Содержание

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону

1 Февраля – Пятница.

Преподобного. Макария Великого, Египетского (390-391). Святителя. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского (1444). День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Молебен о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

По окончании исповедь.

2 Февраля – Суббота.

Преподобного Евфимия Великого (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновского, Болгарского (XIV). Преподобного Евфимия Архангелогородского (ок. 1523).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

15:45 — Исповедь.

16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.

3 Февраля – Воскресенье. Неделя 36-я по Пятидесятнице.

Глас 3-й.

Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученика Неофита (303-305). Преподобного Максима исповедника (662). Прп. Максима Грека (1556).

06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом.

4 Февраля – Понедельник.

Ап. Тимофея (ок. 97). Преподобномученика Анастасия Персянина (628). Преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623).

Технический день. С 900 в храме дежурит священник.

5 Февраля – Вторник.

Священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела (312). Преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Собор Костромских святых.

08:00 – Исповедь.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития

16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».

По окончании Исповедь.

6 Февраля – Среда.

Преподобной Ксении, диакониссы Милосской, Римлянки (V). Блж. Ксении Петербургской (XIX).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям.

По окончании Исповедь.

7 Февраля – Четверг.

Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого (1918).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша».

15:45 – Исповедь

16:00 — Вечернее Богослужение.

8 Февраля – Пятница.

Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

По окончании исповедь.

9 Февраля – Суббота.

Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

15:45 — Исповедь.

16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.

10 Февраля – Воскресенье. Неделя 37-я по Пятидесятнице.

Глас 4-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Прп. Ефрема Сирина (373-379). Преподобного Ефрема Новоторжского (1053). Преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098). Преподобного Феодосия Тотемского, Спасосуморина монастыря (1568).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии, лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».

11 Февраля – Понедельник.

Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца. Свтт. Гера́сима, Питири́ма и Ио́ны, епископов Великопе́рмских, Устьвы́мских.

С 900 в храме дежурит священник.

15:45 – Исповедь

16:00 — Вечернее Богослужение Трех Святителей.

12 Февраля – Вторник.

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Молебен.

16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».

По окончании Исповедь.

13 Февраля – Среда.

Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311), Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского, чудотворца (1108).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям.

По окончании Исповедь.

14 Февраля – Четверг. Предпразднство Сретения Господня.

Мученика Трифона (250). Мученицы Перпетуи, мучеников Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мученицы Филицитаты (ок. 202-203).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша».

15:45 – Исповедь

16:00 — Вечернее Богослужение праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа.

15 Февраля – Пятница. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.

06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Молебен о здравии. Освящение свечей для домашней молитвы.

16:00 — Молебен с Акафистом Сретению Господа нашего Иисуса Христа.

По окончании исповедь.

16 Февраля – Суббота.

Попразднство Сретения Господня. Иконы Божией Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Благоверного князя Романа Угличского (1285). Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

15:45 — Исповедь.

16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.

17 Февраля – Воскресенье. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Попразднство Сретения Господня.

Преподобного Исидора Пелусиота (ок. 436-440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преподобного Кирилла Новоезерского (1532).

Начало Постной Триоди.

06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».

18 Февраля – Понедельник. Попразднство Сретения Господня.

Мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696).

Седмица сплошная

Технический день. С 900 в храме дежурит священник.

19 Февраля – Вторник. Попразднство Сретения Господня.

Седмица сплошная

Иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской», Преподобного Вукола, епископа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова (ок. 100),

Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (ок. 288-300).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития

16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».

По окончании Исповедь.

20 Февраля – Среда. Попразднство Сретения Господня.

Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV). Преподобного Луки Елладского (ок. 946). Мучеников 1003-х Никомидийских (303).

Седмица сплошная

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям.

По окончании Исповедь.

21 Февраля – Четверг. Попразднство Сретения Господня.

Пророка Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.). Великомученика Феодора Стратилата (319). Святителя Саввы II, архиепископа Сербского (1271).

Седмица сплошная

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша».

15:45 – Исповедь

16:00 — Вечернее Богослужение.

22 Февраля – Пятница. Отдание праздника Сретения Господня.

Мученика Никифора из Антиохии Сирийской (ок. 257). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (обретение мощей, 1805). Обретение мощей (1992) свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925).

Седмица сплошная

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

По окончании исповедь.

23 Февраля – Суббота.

Седмица сплошная

Иконы Божией Матери «Огневидная». Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и Феоктиста и 3-х мучениц (202).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

15:45 — Исповедь.

16:00 – Вечернее Богоуслужение воскресного дня.

24 Февраля – Воскресенье. Неделя о блудном сыне. Глас 6-й.

Священномученика Власия, епископа Севастийского, и с ним 2-х отроков и 7-ми жен (ок. 316). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского. Мч. Георгия Софийского.

06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».

25 Февраля – Понедельник.

Иверской иконы Божией Матери (IX). Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского (381).

Технический день. С 900 в храме дежурит священник.

26 Февраля – Вторник.

Преподобного Мартиниана Афинского (ок. 422). Преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого (1200).Святителя Тимофея, патриарха Александрийского (385). Преподобных Зои и Фотинии (Светланы) (V).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития

16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».

По окончании Исповедь.

27 Февраля – Среда.

Преподобного Авксентия (ок. 470). Равноапостольного Кирилла Философа, учителя Славянского (869). Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090).

08:00 – Исповедь для болящих и немощных.

08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.

16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям.

По окончании Исповедь.

Литургия с пояснениями

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Божественная литургия

Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое»; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов»; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26-28; Лук 22, 19; 1 Кор. 11, 24).

Апостолы совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавши чины Литургии, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время Св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а Св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия Св. апостола Иакова, первого епископа иерусалимского.

Св. Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии). «Великим» называют его за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 г.

Св. Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. «Златоустом» прозвали его за особое красноречие, с которым он проповедовал Слово Божие.

Что такое литургия простыми словами?

Он также оставил после себя много церковных произведений. Он несколько (в молитвах, читаемых священником тайно) сократил чин Литургии Св. Василия Великого, но существенных изменений никаких не допустил. Скончался в 402 г. в ссылке.

Литургия имеет различные названия. Первое название «Литургия» — греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих, — живых и умерших. Так как Таинство Св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарственная жертва», то и Литургия называется также «Евхаристией». Чаще всего Литургию называют «обедней», так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемый в Таинстве Св. Причащения, в Слове Божием называются «Трапезой» и «Вечерей» Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20). — В апостольское время Литургия называлась еще «преломлением хлеба» (Деян. 2, 46). На Литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.

Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: 1) «проскомидией», 2) Литургиею «оглашенных» и 3) Литургиею «верных».

← Обратно Далее →

Божественная литургия – самая главная церковная служба. Само слово «литургия» — по происхождению греческое. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.

Литургия таким образом делится на три части: Проскомидия; Литургия оглашенных; Литургия верных.

ПРОСКОМИДИЯ

«Проскомидия» — слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:

— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);

— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

— частицы за усопших – еще ниже;

— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.

По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.

В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.

(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».

После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).

По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).

После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.

По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.

После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ

Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол.

Божественная литургия текст с пояснениями

(Перенесение даров с Жертвенника на

Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв — «Символ веры», — которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Наступает кульминация Литургии:

Совершается Святое Таинство Евхаристии — преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.

Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

>Божественная Литургия Текст Литургии с параллельным переводом, пояснениями и тайными молитвами

Порядок церковных Богослужений В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточный круг богослужений

1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются святой православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерье, полуночница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом Mиpa, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера — вечернею.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерье — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней дьявола во время сна.

Полуночница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Геосиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полуночи» согласно притчи о десяти девах.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающей день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часу, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часу, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часу, соответствующем нашему третьему по полудни, вспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и пoвeчepья.

Утреннее — из полуночницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значить: бодрствование.

НАГЛЯДНАЯ СХЕМА СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЯ

Вечер

1. Девятый час – (3 часа дня)

2. Вечерня.

3. Повечерье.

Утро

1. Полуночница – (12 часов ночи)

2. Утреня

3. Первый час – (7 часов утра)

День

1. Третий час – (9 часов утра)

2. Шестой час – (12 часов дня)

3. Литургия

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье — Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божьи;

Во вторник — прославляется святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных;

В среду вспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

В Пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя, — прославляются Божья Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Святого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. с), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божьей Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь безплотных Сил небесных – ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, среднее и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Приложение 3

Православное духовенство

БЕЛОЕ ЧЕРНОЕ
Диаконы
Диакон Протодиакон Иеродиакон Архидиакон
Священники
Иерей Протоиерей Протопресвитер Иеромонах Игумен Архимандрит
Епископы
Епископ Архиепископ Митрополит Патриарх

Обеты монашества:

Обет девства

Обет послушания

Обет нестяжания

Приложение 4

ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ К ДУХОВЕНСТВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Патриарх Ваше Святейшество или Владыко
Митрополит Ваше Высокопреосвященство или Владыко
Архиепископ Ваше Высокопреосвященство или Владыко
Епископ Ваше Преосвященство или Владыко
Архимандрит Ваше Высокопреподобие или о.

Богослужебные тексты для общего народного пения: суббота и воскресенье (02 и 03 марта 2013 года)

архимандрит или о. (имя рек)

Протопресвитер Ваше Высокопреподобие или о. протопресви­тер или о. (имя рек)
Игумен Ваше Высокопреподобие или о. игумен или о. (имя рек)
Протоиерей Ваше Высокопреподобие или о. протоиерей или о. (имя рек)
Игуменья монастыря Матушка игуменья
Иеромонах Ваше преподобие или о. (имя рек)
Иерей (священник) Ваше преподобие или о. (имя рек)
Дьякон о. дьякон или о. (имя рек)

Приложение 5

СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ

в Православии в Католицизме
Таинство Крещения. Таинство Крещения.
Таинство Миропомазания. Таинство Миропомазания (Конфирмация).
Таинство Покаяния. Таинство Покаяния и Примирения (таинство обращения, таинство Покаяния, таинство исповеди, таинство прощения, таинство Примирения).
Таинство Причащения – главное Таинство Церкви. Таинство Евхаристии–»таинство таинств» (Вечеря Господня, Преломление Хлеба, Евхаристическое собрание, Воспоминание, Святая Жертва, Святая и Божественная Литургия, Причастие, Святая Месса).
Таинство Брака. Таинство Брака.
Таинство Священства. Таинство Священства.
Таинство Елеосвящения. Таинство Елеопомазания больных (Помазание больных, Соборование, Елеосвящение).

Приложение 6

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Детально: воскресная утренняя служба в церкви — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

По воскресениям во всех православных храмах совершается особая служба – Божественная литургия. Она занимает особое место среди всех христианских богослужений.

Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии (причащения). В этом таинстве заключается сущность христианства – восстановление единства человека с Богом.

Литургия состоит из трех частей – Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение.

Священник совершает над пятью особыми хлебами – просфорами – действия, символизирующие жертвоприношение. Именно в это время совершается Пресуществление – вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой.

Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары – хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов.

Оглашенным называется человек, проходящий оглашение – подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем – и крещеным, и некрещеным.

«Благослови, владыко!» – возглашает диакон. В ответ священник, по-прежнему находящийся в алтаре, произносит слова, прославляющие Святую Троицу, которые хор завершает словом «Аминь».

Священник молится в алтаре, диакон призывает собравшихся: «Миром Господу помолимся». Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу.

Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом».

Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем!» (вслушаемся), и начинается чтение фрагмента из «Деяний апостолов». Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя!», и наступает центральный момент Литургии оглашенных – чтение фрагмента из Евангелия.

За чтением следует молитва о живых и умерших христианах.

Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите!»

Присутствовать на Литургии верных могут только крещеные.

Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих. Это называется «великим входом».

Среди молитв, которые звучат во время Литургии верных, особо выделяются две: «Символ веры» и «Молитва Господня» («Отче наш…»). Первая из них представляет собой краткое изложение христианского вероучения, а вторая дарована самим Спасителем. В знак особого почтения эти молитвы поют не только хористы, но и все прихожане со священником во главе.

Кульминация Литургии верных – причащение. Сначала в алтаре причащаются священнослужители, затем потир выносят из алтаря, и начинается причащение прихожан. Первыми к чаше подходят дети, затем взрослые. Подходя к чаше, христиане крестообразно складывают руки на груди, вкушают Святые Дары и целуют чашу, а затем отходят к столику, чтобы запить причастие разбавленным вином («теплотой»).

Возблагодарив Бога за причастие, священник возвещает об окончании литургии словами: «С миром изыдем!», а хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Как правило, по окончании Божественной литургии священник произносит проповедь. В ней подробно разъясняется содержание того отрывка из Евангелия, которое читалось во время службы.

Прихожане по очереди подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках. После этого христиане покидают храм.

Связанная статья

Облачения каких цветов используют православные священнослужители за богослужением

  • Портал “Азбука веры”: Божественная литургия
  • Как правильно вести себя в Храме

В православной Церкви воскресенье занимает особый день календаря. Это средоточие всей богослужебной недели, особый праздник, само именование которого указывает на чудесное событие Воскресения Господа Иисуса Христа. Неслучайно каждый воскресный день в православии именуется малой Пасхой.

Все православное богослужение делится на определенные службы из суточного круга, отправляющиеся в установленное время. За сотни лет становления и развития православного богослужения был выработан устав, определяющий порядок и особенности каждой службы.

В православии богослужебный день начинается с вечера суток накануне празднуемого события. Поэтому воскресное богослужение в храме начинается в субботу вечером. Чаще всего вечер субботы ознаменован отправлением воскресной великой вечерни, утрени и первого часа.

На воскресной вечерне среди прочих стандартных песнопений, хор исполняет определенные стихиры, посвященные воскресшему Господу. В некоторых храмах в конце воскресной великой вечерни совершается лития с освящением хлеба, пшеницы, елея (масла) и вина.

На воскресной утрене поются специальный тропарь на один из восьми гласов (напевов); исполняется полиелей – особое песнопение “Хвалите имя Господне”, после которого хор поет воскресные тропари “Ангельский собор”. Также на воскресной утрене читаются специальные каноны: канон воскресный, честному кресту и Богородице (иногда, в зависимости от порядка соединения воскресной службы с памятью чтимого святого, каноны могут меняться). В конце утрени хор поет великое славословие.

Заканчивает субботнее вечернее богослужение первый час, после которого священник совершает таинство исповеди для тех, кто желает причаститься святых Тела и Крови Христовых на литургии в воскресный день.

В само воскресенье служба в православном храме начинается утром. Обычно в половине девятого. Сначала читаются последования третьего и шестого часа, а потом следует главное богослужение воскресного дня – божественная литургия. Сама литургия обычно начинается в девять утра. Чаще всего в православных храмах в воскресенье отправляется литургия, составленная великим святителем Иоанном Златоустом архиепископом Константинопольским. Это чинопоследование стандартно, разве что хор исполняет специальные воскресные тропари в зависимости от текущего гласа (их всего восемь).

Обычно по воскресеньям в храмах по окончании литургии совершается молебен, во время которого священник сугубо молится о нуждах верующих людей: о здравии, об исцелении в болезнях, благословении в путешествие и др.

После окончания молебна в храме может быть совершена панихида в память об усопших и отпевание. Таким образом, Церковь в воскресный день не забывает особо помолиться не только о здравии живых людей, но и об усопших сродниках.

Как проходит воскресная служба в церкви

Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы — главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции, в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды. И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг:

  • вечернее — из вечерни, повечерия и девятого часа;
  • утреннее — из утрени, первого часа и полуночницы;
  • дневное — из Божественной литургии и третьего и шестого часа.

Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб.

Оглавление

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», — говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» — написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), — так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого, там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм — это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, — это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» — советует Феофан Затворник, святитель православия, — «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, — кто знает как будет? — может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва — великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него, а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

Литургия и Причастие в чем разница?

Литургия — это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.

1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?

Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:

-Готовиться нужно за пару дней.

— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.»
— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.

2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?

Литургия и Причастие

В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).
До этого времени надо:
— быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
– прочитать утреннее правило (мин 15-20)

В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:

— пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)
— подходим и целуем центральную икону.
— ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).

Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.

— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.
— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем » о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».

Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.

Литургия вынос

-Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.
— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.
— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.

3.Что делать во время самого причастия?

— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
— При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.
— На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
— Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению».

4.Что делать после того, как причастился?

— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы
— ждем конца службы и целуем крест священника.
— читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
— можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.

Воскресная служба в церкви

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *