитании детей с ограниченными возможностями.

Социальный отдел Новомосковского благочиния
фото Натальи Демишевой

Венев никольский монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *