Божье совещание

В этом удивительном стихе Бог, по-видимому, с кем-то говорит. 1 Кальвин писал: «Выглядит так, словно говорящий явно совещается … он приступает к консультации». 2 Многие другие толкователи Библии называют это «совещанием». Но если это так, то с кем совещается Бог? И почему? Говорит ли нам Библия что-нибудь об этом?

Поскольку Господь не нуждается ни в каких советниках, 3 подобное совещание может происходить только между лицами Троицы — между Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом. 4, 5 В послании к Евреям 1:2 говорится о том, что когда Бог творил веки (или вселенную), Он делал это через Своего Сына. 6

Бог легко мог повелеть и человек появился бы одним лишь Его Словом, как это и было в случае с животными (Бытие 1:20, 24) и растениями (Бытие 1:11). Но Он выбрал другой путь. Человек не является ни собратом животных, ни далеким родственником примитивных растений, ни продуктом бактерий. Наоборот человек – это некто особенный, замечательный шедевр Божьего мастерства и особое выражение природы Бога. Человек был сотворен при личном содействии Бога. Бог вводит человека в мир торжественно, величаво и с особой осторожностью как результат обдуманного решения Троицы.

Несмотря на то, что человек был сотворен из праха земного, Бог лично «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Таким образом, человеческая жизнь является не результатом спонтанной перестройки молекул в его теле или продуктом эволюции от какого-либо животного или «низшего человекообразного существа» (как учит теистическая эволюция), а подарком от Бога. Это еще больше подтверждается описанием происхождения Адама в Евангелии от Луки, где Лука называет Адама не сыном человекообразной обезьяны, а «сыном Бога» (Луки 3:38).

Так что же Бог обсуждал с Сыном? В книге Откровение 13:8 говорится, что Агнец Божий (т.е. Иисус) «закланный от создания мира». К шестому дню недели сотворения были заложены все основания земли, но уже с момента сотворения человека Бог начал цепь событий, которые неотвратимо должны были привести к будущему распятию и смерти Господа Иисуса Христа на кресте как расплате за человеческие грехи. В Своей земной жизни Иисус подтвердил Свое желание и готовность исполнить волю Отца в Гефсиманском саду (Матфея 26:39, 42). Возможно ли, что Он сделал то же самое на небесном совещании, непосредственно перед тем, как Бог сотворил Адама?

По подобию Бога

Когда Бог сотворил человека по Своему подобию,7 Он хотел, чтобы человек (как мужчин, так и женщина) был определенным образом похож на Бога, и имел определенные Божьи привилегии. Относительно этого можно сделать вывод:

1. Это было не физическое сходство, а…

Несмотря на то, что Бог – это Дух (Иоанна 4:24) и не имеет такого тела, как у человека, когда Он появляется в Старом Завете перед людьми, Он делает это в теле человеческом (напр., Бытие 18:1-2; 32:24, 28, 30).8 Доктор Генри Моррис пишет: «В теле человеческом есть что-то особенное, что однозначно указывает на Божье проявление Самого Себя (так как Бог знает всё, что Он создал от начала мира — Деяния 15:18) и Он должно быть создавал тело человека именно с этой мыслью. Соответственно Бог создал тело человека не таким, как у животных: оно стоит прямо, его лицо направлено вверх, это лицо способно выражать чувства в соответствии с эмоциональными ощущениями, тело имеет мозг и язык, который может передавать звуки и символическую речь».9, 10

Более того, человеческое тело было таким, через которое должен был воплотиться Бог-Сын или «сделался подобным человекам» (Филиппийцам 2:7). Таким образом Бог создал человека в таком теле, в котором Он Сам однажды пришел — в форме, в которой Он пожелал явить Себя людям.

2. Подобие мыслей.

Бог одарил человека интеллектуальной способностью, которая намного превосходила и превосходит способность понимать у животных. Таким образом, человеку был дан ум, способный слышать и понимать для того, чтобы общаться с Богом; эмоции, способные отвечать Богу с любовью и преданностью; и воля, благодаря которой он может выбирать, слушаться ли ему Бога. Человек был наделен всем необходимым не только для того, чтобы «любить Бога и вечно слушаться Его», но также и для того, чтобы выполнять Божий замысел на земле — быть Его регентом и управлять творением вместе со своим Творцом.

Это видно из повеления Бога Адаму и Еве,11 чтобы они владычествовали над всей землей и животными (Бытие 1:26, 28), чтобы Адам ухаживал за садом (Бытие 2:15), и чтобы он дал названия всем животным на земле (Бытие 2:19-20).12

Интеллектуальные таланты человека еще больше выражаются в его способности проектировать и создавать различные вещи, ценить красоту, сочинять прекрасную музыку, рисовать картины, писать, считать огромные числа и изучать математику, контролировать и использовать энергию для самого себя (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, мыслить, принимать решения, обладать самосознанием, смеяться над собой и думать абстрактно. Всё это поведение не является инстинктивным (в отличие от животных), и как таковое оно имеет неограниченное многообразие.

3. Моральное подобие.

Из всех сотворённых Богом существ только человек имеет дух или осознание Бога, т.е. способность познавать Его и иметь духовную связь с Ним через молитву, хвалу и поклонение. С момента грехопадения (Бытие, глава 3), человек имеет врождённое моральное понимание добра и зла (совесть), которые он распознает своим духом.13

Человек был сотворен не только непорочным (т.е. без греха), но и святым. В противном случае Адам не мог бы иметь общение с Богом, который не может смотреть на злодеяния (Аввакума 1:13). Это еще больше подтверждается в Бытие 1:31, где Бог говорит, что всё, созданное Им (включая человека), было «хорошо весьма». Это не могло бы быть правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

4. Социальное подобие.14

Социальную природу Бога и истинную любовь можно увидеть в доктрине Троицы. Бог, суть которого есть любовь, сотворил человека с социальной природой и необходимостью в любви. Утверждение в Бытие 3:8 о том, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», указывает на то, что Адам и Ева наслаждались дружбой и общением с Богом, которые они имели, пожалуй, каждый день.

Бог также обеспечил человека очень особенным общением и любовью. До того, как Бог создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Затем Бог создал Еву из ребра Адама (Бытие 2:21-24), и именно этот факт Иисус использовал в разговоре с фарисеями для того, чтобы защитить святость брака и глубину любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6; Марка 10:6-8).15

Когда Бог создавал растения и животных, Он творил их всех «по роду их» (эта фраза встречается в Бытие 1:11-25 девять раз). Когда Бог создал Адама, Он сделал его по образу и подобию Бога (см. Деяния 17:28). После грехопадения, человек всё равно остается творением, созданным по образу (Бытие 9:6; 1 Коринфянам 11:7) и подобию Бога (Иакова 3:9). Однако этот образ был запятнан в момент неповиновения Богу, и все аспекты Божьего образа были испорчены. И, тем не менее, эти аспекты были совершенными в Господе Иисусе Христе, который был и является «образом Бога невидимого» (Колоссянам 1:15), и «образом ипостаси» Бога (Евреям 1:3), как в Своей жизни на земле, так и на Небесах.

Апостол Павел говорит, что через Евангелие мы преображаемся в образ Бога, и что этот образ облекается «в праведность и святость истины» (Колоссянам 3:10; Ефесянам 4:24). Это не свойственно природе человека и он не может достичь этого собственными усилиями. Это является результатом работы Христа через веру и покаяние (Иоанна 1:12; Галатам 2:20). Эту работу совершает в нас Святой Дух (Титу 3:5; Римлянам 8:28-29), который живет в Божьих детях (1 Коринфянам 3:16; 6:19). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Ссылки и примечания

  1. Два других стиха, где используется множественная форма в речи Бога (совещание): Бытие 3:22 и 11:7. Вернуться к тексту.
  2. Джон Кальвин, Бытие, перевод и издание Джона Кинга, издательство The Banner of Truth Trust, Эдинбург, 1965, с. 91. Вернуться к тексту.
  3. Исаия 40:13; Римлянам 11:34. Вернуться к тексту.
  4. Иоанна 16:13 свидетельствует о том, что Святой Дух говорит. Вернуться к тексту.
  5. Множественная форма «Бог» (Элохим) и местоимения во множественном числе «нас» и «наш», используемые с глаголом в единственном числе в Бытие 1:26, предопределяют доктрину Троицы. Сравните Бытие 1:1-3 и Матфея 28:19. Вернуться к тексту.
  6. Также смотрите Иоанна 1:3: «Всё чрез Него начало быть (т.е. через Слово = Иисус Христос), и без Него ничто не начало быть, что начало быть», и Иоанна 17:24, где Иисус говорит о том, что Бог Отец возлюбил Сына «прежде основания мира». Вернуться к тексту.
  7. Некоторые толкователи Писания различают слова «образ» и «подобие» Бога. Другие рассматривают их как синонимы, желая подчеркнуть идею о сходстве. По-видимому, Моисей больше согласен со вторым мнением: т.е. он использует слово «подобие» как объяснение «образа» в Бытие 1:26 (между двумя фразами в послании к Евреям нет никакого союза «и»); он использует слово «образ» дважды и ничего не говорит о «подобии», о котором говорится в Бытие 1:27; он использует «подобие» (только) в Бытие 5:1, и «образ» (только) в Бытие 9:6. Вернуться к тексту.
  8. Мы понимаем, что это был Господь Иисус Христос, поскольку «Бога (Отца) не видел никто никогда» (Иоанна 1:18). Вернуться к тексту.
  9. Генри Моррис, Описание Бытия, издательство Master Books, Эль-Каджо, Калифорния, 1976, с. 74. Вернуться к тексту.
  10. Животные общаются несколькими различными способами, включая голос, выражения лица, поза тела и запахи, но, ни одно животное не может говорить с помощью грамматических фраз и предложений. Вернуться к тексту.
  11. Обратите внимание на то, что в Бытие 1:27 говорится, что Ева также была сотворена по образу Бога, а повеление в Бытие 1:26 и 28 находится во множественном числе «их», т.е. касается Адама и Евы, а значит и всех их потомков (всех людей). Вернуться к тексту.
  12. Таким образом, человеку был дан во владение весь земной мир (животный, минеральный, растительный) не для того, чтобы он эксплуатировал его для собственной выгоды и вел себя как тиран, но для того, чтобы быть представителем Бога. Это задание, требующее посвящения и ответственности. Человек во всём ответственен перед Богом. (Откровение 20:12). Вернуться к тексту.
  13. Человек – это существо, имеющее три составных, т.е. единство тела, души и духа. Растения имеют тело и неосознанную жизнь. Животные имеют тело и осознанную жизнь (с евр.: nephesh, обычно переводится как «душа»). Человек имеет тело, осознанную жизнь (душа, включающая человеческий интеллект или ум, эмоции или чувства, и право выбора или воля), и дух (осознание Бога). Человек – это бессмертный и уникальный образ Бога во всех трёх аспектах. Некоторые толкователи Писания сравнивают это триединство человека с Троицей Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вернуться к тексту.
  14. Адаптированная версия работы Генри К. Тейссена, Лекции по систематической теологии, издательство Eerdmans, Мичиган, 1977, сс. 156-7. Вернуться к тексту.
  15. Создание Евы из Адама является абсолютным камнем преткновения для толкований теистической эволюции. Некоторые говорят, что «из праха – Адам» символизирует эволюцию от низших форм, но что означает «из ребра – Ева»? Вернуться к тексту.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою». (Бытие 1: 1-2)

Несмотря на существующую в научном мире теорию, о том, что вода на Землю была занесена метеоритами, в Священном Писании, мы видим иную картину происхождения Земли.

Библия говорит нам, что сначала, вода покрывала всю поверхность Земли, то есть её было 100%. Всё, что начало жить на нашей планете; растения всех видов, животные, птицы, насекомые, обитатели пустынь и саванн, южных степей и северных ледников, все зародилось в воде. Вода — мощнейший стимулятор всех жизненных процессов, в любом организме, живущем на земле. Вода является растворителем минеральных веществ для обеспечения жизнедеятельности всей биосферы. Вода является самым необходимым веществом на планете, для её обитателей. И это естественно, ведь мы рождены ею. Человек может обходиться без пищи до 40 дней, без воды не более 3-х суток. Наш организм на 80% состоит из воды. В критических ситуациях, на пересечении жизни и смерти, человеку вводят в организм только два водных раствора: раствор солей (физраствор) и раствор сахара (глюкозу). Вода это твердое основание, на котором базируется физиологическая жизнь на земле.

Книга доктора медицины Ф. Батмангхелидж, «Ваше тело просит воды», очень подробно и логично описывает различные ситуации, при которых ваше тело нуждается в употреблении достаточного количества воды. Процесс насыщения водою всех клеток организма настолько важен, что в нашем теле имеется специальный механизм, принудительного обогащения клетки водою, если вдруг она испытывает её критический недостаток. Этот процесс называется обратный осмос. Взяв за основу именно эту особенность нашего организма, ученые создали серию фильтров для очистки воды, основанную именно на этом принципе. Что же происходит в нашем организме, если вдруг мы испытываем жажду или, не дай Бог, обезвоживание ?

В нашем организме присутствует горомон вазопрессин. Он вырабатывается гипофизом и поступает в кровь. Вазопрессин отвечает за поступление воды к некоторым клеткам, в момент, когда они особо нуждаются в этом. В первую очередь это нервные клетки. Защитным слоем нервной клетки является клеточная мембрана. Она представляет собой двухслойную структуру, внутри которой, между слоями, движутся энзимы, необходимые для расщепления питательных веществ, растворенных в воде. Если воды в организме достаточно, то канал, по которому происходит движение воды, наполняется до верха и переливается в клетку, удовлетворяя тем самым потребность клетки в воде. Когда воды не хватает, клетка испытывает жажду. Здесь на помощь приходит гормон вазопрессин. Нервные клетки, больше всех остальных, снабжены чувствительными рецепторами к вазопрессину (так как больше всех нуждаются в постоянном обеспечении водой). В процессе своей деятельности вазопрессин способен сокращать объем крови, для создания давления, с целью фильтрации воды из сыворотки крови. В этот момент, чувствительные к вазопрессину рецепторы нервных клеток, преобразуются в структуры, напоминающие головку душа, и пропускающие только молекулы воды. С помощью образующегося давления, происходит принудительное равномерное впрыскивание воды через мембрану внутрь клетки.


Вот так наш «умный организм» контролирует баланс воды внутри клеток. Благодаря этому уникальному способу фильтрации, заложенному в нас Самим Богом, человек создал фильтры для воды на основе обратноосмотической мембраны, которые пропускают, практически, только молекулу Н2О. Познавая самого себя, человек делает массу открытий, которые использует затем себе во благо.

Урок-3

Суббота, 16 апреля 2016 г.

Разве я сторож брату моему?

«Богу неприятно видеть человека, пекущегося только о своем благе и закрывающего глаза на интересы ближних» –Свидетельства для церкви, т. 8, с. 137.

«Помогая другим, они сами становятся счастливее и повышают свою полезность»–Адвентистский дом, с. 485.

«Только жизнь, посвященная служению, дает истинное счастье»–Сыновья и дочери Божьи, с. 272.

Где остальные?

  1. Как Каин ответил на вопрос Господа о том, где его брат? Что Господь говорит о тех, кто не хотят заботиться о других людях?

Быт. 4:9; И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Пс. 9:34, 35; Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Иак. 4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

«Их , по-видимому, не интересует и не заботит, спасутся ли эти сироты или погибнут. Они считают, что это не их дело. Вместе с Каином они говорят: „Разве я сторож брату моему?”» –Адвентистский дом, с. 168.

«Повсюду нас окружают люди, которых необходимо спасти, люди, которые погибают; мы находим их везде — у своих дверей, вокруг себя — мужчин и женщин, умирающих без надежды, без Бога, но почему-то мы все еще не чувствуем заинтересованности в их спасении, и если не словами, то своими делами как бы говорим: „Разве я сторож брату моему?“» – (Ревью энд Геральд, 14 августа 1888 г.) Христианское служение, с. 93.

  1. Следует ли нам заботиться только о себе или наша обязанность и преимущество – быть сторожем брату своему?

Фил. 2:4 Не о себе каждый заботься, но каждый и о других.

Рим. 15:1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

Иез. 34:6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.

«Братья и сестры! Возникал ли в вашем сердце когда-нибудь вопрос: сторож ли я брату своему? Если вы претендуете на то, чтобы быть детьми Божьими, тогда каждому из вас необходимо быть сторожем брату своему. Господь поручил Церкви заботиться о душах, для которых она может быть средством спасения» (Исторические очерки, c. ). …

Мир восхваляет людей, отдавших свою жизнь ради спасения других, и называет их героями и мучениками. Как должны мы, имеющие надежду на вечную жизнь, чувствовать себя, если не приносим даже небольших жертв, которые Бог требует от нас ради спасения человеческих душ» (Ревью энд Геральд, 14 августа 1888 г.)» –Христианское служение, с. 13, 93, 94.

Смысл братства

  1. Что сказано о человечестве, несмотря на то, что мы происходим из разных рас, наций, языков и культур? Кем мы все поэтому являемся по сотворению?

Деян. 17:26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

Мал. 2:10 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?

Деян. 7:26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга?

«Бог не признает национальных, расовых или социальных различий. Он — Творец всего человечества. Все люди являются одной семьей благодаря как творению, так и искуплению. Христос пришел, чтобы разрушить все разделяющие людей стены, открыть все пространства храма, чтобы каждая душа получила свободный доступ к Богу. Его любовь столь широка, столь глубока, столь полна, что она проникает всюду. Она вырывает из объятий сатаны бедные души, обманутые его ухищрениями. Она приводит их к престолу Бога, престолу, озаренному радугой обетования.

Во Христе нет ни еврея, ни эллина, ни раба, ни свободного. Все стали близки Его драгоценной Кровью (см. Гал. 3:28; Еф. 2:13).

Каковы бы ни были различия в религиозных верованиях, зов всякого страдающего человека должен быть услышан и не должен остаться без ответа. Там, где существуют горькие чувства, порожденные различиями в религиозных представлениях, велика роль личного служения людям. Такое сердечное служение разрушает предрассудки и завоевывает души для Бога»–Наглядные уроки Христа, с. 386.

  1. Какой обширный смысл заключен в этой великой истине? Что в первую очередь означает быть сторожем брату своему?

Кол. 3:14 Более же всего в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Гал. 5:14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

«Всякий, в чье сердце обильным потоком излита Божья любовь, будет отражать чистоту и любовь Иеговы, явленную Христом в нашем мире. Человек, в чьем сердце живет Божья любовь, не враждует против Божьего закона, но добровольно повинуется всем Его заповедям, а это и есть христианство. Тот, кто любит Бога превыше всего, проявит любовь и к своим ближним, принадлежащим Богу — как по праву сотворения, так и по праву искупления. Любовь есть исполнение закона, и долг всякого чада Божьего — повиноваться Его заповедям…»–Сыновья и дочери Божьи, с. 51.

Любовь и евангельская весть

  1. Что является главным свидетельством того, что наши сердца действительно исполнены любовью к нашим собратьям?

Фил. 1:14, 17 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

«Людей, готовых оставить свои фермы, свой бизнес, а если потребуется, и свои семьи, Бог призывает стать Его миссионерами. И Его призыв не останется без ответа. В прошлом были люди, движимые любовью Христа и понимавшие нужды погибающих, — они оставляли уют домашних очагов и общество друзей, а иногда даже жен и детей, чтобы идти в чужие земли и проповедовать Благую весть идолопоклонникам и дикарям. Многим это стоило жизни, но на их место вставали другие и продолжали начатое дело. Так, шаг за шагом, продвигалось дело Христа, и семя, посеянное в печали, приносило обильный урожай. Знание о Боге распространилось в отдаленных местах, и знамя креста было поднято в языческих странах. …

Сердце Павла горело любовью к грешникам, и он делал для приобретения душ все. История не знала более самоотверженного и стойкого труженика. Полученные благословения он расценивал как большие преимущества, которыми нужно делиться с другими. Он не упускал возможности рассказать о Спасителе или помочь попавшим в беду и переходил из одного места в другое, проповедуя Евангелие Христово и создавая церкви. Всюду, где он находил слушателей, он противодействовал неправде и направлял людей на путь праведности» –Деяния апостолов, с. 370, 367.

  1. Относясь к ближнему, как брату, какие желания будут наполнять нас?

Тит. 3:8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

Гал. 6:10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

1 Ин. 3:17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?

«Мы имеем наказ «делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). В нашей благотворительной работе особую помощь следует оказывать тем, кто, благодаря представленной истине, уверовал и обратился. Мы должны проявлять заботу о тех, кто имеет нравственное мужество принять истину и вследствие этого теряет свое положение, или о тех, кому отказано в работе для содержания семьи. Нужно принимать меры и оказывать помощь достойным бедным, находить работу тем, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди. Их нельзя оставлять без помощи, чтобы они не стояли перед выбором: работать в субботу или голодать. … Именно об этой категории особым образом заботится Господь, когда Он говорит: «Скитающихся бедных введи в дом» (Ис. 58:7)»–Свидетельства для церкви, т. 6, с. 85.

  1. Можем ли мы пренебрегать этим святым принципом или откладывать его исполнение? Что обещано всем, кто любит своих братьев?

Иак. 2:15, 16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

Матф. 25:41, 45 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Деян. 20:35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

«Всякое пренебрежение со стороны тех, кто называет себя последователями Христа, всякое нежелание восполнить нужды брата или сестры, несущих иго бедности и угнетения, отмечается в небесных книгах как проявленное по отношению ко Христу в лице Его святых. Какая же расплата ждет у Господа тех многих, очень многих, кто несут людям слова Христа, но не проявляют нежного сострадания к брату по вере, менее успешному и благополучному, чем они сами…» –Служение благотворительности, с. 210.

«Истинное счастье обретается только в служении. Человек, живущий бесполезной, эгоистичной жизнью, несчастен. Он недоволен собой и всеми окружающими» –В небесных обителях, с. 229.

Для дальнейшего исследования

  • 1 Кор. 10:24
  • Матф. 25:42-44
  • Ис. 58:10-12; 20:35

«Счастье, к которому стремятся из корыстных побуждений, отказываясь от исполнения долга, не может быть долговечным и прочным. Оно быстро проходит, а человек, искавший его, остается в одиночестве и печали. Но служение Богу приносит радость и удовлетворение» –Путь ко Христу, с. 124, 125 (1892); Разум, характер и личность, т. 2, с. 644.

«Но помните, что вы не найдете счастья, замыкаясь в общении лишь друг с другом, … Используйте любую возможность внести свой вклад в счастье живущих вокруг вас. Помните, что истинную радость можно найти лишь в бескорыстном служении» –Служение исцеления, с. 362.

Завоевывание душ

Я встретил христианского торговца, которого посещал маклер, продававший товары из каталога. Однажды торговец сказал себе: я имею дело с этим маклером уже девять или десять лет, и мы встречались почти каждый день. Он приносил мне свой товар, и я платил за него, но я никогда не пытался сделать для него что-то хорошее. Это неправильно. Провидение поставило его на моем пути, и я должен, по крайней мере, спросить, любит ли он Иисуса.

Когда теперь маклер пришел в следующий раз, этот уважаемый брат подумал, что сейчас не очень подходящий момент начинать религиозную беседу. Но больше маклер не пришел. Товары доставил его сын. «Что случилось?» — спросил торговец.

«Папа умер», — ответил мальчик.

Этот торговец, мой близкий друг, сказал мне чуть позже: «Я никогда не смогу себе этого простить. В тот день я не мог больше оставаться на работе. Я чувствовал себя ответственным за кровь этого человека. Раньше у меня не было об этом ни единой мысли. Как же я могу избавиться от чувства вины, когда я помню, как моя глупая застенчивость закрыла мне рот?»

Дорогие друзья, мы ответственны за наших братьев, за их жизнь, за их будущее, за их спасение. Не мучайтесь ужасным раскаянием, но говорите с ними, помогайте им, давайте им весть, и это будет благословением также и для вас самих. –Адаптировано по C.H. Spurgeon, цитируемому вA.Lerín, 500 Ilustraciones, № 485.

Первые представители

Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на Земле был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя людского социума. Некоторые исследователи считают, что первым человеком был австралопитек. Многие критикуют подобные предположения, так как он действительно больше схож с низшим классом приматов. Следующей вехой развития после австралопитека стал homo habilis или «человек умелый».

Он ходил на двух ногах, имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло приблизительно 2,6 млн. лет назад.

Внимание! Первые представители нашего вида на Земле были сравнительно невысокого роста. Если сейчас средний рост среднестатистического человека составляет порядка 1,7 метра, то человек умелый был не выше 1,2 метра.

Место проживания

Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.

Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.

Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.

Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.

В 1960 году теория эволюции Дарвина уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.

Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой, которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.

Это интересно! Где жили восточнославянские племена и их соседи

Процесс эволюции

Мы узнали, откуда появился человек и как назывался самый первый человек на земле, однако на этом эволюция нашего вида не остановилась – предстояли еще более удивительные изменения.

Homo ergaster

Приблизительно 1,8 млн. лет назад homo habilis эволюционировал в человека работающего, то есть – homo ergaster. Размер мозга данного вида значительно превышает homo habilis. Ученые считают, что именно homo ergaster обрели возможность пользоваться разговорной речью.

Возле скелетов homo ergaster археологи нашли следы первых кострищ. Следовательно, именно данный вид впервые начал добывать огонь. Кроме того, человек работающий изобрел рубило.

Homo ergaster стали чаще охотится на животных, а до этого момента первые люди на Земле были скорее собирателями и падальщиками. Достаточно высокий уровень интеллекта позволил им собираться в группы, которые стали отправляться на охоту – это значительно повысило шансы выживания и на успешный финал.

Homo erectus

Еще предыдущий вид человека начал колонизировать планету. С территории Африки первые люди на Земле отправились на территории Западной Европы и Азии. Именно на Далеком Востоке были найдены останки следующего этапа развития человеческой расы – homo erectus или человека прямоходящего.

На этом этапе развития человечества типичный его представитель имел рост в среднем 1,4 м. Homo erectus уже не сутулились, похода была прямой. По-прежнему использовались каменные орудия труда. Люди собирали корешки и растения, охотились на среднюю и небольшую дичь.

Поскольку человек в древнее время не мог защитить себя в одиночку, эректусы стали сбиваться в достаточно большие праобщины, которые насчитывали несколько десятков человек. Эректусы также впервые стали готовить мясо на костре. На данном этапе развития в период голода человек прибегал к каннибализму.

Между эректусами впервые появились зачатки отношений, напоминающие постоянную семейную пару, однако преимуществом пользовались беспорядочные половые связи. Археологические находки также подтвердили, что эректусы ухаживали за раненными соплеменниками и понимали лечебные свойства трав.

Важно! Возможно, уже тогда появились люди, которые назывались шаманами или знахарями.

Развитие мышления

Долгое время считалось, что человек разумный был предком неандертальца.

Однако исследования ХХ века доказали, что неандерталец был тупиковой веткой развития на территории Западной Европы, а homo sapiens пришел из Африки. Более того – именно он истребил и ассимилировал неандертальцев.

Археологи установили, что первые люди с зачатками разума появились приблизительно 350-250 тыс. лет назад.

Изначально homo sapiens были кочевниками и собирателями, и лишь 15 тыс. лет назад начали:

  • осваивать сельское хозяйство,
  • изготавливать орудия труда из кости,
  • строить постоянные жилища,
  • основывать небольшие постоянные поселения,
  • шить одежду,
  • рисовать на стенах пещер.

10 тысяч лет назад люди общались при помощи речи, а жесты и мимика ушли на второй план.

На этом этапе развития люди впервые стали создавать семьи и заключать браки. Развитие сельского хозяйства позволило сохранять часть продукции, благодаря чему стало возможно появление классов, власти и возможности выживать в неблагоприятные времена.

Homo sapiens одомашнили животных, что дало толчок развитию скотоводства. Это также облегчило процесс добывания пищи – не нужно было тратить огромное количество времени и сил на охоту. Тогда же возникает и торговля между племенами: одни предлагали шкуры, а другие — красивые ракушки или рыбу.

10 тыс. лет назад homo sapiens начал строить города, изобрел первые языки и построил цивилизации на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Латинской Америки.

Мы проследили как развивался человек на протяжении всего периода эволюции, где появились первые люди 2,5 млн. лет назад, как шел эволюционный процесс, продолжающийся по сей день.

Современные научные достижения опровергли теорию о божественном происхождении человека и закрепили позиции Дарвинизма. Люди, прежде, чем стать такими, как сейчас, прошли долгий путь эволюции – от обезьяноподобного существа до современного человека информационной эпохи.

В какой период появились первые люди

Этапы развития человека разумного на Земле

Ветхий завет бытие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *