епископ Александр (Милеант)

Воспитание любви в детях

Никто не станет оспаривать, что любовь – это самое главное в семейной жизни. Тема материнской любви, любви ребенка к матери и отцу, любовь братьев и сестер друг к другу, как и тема нарушения этой любви, часто вдохновляла писателей и художников. Но и каждый из нас, родителей, сам и по-своему испытывает любовь в семейной жизни и задумывается над тем, что такое любовь и как воспитывать в наших детях способность к любви. И любовь эту мы должны осуществлять практически в нашей семейной жизни, в конкретных отношениях с теми людьми, взрослыми и детьми, с которыми мы в нашей семье связаны.

Любовь между людьми – это способность со-чувствовать, со-радоваться, со-страдать другому. Любовь – это привязанность, дружба, взаимное доверие. Любовь способна вдохновить человека на самопожертвование, на подвиг. Перед родителями стоит задача создать такую семейную жизнь, в которой дети окружены любовью и в которой развивается их способность к любви.

Не сразу, не «сами собой» научаются дети любить, так же как не сразу научаются они говорить, общаться с людьми, понимать их. Конечно, в каждом из нас заложена потребность общения с другими людьми. Но необходимо воспитание, чтобы эта потребность превратилась в сознательную и ответственную любовь к другим. Такая любовь развивается в человеке постепенно, в течение многих лет.

Как рано начинается нравственное развитие ребенка? В 30-х годах нашего столетия швейцарский психолог Жан Пиаже составил целую схему интеллектуального развития человека, связанную с приспособлением человека к окружающей среде, с его постепенно развивающимся пониманием причинности событий и их логической связи, с развитием в человеке способности анализировать конкретные ситуации. Пиаже пришел к выводу, что в большинстве случаев педагоги и родители навязывают детям нравственные понятия, которые дети еще абсолютно неспособны воспринимать, которых они просто не понимают. Конечно, в этом есть известная правда: дети часто называют что-нибудь «плохим» или «хорошим» только на основании того, что так говорят взрослые, а не потому, что они сами это понимают. Но мне кажется, что есть простые нравственные понятия, которые ребенок воспринимает очень рано: «меня любят», «я люблю», «я рад», «мне страшно», «мне хорошо», и воспринимает их ребенок не как какие-то моральные категории, а просто как ощущение. Так же, как он воспринимает ощущение «мне холодно», «мне тепло». Но именно из этих ощущений и понятий постепенно развивается нравственная жизнь, Недавно я прочитала с интересом статью в американском научном журнале о первом проявлении эмоций, чувств в младенцах. Исследования на эту тему были проведены в лабораториях Национального института умственного здоровья (National Institute of Mental Health). Их авторы приводили к заключению, что младенец способен эмоционально сочувствовать ощущениям, чувствам другого с самых ранних лет жизни. Младенец реагирует, когда кто-нибудь плачет от боли или огорчения, реагирует, когда другие ссорятся или дерутся.

Мне вспоминается случай из моего общения с детьми. Трехлетний мальчик, играя в доме, засунул голову между балясинами перил на лестнице и повернул ее так, что не мог вытащить. Испугавшись, мальчик начал громко кричать, но взрослые не сразу услышали его. Когда, наконец, подбежала бабушка и освободила голову мальчика, она нашла там его двухлетнюю сестричку: девочка сидела около брата, громко плакала и гладила его по спине. Она сочувствовала: ничего другого сделать она не могла. Разве не было это проявлением настоящей любви? И какую большую роль играет потом в жизни братская и сестринская любовь.

Воспитание способности любить заключается в развитии у детей способности со-чувствовать, со-страдать, да и радоваться вместе с другими. В первую очередь это воспитывается примером окружающих взрослых. Дети видят, когда взрослые замечают усталость друг друга, головную боль, плохое самочувствие, старческую немощь и как они стараются помочь. Дети бессознательно впитывают эти примеры сочувствия и подражают им. В этом развитии способности сочувствовать очень полезна забота о домашних животных: собаке, кошке, птице, рыбке. Все это приучает детей внимательно относится к нуждам другого существа, к заботе о других, к чувству ответственности. Полезна в этом развитии и семейная традиция подарков: не только получение подарков к праздникам, но и приготовление подарков, которые дети дарят другим членам семьи.

В процессе воспитания любви очень важна семейная обстановка, потому что в этом мире живут несколько человек разного возраста, на разных этапах развития, разных характеров, в разных отношениях друг с другом, с разной ответственностью друг за друга. В хорошей семье создаются добрые отношения между людьми, и в этой атмосфере благожелательности приходят в действие еще не раскрытые душевные силы человека. Упомянутый мной раньше Владыка Сергий говорил, что от одиночества человек почти всегда становится беден, он как бы отрезан от общей жизни целого организма и в этой «самости» засыхает…

К несчастью, в семейной жизни бывает и искажение любви. Родительская любовь превращается иногда в желание обладать детьми. Они любят детей и хотят, чтобы дети полностью принадлежали им, а ведь всякий рост, всякое развитие есть всегда постепенное освобождение, искание своего пути. С момента выхода из материнской утробы развитие ребенка всегда заключается в процессе выхода из состояния зависимости и перехода шаг за шагом в большую самостоятельность. Подрастая, ребенок начинает дружить с другими детьми, выходит из замкнутого круга семьи, начинает думать и рассуждать по-своему… А конечный этап его развития есть уход от родителей и создание своей собственной, независимой семьи. Счастливы те семьи, в которых любовь, связывающая всех ее членов, делается зрелой, ответственной, неэгоистичной. А есть родители, которые переживают растущую самостоятельность детей как нарушение любви. Пока дети маленькие, они преувеличенно заботятся о них, ограждают ребенка от всяких и реальных, и мнимых опасностей, боятся всяких влияний со стороны, а когда дети взрослеют и начинают искать ту любовь, которая приведет их к созданию своей семьи, такие родители тяжело переживают это как некую измену им.

Семейная жизнь – школа любви и для детей, и для супругов, и для родителей. Любовь – это труд, и за умение любить надо бороться. В нашей семейной жизни мы должны каждый день реагировать так или иначе на все, что происходит, и мы открываемся друг другу такими, как мы есть, а не только такими, как мы показываем себя. В семейной жизни выявляются наши грехи, все наши недостатки, и это помогает нам бороться с ними.

Чтобы научить наших детей любви, мы должны сами научиться любить по-настоящему. Удивительно глубокое описание настоящей любви дает апостол Павел в своем Послании к коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая… Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…» (1 Кор 13:1-2).

Апостол Павел говорит о свойствах любви, о том, что такое любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» (1 Кор 13:4-5).

Думается мне, что наша главная задача, – это трудиться над тем, чтобы прилагать эти определения, эти свойства любви к каждой мелочи нашей будничной семейной жизни, к тому, как мы учим, как воспитываем, наказываем, прощаем наших детей и как мы относимся друг ко другу.

Воспитание сострадания у ребенка

Основным шагом к воспитанию у малышей чувства сострадания является привитие ребенку понимания, что боль может чувствовать не только он, но и другие люди, животные, растения и даже игрушки.

В семье должна царить спокойная, дружелюбная атмосфера. Если малыш ударил вас, жалеть должен папа, а не ребенок. Мама же обижается, давая понять, что в таком тоне она общаться не хочет и не будет. Если рядом никого нет, пусть вас «пожалеет» игрушка. Говорите: «Мышка, мне так больно, спасибо, что ты пожалела меня». Не уделяйте ребенку внимания в данных ситуациях. Пусть он следит за событиями в стороне.

Родители должны поддерживать доброжелательное отношение между детьми, одобрять хорошие поступки: «Ты правильно сделал, что поделился своими игрушками».

Видя, как плачет ребенок, подойдите к нему и пожалейте. Погладьте по голове, скажите ласковые слова. «Видишь, как Коля плачет, пожалей его» или «Катя упала, утешь ее, дай ей какую-нибудь игрушку». Подобных примеров достаточно много, главное – выделять их и фиксировать на них внимание ребенка. Такой образец поведения невольно наталкивает малыша в подобных ситуациях поступать также.

Сострадание, прежде всего, нужно самим людям, родителям, когда их постигнет старость. В принципе детей и растят, чтобы в жизни была радость, а в старости опора и надежда. Маленькие дети очень любят стариков. Они хорошо чувствуют их слабость. Именно она в сочетании с зависимостью и беспомощностью их и объединяет. Поэтому для привития ребенку гуманных чувств работу можно начинать со стариков. Ваше доброжелательное отношение к ним должно быть наглядным примером для малыша.

Ребенок, наделенный чувством жалости, сострадания никогда не будет издеваться над кошками, собаками, не сможет растоптать божью коровку. «Ведь у нее есть дети, разве можно ее убить?», «Ежик несет детишкам еду, его нельзя долго смотреть, иначе малыши останутся голодными».

Разделяя насекомых и животных на вредных и полезных, не стоит учить дитя упражняться в жестокости и убивать «нехороших» букашек. Путь этим лучше занимаются взрослые.

Очень полезно в воспитании малыша иметь дома животных. Никогда не следует выкидывать их, тем самым подавая ребенку плохой пример. Не факт, что в будущем с вами он не поступит также.

Объектом гуманных чувств малыша должна быть и природа. Приучайте ребенка к тому, что нельзя топтать цветы, траву, ломать ветки деревьев. Говорите ему, что все это тоже живые существа и им также присуща боль.

Мощным средством развития у малыша сострадания, жалости является художественная литература в ее образцах. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок искренне полюбил чтение. Ведь в книжках великих писателей заложено столько доброты, которой нет больше нигде.

Чтение русских народных сказок дают ребенку представление о мире, справедливости. Они учат состраданию, милосердию, честности, тому, что добро всегда побеждает зло.

По сути, все дети рождаются добрыми. Но, согласно статистике, одна треть населения планеты начисто лишены подобных чувств. Это огромное количество. Такие люди никого не любят, не жалеют. Скорее всего, это их родители не привили им способности сопереживать, помогать и любить.

Поэтому очень важно вовремя заложить в ребенке основы сострадания, жалости, доброты и милосердия. В противном случае в дальнейшем могут возникнуть достаточно ощутимые проблемы с его мироощущением.

Если с детства ребенок привыкнет к тому, что нельзя обижать людей, тем более слабых и беззащитных, животных, нельзя уничтожать все живое, он никогда не станет делать этого и в будущем. Не потому, что боится замечаний и наказания, а просто потому, что иначе ему не позволяет совесть.

Самые лучшие из качеств человека – высокая культура и нравственность, милосердие. Зачастую они, приобретаются в общении с духовно богатыми, культурными и Богобоязненными людьми. А в народе встречается выражение имеющее смысл: «Милосердие начинается дома». Между тем милосердие это внутреннее состояние, присущее каждому, кому не безразлично происходящее вокруг, и кто желает окружающим добра. Все нормы поведения человека, его моральные качества, поступки включая и духовную жизнь часто называют нравственностью. Степень нравственности каждого человека или общество в целом зачастую оценивают по внешним проявлениям, в поступках. Однако бывает, что оценивающие, не зная истинной причины и сути происходящих событий и действий, ошибаются. Поэтому каждый пусть сам для себя оценит степень своего милосердия и нравственности. И Аллаh Всевидящий Знает обо всем.

Очень важным является, чтобы человек достиг милосердия своим собственным трудом, ведь зачастую мы видим, как многие лишь используют славу и известность своих предков или предшественников, при этом сами не имеют ни нравственности, ни культуры. Человек должен относиться к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к нему. Если мы желаем, чтобы нас прощали, тогда и мы должны научиться прощать других. Мы любим, когда нам делают добро, но и мы не должны забывать не только отвечать взаимностью но и опережать добром добро. Таким способом, мы не только воспитываем в себе высокие моральные качества, но и развиваем, укрепляем свое сердце в благочестии с искренностью.

Каждый из нас должен следить за своими поступками, стараясь не совершать ошибок. Мусульманские морально-этические нормы не допускают гнева, так как в приступе ярости люди не способны контролировать свои действия и совершают необдуманные поступки.

Как-то один человек спросил Пророка Мухаммада, мир ему, о том, как спасти себя от наказания в Конце Света. И Пророк, мир ему, ответил:

لا تَغْضَبْ

Это означает: «Не гневайся!» И добавил:

لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرْعَةِ إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الْغَضَبِ

Это означает: «Силён не тот, кто победит другого, а силён тот, кто победит себя», то есть, сдержит себя от порыва гнева.

В своих наставлениях к мусульманам Пророк, мир ему, говорил:

لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُم حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ

Что означает: «Человек не станет полноценным верующим, если он не желает своему брату того, чего желает для себя».

Милосердием же в народе называется такая добродетель, по причине которой любовь, проявляемая нами к самим себе, переносится на других, родных, близких и не связанных с нами ни родственными ни дружественными связями, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств, и от которых мы не надеемся ничего получить в замен и ничего не ждем. Иногда мы ищем возможность совершения добрых дел «на стороне», проявляем доброжелательность и участливость к тем, кого видим в первый раз. И конечно же это неплохо. Но важным показателем степени милосердия служит наше отношение к тем людям, которые к нам ближе всего — к нашим родным, к нашим «домашним».

Как порой нелегко, оказывается, постоянно делать добро тем, кто живет с нами бок о бок… А как порой бывает важно проявлять добро и искренность к близким людям, ведь они те, кто любят, прощают и ждут вас. Всегда. Как порою важно бывает правильно построить отношения с самыми родными — не портить радость печалью, благоразумие — пессимизмом, успех — высокомерием, оптимизм других, повергая их в разочарование. Если Аллаh не дал вам то, в чём вы или они нуждались, то в этом есть мудрость, возможно в отсутствии этого есть благо для вас или для них. Возможно за теми событиями, которые произошли последуют другие, более светлые.

А все то, что происходит в семье, как поступают родители друг с другом и с окружающими — находит отражение в дальнейшем поведении детей. Поэтому важно придерживаться и дать ребенку правильные религиозные знания. При этом значение имеет не только что вы ему говорите, но и как сами поступаете. Помните, ребенок все запоминает, и даже если сразу не повторяет за вами, то ждет подходящего момента выдать то, что ему понравилось или запомнилось. При этом дети не смотрят: хорошо это или плохо. Например, если отец курит, то ребенок тоже будет пытаться следовать его примеру: для начала может просто взять ручку в губы, имитируя курение. А когда родители, обсуждая какого-то знакомого, плохо о нем отзываются в присутствии ребенка, то он это запоминает. И потом, при встрече с тем человеком, когда родители начинают улыбаться ему и ведут себя с ним предельно дипломатично, ребенок будет плохо относиться к тому человеку и может выдать все, что о нем думает на основании обсуждения родителей, разоблачая их истинное лицо. И это не со зла, а просто потому, что родители для ребенка — это близкие люди и поэтому их отношение к другим людям или вещам, он принимает как должное.

Без религиозных знаний, ребенок не будет защищен от ошибок. Когда родители с самого рождения ребенка заботятся о его знании и соблюдении, то они помогают ему вырасти сильным и здоровым духовно и физически. И не редки случаи, когда дети, получившие знания по Исламу, помогают исправиться родителям. Как, например, когда некоторые родители объясняют своим детям, что хорошо, а что плохо, а сами совершают грехи, то дети быстро реагируют и говорят: «Вы же сами говорили, что это плохо!».

Когда все старшие члены семьи богобоязненные, они боятся нарушить права друг друга, обидеть друг друга. В таких семьях есть уважение и любовь, потому что есть осознание того, что такое взаимопомощь и милосердие ради Аллаhа и что такое любовь ради Него. И детей своих они растят все вместе ради Аллаhа, и в потомстве своем они взращивают и поддерживают сначала нежные и робкие, но затем, ин ша Аллаh, крепкие ростки добра и благочестия.

В наши дни, когда многие забывают о доброте и мире между людьми, хочется напомнить о необходимости поддерживать родственные связи. Помните о том, что прерывание родственных связей является большим грехом. Поэтому даже если кто-то из родственников сам прервал связь, то в ответ не поступайте так же.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Кто прерывает родственные отношения, тот не войдет в Рай с теми, которые войдут в Рай первыми». И не ждите, пока родственники сами не сделают первого шага. По этому поводу Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Держи связь с теми, кто прервал ее с тобой».

Будьте богобоязненны и ограждайте себя от грехов, одним из которых является прерывание родственных связей. Берите своих детей и посещайте вместе родственников. Благо тем родителям, которые в наше время приучают своих детей делать добро. А одним из проявлений добра является милосердие к близким. Важно и необходимо словами и своим примером наставлять детей и близких на путь добра, благочестия и успеха. Пусть ваши дети с самых малых лет научатся поддерживать связь с близкими со стороны отца и матери: с бабушками, дедушками, дядями со стороны отца и матери, а также их детьми. Это научит детей быть внимательными и к другим окружающим.

Поддерживайте бедных, проявляйте милосердие к сиротам, будьте щедрыми, проявляя милость к нуждающимся и вдовам. Простите того, кто угнетал вас, и будьте добрыми и щедрыми с теми, кто грубо обходился с вами.

Имам Аль-Бухарий в книге «Аль-Адаб», передал нам следующий Хадис Пророка Мухаммада, мир ему, в котором сказано:

مَنْ لاَ يَرْحَمْ لاَ يُرْحَم

Что означает: «Тот, кто не относится с милостью к другим – сам не получит милости!»

Воистину, ценность многих благ, которыми наделил нас Творец по Своей Милости, мы, к сожалению, осознаем лишь только тогда, когда теряем их. Благочестивые родители – это одно из тех благ и милостей, которыми Аллаh награждает некоторых людей. А благочестивые дети выражают благодарность после смерти родителей с помощью милостыни, которая даётся с целью передачи вознаграждения за такое доброе дело умершим родителям, а также посещая их могилы, читая им Ду’а и Кур’ан.

Милосердие это то, чему человек может научиться с малых лет в своей семье, по крупицам впитывая и сохраняя в сердце благое. И это может стать той основой на которой в дальнейшем будут строиться взаимоотношения со всеми людьми. А добрые взаимоотношения между людьми – это то, на что указал сам Пророк Мухаммад, мир ему, сказав означающее: «Не считается одним из нас (достойным) тот, кто не почитает наших старших и не относится с милостью к нашим младшим».

Воспитание милосердия у школьников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *