Содержание

Воскресенский Новодевичий монастырь

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов. Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини. В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы. Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви. В храме находится икона «Благоуханный Цвет» — одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя. Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек. К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Как добраться:

После смерти Петра Великого в России наступил период Правления Анны Иоанновны. В России это время запомнилось засильем иностранцев и русские люди очень обрадовались, когда на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета Петровна.

Перед вступлением на престол будущая императрица посетила храм Воскресения Словущего Смольного монастыря. Здесь она молилась о даровании ей престола и принесла обет о том, что не казнит за своё правление ни одного человека. Позже храм стал главным храмом женского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Предшественником Новодевичьей обители стал Смольный девичий монастырь

Первоначально устроить женский Воскресенский монастырь собиралась императрица Елизавета Петровна. Для этого она избрала место, где в 1741 году стоял её собственный деревянный дворец. В наше время здесь расположен собор Воскресения Словущего Смольного монастыря.

Дворец вошёл в историю благодаря тому, что здесь будущая императрица молилась о даровании ей престола. Кроме того, здесь же она дала обет в том, что если она станет императрицей, она за своё правление ни казнит ни одного человека.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге начинал строить Франческо Бартоломео Растрелли.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Новодевичью обитель начинал строить известный итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли

Молитвы дочери Петра Великого Бог услышал и 30 октября (10 ноября) 1748 года, в честь своего восшествия на престол, императрица повелела заложить на месте своего бывшего дворца Смольный девичий монастырь.

Строить обитель начала известный итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. К сожалению, строительство монастыря затянулось из-за ведущейся Семилетней войны.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Гравюра. Первоначально для организации обители выделили церковь Пресвятой Богородицы на Васильевском острове

В результате в обители только в 1764 году назначена настоятельница и появилось пять монахинь. Монастырь влачил жалкое существование, и в 1822 году в нём не осталось ни одной монахини, поэтому его упразднили.

Первоклассный Воскресенский женский монастырь возобновлён императором Николаем I 14 (26) марта 1845 года. Его насельниц разместили в бывшем здании упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. Службы при этом совершались в Благовещенском соборе, в нижнем храме.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге создали, потому что в городе отсутствовали женские обители

Император решил возродить монастырь потому, что в середине XIX века в Санкт-Петербурге не работала ни одна женская обитель. Непосредственным инициатором возрождения Новодевичьего монастыря стала дочь императора великая княгиня Ольга. По её просьбе под монастырь Священным Синодом передана Благовещенская церковь.

Монастырь на открытке конца XIX века (до строительства колокольни). Так как выделенное место по монастырь на Васильевском острове монахинь не устраивало, им выделили для строительства обширный участок казённого леса у Московских ворот

Выделенное место на Васильевском острове монахинь не устраивало. Именно поэтому в 1848 году для нужд монастыря выделен для нужд монастыря обширный участок казённого леса у Московских ворот. Закладка возрождённой обители прошла здесь в 1849 году.

1849 в этом году Николай I повторно основал монастырь

В торжественной церемонии участвовали митрополит Никанор (Клементьевский) и император Николай I. За четыре года до этого на территории, отведённой под обитель, основали Новодевичье кладбище.

Игуменья Феофания (Готовцева). Первый игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала Феофания. Она много сделала для строительства и благоустройства обители

Первой настоятельницей монастыря стала бывшая личная пансионерка императрицы Марии Фёдоровны в Екатерининском институте монахиня Феофания (Готовцева). Она известна в Петербурге своим благочестием и активной деятельностью в Горицкой обители.

Проект строительства обители принадлежит архитектору Н.Е. Ефимову. В работе по его строительству принимали участие К.И. Реймерс, Л.Л. Бонштедт и Н.А. Сычёва.

При этом ежегодно казна выделяла на строительство обители 25 000 рублей, а среди частных жертвователей можно отметить графиню А.А. Орлову-Чесменскую и вюртембергскую королеву Ольгу Николаевну.

До 1917 года монастырь рос и расширялся

Первой на новом месте воздвигли деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Полностью в отроенный монастырский комплекс монахини переселились в 1854 году. После этого обитель стала расти и развиваться.

Так при ней открылись различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная. Кроме того, на территории монастыря работала поварня, квасоварня, фермы, огороды. Его насельницы и служители разбили сад и открыли пасеку.

Схема строительства и реконструкции Новодевичья монастыря в Санкт-Петербурге с 1849 по 1856 год. Обитель активно строилась и развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года

В 1866-1886 году при монастыре организовали приют для девочек с 8-ми классным училищем. В это же время купол Воскресенского собора позолотили. В 1901 году выстроены здания, в которых разместилась трапезная, ризница, больница, библиотека. Работали: богадельня, детский приют, церковно-приходская Князь-Владимирская школа.

400 столько насельниц проживало в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге в 1917 году

По состоянию на 1917 год Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге имел в своём штате 400 насельниц – 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании. Кроме того, имелось 8 храмов:

  • собор в честь Воскресения Христова;
  • домовые церкви в келейных корпусах: во имя Трех Святителей и во имя Афонской иконы Божией Матери;
  • усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери;
  • два храма на кладбище: во имя святого Илии Пророка и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
  • каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (не освящена)
  • церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне (освящена после 1917 г.).

Вид Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Цветная фотография до 1917 года. На 1917 год в обители проживало 400 насельниц

Кроме того, в январе 1883 года Новодевичьему монастырю подарили 6,5 десятин леса в районе Вохново Царскосельского уезда для устройства скита. Его учредили в 1884 году. Однако уже в 1889 году Мариинский скит обращён в общежительный заштатный монастырь.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге разделил судьбу других монастырей, закрытых Советской властью

Санкт-Петербургский Воскресенский женский Новодевичий монастырь в годы Советской власти разделил судьбу других обителей. При этом его защитницей стала игуменья Феофания (Рентель), которая как могла, поддерживала сестёр и старалась предотвратить закрытие обители.

В 1918 году монастырь упразднили, но фактически он существовал. При этом всё имущество и церковные ценности, новые власти конфисковали. В конце 1919 года монашествующие образовали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора.

Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг. На фотографии монастырский комплекс ещё цель, но к концу 30-х годов многие его здания снесли, например, взорвали Свято-Исидоровскую колокольню

В 1928-1937 годах покои игуменьи монастыря занимали митрополиты Ленинградские Серафим (Чичагов) и Алексий (Симанский). Они служили им в качестве резиденции. В 1929-1932 годах власти закрыли главный собор и все церкви обители.

Кроме того, снесли монастырскую колокольню и разобрали на кирпичи две часовни, а также церкви Новодевичьего кладбища.

1932 в этом году советские власти арестовали и выслали 126 сестёр живших в обители

Репрессии коснулись насельниц монастыря. В ночь с 17 на 18 апреля 1932 года власти арестовали 126 сестёр, проживавших в обители. Всех их отправили в ссылку. В конце 1937 году церковная жизнь в неё полностью прекратилась.

Дело в том, что закрыли последнюю действовавшую Афонскую церковь в связи с изъятием у митрополита резиденции. Последнего её настоятеля арестовали и расстреляли.

Внутренний вид Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. 1930-е годы. В годы Советской власти внутренние помещения обители перестроили для того, чтобы разместить в них оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения

В 1930-х годах архитектурный ансамбль монастыря подвергся разрушению. В целях спрямления Международного (ныне Московского) проспекта, которая стала главной транспортной магистралью города, взорвали Свято-Исидоровскую колокольню.

Монастырскую ограду, купола, шатры, снесли, а сами здания монастыря изнутри перестроили. В них позже разместился оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения.

Начиная с 1996 года монастырь стали восстанавливать

Постепенное восстановление Воскресенского Новодевичьего монастыря началось в 1990 году. Сначала в 1989 году Казанскую церковь передали приходу РПЦЗ. После этого, в ноябре 1995 года, деятельность монастыря власти юридически возобновили.

В это время обретена могила первой игуменьи обители Феофании. В советское время её осквернили и закатали под асфальт между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора.

Реставрационные работы в левой части здания Новодевичьего монастыря. Фото 23 сентября 2012 г. Возрождение обители началось в 1996 году, когда в помещения монастыря, переданных Церкви поселилось три монахини

Монашеская жизнь в монастыре возобновилась в 1996 году, когда в трёх полуразрушенных флигелях, переданных Церкви, поселились первые монахини. В одном из корпусов разместились кельи, два других отвели под трапезную, богадельню, библиотеку и мастерскую. При этом монастырь некоторое время соседствовал с НИИ электромашиностроения.

2001 в этом году Новодевичьему монастырю в Санкт-Петербурге вернули все ранее принадлежавшие здания

В 2001 году монастырю вернули все здания, входившие ранее в его архитектурный комплекс, в том числе и Князь-Владимирская церковно-приходская школа. За годы возрождения обители в ней полностью восстановлена монастырская жизнь.

Кроме того, восстановили Казанский и Афонский храмы. Устроены храмы в честь прп. Серафима Вырицкого, прп. Силуана Афонского и явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.

20 октября 2011 года в Россию из Ватопедского монастыря на Афоне впервые принесен Пояс Пресвятой Богородицы. Возрождение Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге сопровождалось принесением в его стены многих православных святынь

В настоящее время ведётся реставрации и роспись Воскресенского собора. Недавно заложили камень в фундамент воссоздаваемой колокольни с надвратным храмом в честь положения Пояса Пресвятой Богородицы.

Восстанавливаются стены и башни монастыря. В обители ведётся богослужение, её стены посещают православные святыни. Так с 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Пресвятой Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне.

Архитектура женского Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге выдержана в псевдорусском стиле

Архитектурный ансамбль монастыря создан по образцу построенной в 1840-х годах Николаевской военной богадельни. Она построена в подмосковном селе Измайлово и её корпуса пристроены с севера и юга к пятиглавому Покровскому собору.

Именно поэтому монастырские кельи расположены буквой «П». При этом её передняя сторона выходит на Московский проспект. В центре же расположен Воскресенский собор — доминантна монастыря.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге построен в псевдорусском стиле.

Современный вид Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Построена обитель в псевдорусском стиле в два этажа. В центре монастырского комплекса стоит Воскресенский собор

Архитектурный стиль зданий обители характеризуется как псевдорусский. Представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия на основе использования традиций древнерусского зодчества и народного искусства в сочетании с элементами византийской литературы.

Кельи выстроены в два этажа, а цвет стен зданий — жёлто-розовый. Окна келий сгруппированы по три, при этом в центре располагается декоративное «глухое» окно. Они имеют арочную форму и поэтому их наличники выступают в качестве распорок для стрельчатых арок русского типа.

Архангельский собор Московского Кремля. Храм выстроен в русском стиле. Для него характерны: инкрустация и позолота, национальные орнаменты в колоннах, карнизах и фризах. При этом отсутствует смешение с другими архитектурными стилями или же стилизация, что характерно для псевдорусского стиля

По бокам от центрального Воскресенского собора выстроены две церкви: с южной стороны — Афонская церковь, с северной стороны — церковь Трёх Святителей. По своему архитектурному стилю с основными зданиями монастыря контрастирует Казанская церковь. Её построили в начале двадцатого века в неовизантийском стиле.

В наше время монастырская жизнь восстановлена, в обители постоянно ведётся богослужение

В наше время церковная жизнь в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в Санкт-Петербурге полностью восстановлена. Он относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. В настоящее время к обители относятся следующие храмы:

  • Собор Воскресения Словущего.
  • Казанский храм.
  • Храм Афонской Иконы Божией Матери «Отрада и утешение».
  • Храм Трёх святителей.
  • Домовой Храм преподобного Серафима Вырицкого.
  • Храм Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.
  • Храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
  • Свято-Введенский храм.

Современный вид Новодевичьей обители в Санкт-Петербурге. В настоящее время в составе монастыря работает восемь храмов. Богослужение в монастыре ведётся ежедневно

Кроме того, на территории монастыря работают две часовни и один скит, строится на месте старо снесённой Исидоровская колокольня. При монастыре создана и действует Свято-Владимирская школа, приют «Благодать», богадельня, медицинский центр «Белая Роза», воскресная школа. Старший священник обители иерей Дионисий Харин.

В наше время на территории монастыря работает 8 храмов, 2 часовни и 1 скит.

Часы работы Новодевичьего следующие: с 8 до 17-30. При этом расписание богослужений, которые ведутся ежедневно, следующее:

  • в будние дни утренняя служба начинается в 9-30, а вечерняя – в 17-00;
  • по субботам Божественная литургия проходит в 9-00, а всенощное бдение – также в 17-00;
  • в воскресенье перед литургией, которая начинается в 9-30 утра, здесь читают также Акафист Иллариону Троицкому (в 8-40).

Монастырь расположен близ Московских ворот Северной столицы. Его официальный почтовый адрес: 196084 Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100. Телефон канцелярии: (812) 252-11-66 Добраться до Новодевичьего монастыря удобнее всего на метро: нужно ехать до станции «Московские ворота», а дальше пройти небольшое расстояние до храма пешком. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте монастыря: http://вноводевичий.рф

Схема проезда к Воскресенскому Новодевичьему монастырю в Санкт-Петербурге.

Красивейший Воскресенский Новодевичий монастырь расположился неподалеку от Московской заставы во второй столице нашей Родины, городе Санкт-Петербурге.

История

Васильевский остров, на котором находился женский монастырь, был не по нраву монахиням, и для обители было выделено другое место. В 1848 году у Московских Триумфальных ворот был выделен участок земли, поросший лесом. Неподалеку располагалось кладбище, устроенное здесь 4 года назад (современное Новодевичье кладбище). Лишние деревья вырубили, и началось строительство. Закладка монастыря была предоставлена митрополиту Никанору (Клементьевскому) и прошла 15 ноября 1849 года. Сам император Николай II положил первый кирпич.

Проект для Воскресенского Новодевичьего монастыря разрабатывался группой архитекторов, возглавлял которую Н. Е. Ефимов. Из государственной казны на строительство выделялось 25000 рублей в год. Остальные деньги жертвовали благотворители. Особенно крупный вклад был сделан дочерью Николая II вюртембергской королевой Ольгой Николаевной и графиней А. А. Орловой-Чесменской, пожертвовавшей 10 тысяч рублей серебром.

Строительство комплекса продолжалось пять лет. Первым зданием Воскресенского монастыря стала деревянная Казанская церковь.

В 1854 году монахини уже заселились в кельи монастырского корпуса. Первой настоятельницей монастыря была назначена монахиня Феофания. До этого она вела активную деятельность в Горицкой обители и была личной пансионеркой императрицы. В Новодевичьем монастыре она ревностно служила Церкви, за что после смерти в 1866 году была похоронена на территории обители за алтарем Воскресенского храма.

Новой настоятельницей назначили игуменью Евстолию, которая возглавляла храм 20 лет, до 1886 года. При ней в монастыре было сделано много нового. Купола Воскресенского собора стали позолоченными, Новодевичье кладбище было приведено в порядок. При монастыре был организован приют для девочек, которые обучались в 8-ми классном училище. С 1886 по 1904 годы настоятельницей была игуменья Валентина. При ней учредили скиты и церковно — приходскую школу.

В начале 1883 года Воскресенский Новодевичий монастырь получил в дар 6,5 десятин лесных угодий. Они находились в Царскосельском уезде рядом с деревней Вохоново. В 1884 году там был учрежден Мариинский скит, но просуществовал он всего пять лет. В 1889 году в здании скита устроили общежитие монастыря.

Внутренняя жизнь была достаточно разнообразная. Здесь работало множество различных мастерских, в которых изготавливали квас, ткали ковры, писали иконы и картины, делали обувь, готовили еду. На территории монастыря разбили огород и сад, устроили пасеку. В 1901 году построили новые здания, и в них разместились больница, библиотека, ризница и трапезная. При обители была открыта церковно-приходская Князь-Владимирская школа, богадельня и приют для детей-сирот. Значительная часть прибыли, получаемой монастырем, шла на облуживание и устройство этих учреждений.

К 1917 году штат монастыря насчитывал 77 монахинь, 66 послушниц и чуть менее 300 сестер «на испытании». Церковный ансамбль насчитывал 8 храмов: церковь Вознесения Христова, храм во имя иконы Божьей Матери, церкви во имя Афонской иконы и трех Святителей, два кладбищенских храма, в колокольне был устроен приход во имя преп-го Исидора Пелусиота.

Предшественники обители

Первая попытка открытия женского монастыря в Санкт-Петербурге была предпринята императрицей Елизаветой Петровной. По ее указу на месте Смольного двора у берегов Невы 10 ноября 1748 года был заложен Воскресенский Новодевичий монастырь. Здание строилось по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Из-за участия России в Семилетней войне строительство затянулось на шестнадцать лет. В 1764 году в монастырь заселилось пять монахинь, и была назначена настоятельница. К 1822 году обитель осиротела, оставшись без монахинь, и ее закрыли.

Новая попытка устройства женского монастыря в Санкт-Петербурге была предпринята Николаем I спустя 23 года в ответ на просьбы дочери княгини Ольги. 26 марта 1845 года насельницы заселились в здание Греко-униатской Духовной Коллегии, которая была упразднена. Новый монастырь размещался на Васильевском острове. На богослужения монахини ходили в нижний храм Благовещенского собора.

Советский период

С приходом к власти большевиков жизнь в монастыре кардинально изменилась. В 1918 году большевики конфисковали и вывезли все ценности. Монастырь продолжал существовать явочным порядком. В конце 1919 года монахини и послушницы вокруг прихода Воскресенского собора создали трудовую общину. В течение последних пятнадцати лет обитель постоянно переименовывалась, называясь то монастырским общежитием, то трудовым братством.

Особенно досталось в те трудные времена настоятельнице Феофанье, возглавлявшей монастырь с 1918 года до его закрытия. Она представляла интересы обители и была уполномоченным лицом при составлении документов на аренду жилых помещений у государства. Теперь любое действие монахинь должно было сопровождаться разрешением властей. Игумения Феофания делала все строго по закону, у нее всегда был порядок в документах.

Несмотря на жесткие притеснения со стороны советской власти, все монахини остались преданы православному делу и до последних дней не покинули монастырь. По словам историка А. Э. Краснова-Левитина, в монастыре в те годы остались лучшие люди, все недобросовестные и корыстные покинули обитель в первые дни испытаний.

Почти десять лет с 1928 по 1937 год монастырь был резиденцией для ленинградских митрополитов. Сначала здесь находился митрополит Серафим (Чичагов). В его присутствие советские власти закрыли все храмы монастыря, включая главный собор, и снесли колокольню. Работать оставили лишь Афонский приход, при котором находилась резиденция митрополита.

Первое закрытие храмов началось в 1929 году. Вначале закрыли Казанскую церковь, к концу года храм Трех Святителей и две часовни. В 1931 году разобрали две церкви, находящиеся при кладбище. В мае 1932 года у монастыря забрали здание храма Воскресения Христова и сделали в нем универмаг. В 1933 году уничтожили колокольню с находящимся в ней приходом.

В феврале 1932 года на служащих обители обрушился шквал арестов: около 125 монахинь было арестовано и отправлено на каторгу. Оставили лишь больных и престарелых женщин, которые не могли самостоятельно передвигаться. После Серафима в резиденции монастыря находился митрополит Алексий (Симанский).

В конце 1937 года православная деятельность в монастыре прекратилась. Матушку Феофанью арестовали и отправили в ссылку двумя годами ранее. Митрополитская резиденция была изъята, а Афонская церковь закрыта. 7 мая 1938 года был арестован и на следующий день расстрелян последний священнослужитель монастыря протодиакон Владимир Беляев.

В 30-е годы зданиям монастырского корпуса был причинён значительный ущерб. При строительстве главной магистрали Ленинграда была взорвана Свято-Исидоровская колокольня. Снесли церковь св. Ильи Пророка и Скорбященский храм, находящиеся при кладбище. С Воскресенского собора сняли купола, разобрали часовню и каменную ограду вокруг монастыря. Внутренние помещения зданий были кардинально перестроены, и в них расположился Научный институт электромашиностроения, принадлежащий министерству обороны.

Возрождение обители

В 1996 году была создана община монахинь, и они поселились неподалеку от Казанской церкви в двухэтажном здании. Здание требовало капитального ремонта, в нем не было воды и канализации, отсутствовало отопление, протекала крыша. Несмотря на жизненные трудности, монахини постепенно возвращали обители храмы и корпуса. Первым был отвоеван Казанский храм. Со временем монастырю были возвращены все здания, принадлежащие ему в былые времена. Храмы постепенно реставрировались и начинали работать.

Роспись и восстановительные работы в Воскресенском соборе ведутся до сих пор. Планируется воссоздать колокольню с храмом над вратами. При монастыре опять начала работать богадельня и приют для матерей-одиночек, оказавшихся в трудной житейской ситуации.

В наши дни при монастыре есть действующая лавка, в которой можно купить литературу об истории обители и на православные темы, сувениры с изображениями монастырских храмов, иконы и карманные образа. В производственных помещениях оборудована швейная мастерская, в которой шьют одежду как для церковнослужителей обители, так и на заказ. Также при храме есть действующая пекарня и трапезная. Прихожане, приехавшие полюбоваться великолепием монастыря, могут перекусить в монастырской столовой.

Архитектура монастыря

Монастырский корпус с кельями построен в виде буквы «П» и передней стороной выходит на Московский проспект. По центру корпуса находится главная гордость монастыря: Воскресенский собор. Его высокий арочный портал сильно выдается на проспект города. Архитектурным образцом для строительства монастыря стала созданная в 1840-х гг. в подмосковном селе Измайлово Николаевская военная богадельня. Монастырские корпуса так же пристроены к Воскресенскому собору, как военные к Покровскому собору: один с юга, другой с севера.

Все здания монастырского ансамбля выполнены в псевдорусском стиле. Монашеские кельи располагаются в два этажа. Окна расположены группами, в каждой по три проёма. Центральный только повторяет форму окна и является глухим. Каждое окно завершает стрельчатая арка русского типа, наличники служат её распорками. Стены здания покрашены в розовый цвет с желтоватым отливом.

С двух сторон от Вознесенского собора расположены церкви, отделённые монашескими корпусами. С северной стороны расположен храм Трёх Святителей, с южной – Афонская церковь. Первая церковь в настоящее время восстанавливается, вторая недавно начала работать.

В начале XX века к единому архитектурному ансамблю была пристроена Казанская церковь, построенная по проекту архитектора В. А. Косякова. Она немножко контрастирует с монастырским корпусом, отличаясь архитектурным стилем.

Монастырские храмы

Когда закончилось строительство монастырского ансамбля, в нем насчитывалось семь работающих приходов: Вознесенский собор, Казанская и Афонская церкви, храм преп-го Исидора Пелусиота при колокольне, церковь Трех Святителей и два церкви при кладбище: Скорбященская и Пророка Ильи.

Воскресенский собор

Главной достопримечательностью монастырского ансамбля является Воскресенский собор. Пятиглавый храм в два этажа построен в русско-византийском стиле и смахивает на церковные сооружения XV века. В самой высокой точке высота собора составляет 50 метров.

Строительство собора длилось с 1849 по 1861 год по проекту архитектора Николая Ефимова. Высокий арочный портал венчает главный вход храма, выходящий на Московский проспект. Колонны, объединенные по две, поддерживают декоративные аркады, украшающие фасад с северной и южной стороны. На удлинённых барабанах располагаются пять куполов в форме луковички, покрытых чешуйкам золотистого цвета. Под четырьмя маленькими куполами разместились звонницы. Барабаны по кругу украшены аркадой арочных проемов, через один они являются глухими.

После строительства собора здесь был установлен очень красивый полукруглый иконостас в пять ярусов. Стены, свод и образа храма были расписаны монахинями и живописцами монастыря. Игуменьей Феофаньей собственноручно был написан образ Смоленской Божией Матери Одигитрии, считавшийся чудотворным и находящийся в Успенском приделе.

В Воскресенском соборе устроено пять приделов. Главный освящен в память о Воскресении Христовом, левый – в память о Михаиле-Архангеле, правый – во имя Успения Богородицы. Два придела расположены на хорах. Левый освящен в память о Николае Чудотворце, находящийся слева – во имя Всех Святых.

Еще один придел был устроен в 1874-1875 гг. в подвале Воскресенского храма. Специальный проект для него разработал архитектор Григорий Карпов. Придел был освящен в честь Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Келейные церкви

С южной и северной стороны Воскресенского собора симметрично расположены две одинаковые церкви, отделенные от центрального храма монашескими корпусами. С северной стороны находится церковь Трех Святителей Вселенских, с южной – Афонская церковь.

Оба храма строились по проекту арх-ров Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 10 июля 1850 года произошла закладка Афонской церкви. Строительство длилось четыре года. 28 июля 1854 года состоялось освящение храма в память об иконе Афонской Божьей Матери. На торжественной церемонии присутствовала княжна Мария Николаевна, дочь Николая I. Иконостас для храма изготавливал архитектор государева двора А. И. Штакеншнейдер.

С северной стороны в больничном корпусе была заложена церковь Трех Святителей, по внешнему виду ничем не отличающаяся от Афонской. Заложены обе церкви были в один год, только вторая строилась на год дольше. В 1855 году состоялось освящение храма. В церкви Трех Святителей хранился образ Божьей Матери «Благоухающий цвет», за что монахини особенно любили посещать ее.

Оба храма имеют пять золоченых куполов и колокольню в виде шатра. К каждой церкви с восточной стороны пристроена алтарная апсида. Шатровая крыша выкрашена в зеленый цвет и завершается золоченым луковичным куполом. Полукруглые закомары завершают верхнюю часть фасада. Фасад спереди украшен арками. Каждая грань шатра имеет узкие слуховые окна.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Каменная церковь Илии Пророка в московском стиле находилась у входа на кладбище. Проект для церкви разрабатывал архитектор Л. Н. Бенуа. Строительство закончилось в 1888 году. Это был храм с пятью луковичными главами, отделанный глазурованным кирпичом. Заостренные вверху закомары находились над карнизом здания. Внутренне убранство церкви отличалось богатством. Особенно выделялся резной иконостас из дуба. Церковная утварь была приобретена в лучших ювелирных магазинах Санкт-Петербурга. В 1925 году храм был закрыт советскими властями. К сожалению, церковь Илии Пророка не достояла до наших дней, ее разобрали на кирпич в 1930 году.

Кладбищенская Скорбященская церковь

В центре Новодевичьего кладбища в 1856 году была возведена церковь иконы Божией Матери. Второе название «Карамзинская» она получила потому, что построена над могилой сына писателя Н. М. Карамзина, известного командира гусарского полка. Когда скончалась его жена, ее похоронили рядом с новым храмом. Скорбященская церковь славилась одной из красивейших икон в Петербурге – образом Воскресения Христова, вырезанным из слоновой кости. В 1925 году кладбищенский храм закрыли, а через пять лет снесли. Могила Карамзиных тоже была уничтожена.

Казанская церковь

Казанская церковь стала первым храмом, построенным в Новодевичьем монастыре. Изначально это было деревянное здание, построенное по проекту арх-ра Н. Е. Ефимова. Строительство храма длилось недолго: с 23 сентября по 22 октября 1848 года. Епископ Ревельский Нафанаил проводил торжественное освящение. В 1869 году под церковью устроили склеп, соорудив каменный фундамент. В то же время слегка подремонтировали здание. В склепе хоронили высокопоставленных церковных людей. После захоронения в полу храма устанавливалась надгробная плита.

С увеличением количества прихожан деревянная церковь стала казаться тесной, и было принято решение построить каменный храм. Её закладка произошла 21 июня 1908 года и была освящена митрополитом Антонием. Проект здания разрабатывал архитектор Василий Косяков. Строительство продолжалось 4 года. Часть средств на возведение храма была выделена из монастырской казны, недостающую сумму пожертвовали местные купцы Кашинцев и Пантелеев.

Храм был возведен в неовизантийском стиле и отдаленно похож на собор Святой Софии в Константинополе. Низкие барабаны, опоясанные аркадными окнами, венчают урезанные купола. Изначально для купольного покрытия была заказана специальная черепица из Греции. К сожалению, за годы советской власти она была уничтожена и при реставрации купола покрыли медными листами. Украшенные резьбой массивные пилоны со сводами образуют порталы, в которых находятся входы в здание. Каждый портал завершается полуциркульной крышей с окном в виде полукруга. Большие полукруглые окна гармонично вписываются в общий вид здания. Три апсиды примыкают к фасаду с восточной стороны. Над центральной надстроен барабан, завершающийся куполом. Вытянутые окна барабана опоясывают его по кругу. Верхняя часть барабана украшена мозаикой в голубых тонах.

Внутренняя отделка Казанского собора выполнена в русском стиле. Стены и своды расписаны художником Фомой Райляном. Большинство рисунков, выполненных темперой, сохранились до наших дней. К сожалению, из-за недостатка денег во время Первой Мировой войны, в 1915 году работы были прекращены, и роспись стен не была завершена. Центральная часть собора окружена массивными колоннами, образуя ротонду. Круглые опоры изготовлены из мрамора красного цвета и отделаны золотистыми капителями. В центральном зале располагается главный придел храма. Два боковых придела примыкают иконостасами к главному престолу, и получается, что они как бы находятся в разных помещениях. Хоры сделаны под малыми куполами. Центральный престол имеет двухъярусный иконостас, боковые — одноярусные. Все они отделаны позолотой, включая киоты образов. С лева от алтаря хранится частица мощей Святого Иллариона, находящаяся в раке.

В Казанской церкви имеются подвальные помещения, в которых был устроен двухъярусный склеп. Там захоронено около 350 человек. Перед западным фасадом здания находятся могилы, сохранившиеся до наших лет. В их числе захоронения архимандрита Кирилла (Начиса) и архитектора В. А. Косякова.

Когда строительство храма было завершено, освящение так и не удалось провести. В 1923 году большевики предприняли первую попытку к закрытию церкви, но она оказалась неудачной. В 1929 году Казанскую церковь все-таки закрыли, здание стали использовать в качестве склада. В послевоенное время здесь обустроили машиностроительный цех. 50-е годы могли стать роковыми для храма. Власти приняли решение взорвать здание, и уже шли подготовительные работы. Но по некоторым техническим причинам подрывникам пришлось отказаться от своего намерения.

В 1989 году храм передали заграничному приходу Русской церкви. В 1992 году первый раз за время существования собора был освящен придел во имя Божьей матери. Примерно в те же годы начали восстанавливать Новодевичий монастырь, и церковь передали прежним хозяевам. С 2002 по 2004 годы велись восстановительные работы Казанской церкви.

Монастырская колокольня

Монастырская колокольня в четыре яруса была возведена неподалеку от Воскресенского собора в 1895 году и носила название Свято-Исидоровская. Внешне она похожа на кремлевскую колокольню Ивана Великого в Москве.

Сквозной арочный проход через первый ярус служил парадным входом в женский монастырь. Во втором ярусе была устроена церковь преп-го Исидора Пелусиота, который был небесным покровителем митрополита Исидора, первенствующего члена Священного Синода, умершего за три года до окончания строительства колокольни. Среди служителей монастыря церковь еще называли надвратной. В третьем и четвертом ярусе находились звонницы. Соответствуя единому стилю монастырского ансамбля, два верхних яруса колокольни были опоясаны аркадой арочных выемок, в которых через одну был сделан сквозной проем. Большой луковичный купол гармонично завершал сооружение.

Когда после революции началась реконструкция улиц Санкт-Петербурга, в 1920 году колокольню снесли, сделав на этом месте проезжую часть.

Новодевичье кладбище

За четыре года до начала строительства монастыря было отведено место для захоронения людей, которое в наше время именуется Новодевичьим кладбищем. При выделении участка для монастырского корпуса кладбище автоматически стало собственностью православной общины. В первые годы существования кладбище было очень маленьким, здесь хоронили мало людей. Когда его передали в ведомство монастыря, оно стало разрастаться и пользоваться популярностью. Здесь стали хоронить только представителей дворянских сословий.

С 1845 по 1934 годы на Новодевичьем кладбище было захоронено около 25000 человек. Большая часть захоронений не сохранилась, остались лишь некоторые памятники, которым не смогли найти применение вандалы.

На Новодевичьем кладбище похоронено много известных людей России: художников, поэтов, врачей, архитекторов. Оно пользовалось популярностью у петербургского дворянства и купечества. Благодаря этому на кладбище было установлено множество высокохудожественных скульптурных памятников.

После революции большинство родственников, у которых на кладбище были похоронены близкие люди, иммигрировало за границу, и присматривать за захоронениями стало некому. Богатые могилы стали хорошей приманкой для безбожников. Во времена повального гонения и запрета на православную веру в послереволюционное время многие захоронения были разграблены и полностью уничтожены. Часовни и храмы, находящиеся при кладбище, были снесены.

В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы старых документов и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище.

Воскресенский новодевичий монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *