Содержание

Внешняя политика

Иоханан Гиркан был третьим сыном Симона Хасмонея и племянником Иуды Маккавея. После смерти отца Иоханан Гиркан стал правителем (этнархом) и первосвященником Иудеи. После смерти Антиоха VII Сидета Иоанн добился полной независимости страны, что позволяет рассматривать его как первого царя из династии Хасмонеев.

На западе 108 году до н. э. он завоевал Сихем и разрушил храм самаритян на горе Гаризим. Помимо этого Иоанн разрушил здесь и греческие крепости, тем самым присоединив Самарию к Иудее.

На юге Иоанн захватывает Идумею, жителей которой насильно обращает в иудаизм. Иосиф Флавий об этих событиях сообщает так: «Затем Гиркан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумейцев, позволил им оставаться в стране, но с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по законам иудейскими. Идумейцы действительно из любви к отчизне приняли обряд обрезания и построили вообще всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого же времени они совершенно стали иудеями».

Помимо этого Иоанн Гиркан начал завоевание Заиорданья, в том числе Моав. Для борьбы с Селевкидами Иоанн Гиркан установил связи с Римом и эллинистическими правителями Египта, заинтересованными в ослаблении селевкидской Сирии.

Семь мучеников Маккавеев

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов . С этой целью он распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).

Антиох, вне себя от гнева, приказал отрезать язык этому наглецу, потом снять кожу и отсечь конечности. После этого старшего брата подвергли пыткой колесом, а когда его положили на жаровню, он сказал: «Пусть вы отсечете мне руки и ноги, сожжете плоть, вывернете суставы! Через все пытки я покажу вам, что сын еврейского народа непоколебим, когда речь идет о добродетели!» Преображенный огнем, он казался нетленным и исполнил сказанное, не испустив ни единого стона. В это время его мать и братья, ободренные происходящим, молили Бога оказать им милость умереть так же мужественно, как старший брат.

Затем подвергли пытке второго из Маккавеев. Ему разорвали плоть железными когтями, а потом растянули на катапульте. Готовый предать душу Господу, он воскликнул по-еврейски: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни». Третий с отвагой протянул руки палачам, высказав уверенность, что обретет их в будущей жизни. Он умер под пыткой колесом. Четвертый попросил Антиоха придумать для него самые жестокие пытки, чтобы он мог доказать тирану, что готов состязаться в отваге с братьями. Перед тем как ему вырвали язык, он произнес: «Даже если ты лишишь меня органа речи, Бог услышит голос немых. Сколь приятно лишиться членов ради Бога!»

Стремясь скорее получить награду, пятый сам предстал перед мучителями. Следующий брат был подвергнут пытке колесом, и когда ему пронзали внутренности, он вскричал: «Наше благочестивое знание непобедимо!»

Так эти мужественные люди один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что разум, просвещенный верой, может не только усмирять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение. Она говорила им: «Я не знаю, каким образом вы появились в моем чреве. Это не я наделила вас духом и жизнью. Это не я упорядочила элементы, составляющие каждого из вас. Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет вам, по Своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона».

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям. После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников .

Действительно, хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности .

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,

адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

14 августа 2012 г.

скрыть способы оплаты

Переправляясь через Ла-Манш, святитель Герман прекратил поднятую бесами бурю, запретив бушевать волнам и вылив в них немного масла. Тепло встреченные огромной толпой, святитель Герман и святитель Луп не замедлили показать превосходство истинной веры над пелагианской ересью как проповедями, так и чудесами. Верные утвердились в истине, а множество заблудших вернулись к ней, так что вскоре вся Британия готова была прийти к единодушию в вере.

Это первое подготовленное на высоком современном научном уровне и в то же время общедоступное собрание житий святых. По полноте персоналий оно не имеет аналогов. В собрание вошли рассказы как о святых православного Востока, так и о святых Запада, прославленных Церковью до X века. Большое внимание уделено русским святым, в том числе новомученикам.

Когда Несторий, скрывавший свои заблуждения, был избран архиепископом, он решил посетить святого затворника. Но Далмат не принял его, сказав: «Исправь сначала то, что ты прячешь в сердце, тогда сможешь войти в мою келью». Когда архиепископ ушел, Далмат сказал монахам и мирянам, которые были в монастыре: «Берегитесь, ибо злобный зверь вошел в этот город и многих похитит»

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Молитва братьев маковеев

День памяти: Август 1

Соломония мать семи мучеников Маккавейских

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием. Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом».

Были схвачены и семь учеников святого Елеазара, братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать есть недозволенную пищу. Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду. Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом. Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». Даже мучители были изумлены таким мужеством юноши. Потом славную мученическую кончину приняли еще трое братьев Маккавеев. Седьмому же, самому младшему, мать их святая Соломония сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержи-теля.

Прочтите также:

Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Маккавеи: 10 фактов о святых и несвятых

14 августа Православная Церковь чтит память святых мучеников Маккавеев. Что мы знаем о них?

1. Маккавеи – ветхозаветные мученики

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Святые мученики Маккавеи

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

2. Смерть мучеников Маккавеев принесла земные плоды

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

3. Если нужно будет определить небесных покровителей партизан, ими наверняка окажутся святые братья Маккавеи

Война Маккавеев против захватчиков была партизанской. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, который принес жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы и вскоре объединил и возглавил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Священник Маттафия, вставший во главе восставших, мешал деятельности царской администрации, совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике.

Вскоре Маттафия умер, и повстанцев возглавил его сын Иуда.

4. Маккавеев было больше, чем семеро

Первоначально это прозвание получил Иуда Маккавей из династии Хасмонеев, возглавивший восстание против ига сирийских греков. Позднее оно стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива: Иоанну, Симону, Елеазару и Ионафану, – которые тоже принимали активное участие в восстании. Потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана.

5. Иудеи тоже установили празднование в честь этих событий

Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. «освящение»). Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.).

6. Все эти события описаны в Библии

Если у вас протестантское издание Священного Писания, вы их там не найдете. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев и Маккавейское восстание описаны в Маккавейских книгах. Они относятся ко второканоническим, т.е. книгам Ветхого Завета, еврейский текст для которых в первые века нашей эры не был известен, однако они были включены в состав Септуагинты.

Первая книга Маккавейская состоит из 16 глав, где после краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и распаде его империи, рассказывается о страшном гонении Антиоха Епифана на иудеев, строго соблюдающих свою религию, что в итоге вызывает восстание под рукодствовм священника Маттафии, а затем и его сыновей Иуды, Ионафана и Симона. Повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симона — Иоанна.

Текст Второй книги Маккавейской не является продолжением Первой, а лишь дополнением к ней. Если первая книга Маккавейская представляет собой почти документальное повествование, то вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов и эллинистов из Иудеи и образовании независимого царства Маккавеев. Мученическая смерть семи братьев, память которых мы празднуем сегодня, описана во Второй книге Маккавейской (6:18 – 7:42).

7. Третья книга Маккавейская – совсем о другом

Третья книга Маккавейская не имеет ничего общего с двумя первыми книгами, так как описываемые в ней события относятся к другому времени и другой местности: речь идет о гонениях на палестинских евреев во времена египетского царя Птоломея IV Филопатора. Состоит она из семи глав.

8. Четвертую книгу Маккавейскую читать не рекомендуется

Четвертая книга Маккавейская относится к апокрифам – произведениям позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшим в библейский канон и содержащим грубое искажение исторических фактов и/или нехристианские идеи. Впрочем, ни в одном издании Библии вы эту книгу не найдете.

9. Освящение мака к Маккавеям отношения не имеет

Слово “маккавей” произошло от арамейского «makkaba» — «молот» (как оружие на врагов), также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским “веять мак” это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него.

Однако не будем спешить осуждать наших “полуязыческих” предков. Неизвестно, знали бы люди вообще о существовании святых братьев, если бы не эта традиция. К тому же, хорошо приготовленные блюда с маком – это просто вкусно. Но водителям не стоит забывать, что какое-то время после их употребления тест на опиаты может показать, что вы находитесь в состоянии наркотического опьянения.

10. Между святыми братьями, известным актером и фотографом портала Православие и мир есть нечто общее

От слова «Маккавей» были образованы фамилии Маккавеев, Маковейчук, Маковецкий и прочие подобные.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Протоиерей Александр Мень о ясности духа в трудных обстоятельствах

Был подвиг святости и до Рождества Христова. Какое свидетельство больше этого?

Что это значит – умереть жертвенной смертью?

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

маккавеи – Самое интересное в блогах

14 августа /1 августа/ – ПЕРВЫЙ С П А С, МЕДОВЫЙ. МАККАВЕЙ

Сегодня первый из трёх праздников ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ, СПАСИТЕЛЮ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ, как бы связующих Успенский пост.

Семь святых мучеников Маккавеев. Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а также мать их Соломония и учитель их Елеазар. Их мученичество описывается в Библии во Второй книге Маккавейской, а также в Четвёртой книге Маккавейской, которая в библейский канон не входит. Пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Почитаются Римско-католической церковью и Православной церковью в лике мучеников, память совершается 14 августа.

В этот день проходили проводы лета – крестьяне встречали осень, а также отмечали один из главных церковных праздников под названием Медовый Спас. Обычно к первому Спасу было достаточно много овощей, фруктов, в лесах можно собирать ягоды и грибы. Наблюдали 14 августа и за тем, как пчелы постепенно заполняют соты медом. Кстати, последний, согласно приметам, полагается есть, начиная с сегодняшнего дня. Говорили: «На Медовый Спас даже нищий мед пробует». Обязательно 14 августа заламывали и подрезали соты, поскольку, по приметам, считалось, что, если не сделать этого, то соседские пчелы мед вытаскают. Пчеловоды приносили в церковь свежесобранный мед, чтобы освятить его. Также распространен был обычай приносить овощи и семена, чтобы освятить их на богатый урожай в будущем.

Люди замечали, что 14 августа ночи становятся достаточно длинными, а утренние росы – холодными. Отправляются собирать одну из главных ягод, используемых в лечении – малину. Грачи 14 августа собираются в стаи, готовятся к отлету ласточки и стрижи.

Широко распространена традиция освящать колодцы 14 августа. Крестьяне собирают мак. Кстати, известно, что дикий мак ранее использовали как защиту от ведьм, которые могли погубить скотину. К слову, домашних животных в этот году последний раз купают именно на Медовый Спас, 14 августа.

В некоторых регионах Медовый Спас также называли Мокрым Спасом, и в этот день проводили обряды, связанные с освящением воды – люди отправлялись к рекам, источникам, озерам вместе со служителями церкви, а потом купались.

В южных регионах 14 августа называли еще и Маковым Спасом, поскольку принято было собирать мак и использовать его для приготовления самых разных кушаний. Так, пекли булки и пирожки с маком. Кроме того, семенами мака обсыпали дом, и тогда считалось, что в него не проникнет ни одна ведьма.

После Медового Спаса начинали распахивать поля для подготовки к озимым, очищали гумна, отделывали овины к зиме. При посеве озимой ржи проводили один старинный обычай. Так, приводили в поле самого старого пахаря, и он должен был бросить первую горсть зерна в землю, чтобы был хороший урожай.

Собирали 14 августа малину. Если мужчины были заняты полевыми работами, то в лес отправлялись женщины и лети. Малина была одним из наиболее доступных лакомств. К тому же, на ее основе готовили различные снадобья и заготовки на зиму, которые помогали бороться с проявлениями простуды и лечить другие недуги.

Какой будет погода сегодня – такой она будет и 28 августа.

Крупная малина на Спас – можно сеять рожь пораньше. Средние или мелкие ягоды – с посевами лучше подождать.

Хорошая погода 14 августа – уродится много приплоду.

Дождь идет – рожь в этот день лучше не сеять.

На первый Спас защипывай горох.

На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.

Дождь на Маккавея – мало пожров бывает.

У первого Спаса всего в запасе – и дождь, и вёдро.

Поспела первая малина

День памяти: Август 1/ 14

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.

С Праздником Маковея!

14 августа отмечается православный праздник вынесения честных древ Животворящого Креста Господнего (в народе – Маковея, или Первый Спас).

Три дня мучился,говорить ли эту новость или нет. Скажу!/ОПУБЛИКОВАНО 17.01.2013 за месяц до падения МЕТЕОРИТА.

Три дня назад от коллег плеядеянца получено сообщение о высадке во многих городах мира в феврале расы существ с Центрального Солнца нашего Альционы в Плеядах. Они высокие. Три глаза. Миролюбивые . Опасаться их не надо. Называют себя Маккавеи. На русском это означает- Могучие Тельцы. Это представители Иерархии Тельца.

Поскольку они проявят себя в высоких телах до 2,7 метра,то их следует отнести к существам пятого измерения.

А в марте они появятся в трех городах России и Азиатской части мира

Они дружелюбны. Их можно не опасаться.

Всех,кто хочет подробностей ,отсылаю к предыдущей их высадке,в 1989 году,когда они помогли Горбачеву с гласностью

Видео выложу через сутки.

Вот такая новость

Прошу отнестись к ней критически.

Цель с какой они прибывают,пока неизвестна. Предполагаю,чтобы дать такой же импульс человечеству,который породил Гласность,явление доселе невиданное. О этой гласности мы все больше стали забывать с ведением цензуры выборочной. Помните,потом в 1989 году пала Берлинская стена?

Высадки будут не в крупных городах,а в маленьких провинциальных,особенно в Китае,потому что дракониды,естественно постараются помешать и разрушить контакт

Возможно, маккавеи предложат людям участие в эксперименте и посещение их родной планеты с тем,чтобы человек мог рассказать о жизни в других мирах

В отношении целительства,которого многие так жаждут,неизвестно

Прошу не путать этих маккавеев с теми,что были в истории Ближнего востока,как самые ярые соблюдатели заветов

Истинные маккавеи принесли до нашей эры знание,которое было искажено более поздними маккавеями

Комета появится 15.2.13

Место первое будет называться поле Робба

С праздником Хануки.

Символы праздника Ханука — Ханукия, Севивон, Маккавеи, и, конечно же, чудо, хотя для многих более запоминающимся символом является Суфгания.

Все это, конечно же, не было бы возможным, если бы не Греки.

В данной статье, мы рассмотрим причины празднования праздника Ханука, значение слово Ханука, узнаем, кто такие Макавеи и, конечно же, рассмотрим чудо небольшого кувшина с маслом.

Семь святых мучеников Маккавеев

Гюстав Доре «Мать Маккавеев»

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до н.э. от сирийского царя Антиоха Епифана. Почитаются Православной церковью в лике мучеников, память совершается 1 августа (по юлианскому календарю).

Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввёл в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царём Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и, одержав победу, очистил Иерусалимский храм от идолов.

Мощи семи святых мучеников Маккавеев хранятся в базилике святого апостола Андрея в Кёльне (Германия).

Материал из Википедии

IV. МАККАВЕЙСКОЕ ВОССТАНИЕ

1. Восстание Иуды Маккавея (166 г.) (1 Макк 3—4)

1 И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его.

2 И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью.

3 Он распространил славу народа своего; он облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну, защищая ополчение мечом;

4 он уподоблялся льву в делах своих и был как скимен, рыкающий на добычу;

5 он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сожигал.

6 И смирились беззаконные из страха пред ним, и все делатели беззакония смутились пред ним, и благоуспешно было спасение рукою его.

7 Он огорчил многих царей и возвеселил Иакова делами своими, и память его до века в благословении;

8 прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых, и отвратил гнев от Израиля,

9 и сделался именитым до последних пределов земли, и собрал погибавших.

10 Тогда Аполлоний собрал язычников и из Самарии многочисленное войско, чтобы воевать против Израиля.

11 Иуда узнал о том и вышел к нему навстречу, и поразил, и убил его; и много пало пораженных, а остальные убежали.

12 И взял Иуда добычу их, и взял меч Аполлония, и сражался им во все дни.

13 И услышал Сирон, военачальник Сирии, что Иуда собрал вокруг себя людей и сонм верных, выступающих с ним на войну,

14 и сказал: сделаю себе имя и прославлюсь в царстве, и сражусь с Иудою и с теми, которые вместе с ним и которые презирают слово царское.

15 И решился он идти, и пошло с ним сильное полчище нечестивых помогать ему и сделать отмщение на сынах Израиля.

16 Когда они приблизились к возвышенности Вефорона, Иуда вышел к ним навстречу с очень немногими,

17 которые, когда увидели идущее навстречу им войско, сказали Иуде: как можем мы в таком малом числе сражаться против такого сильного множества? И мы же совсем ослабели, еще не евши ныне.

18 Но Иуда сказал им: легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога небесного нет различия, многими ли спасти или немногими;

19 ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила.

20 Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас;

21 а мы сражаемся за души наши и законы наши.

22 Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их.

23 Перестав говорить, он внезапно бросился на них, и поражен был Сирон и войско его перед ним.

24 И они преследовали его по спуску Вефорона до самой равнины; и пало из них до восьмисот мужей, прочие же убежали в землю Филистимскую.

25 И начал страх перед Иудою и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников.

26 Дошло и до царя имя его, и все народы рассказывали о битвах Иуды.

27 Когда же услышал эти речи царь Антиох, то воспылал гневом и, послав, собрал все силы царства своего, весьма сильное ополчение;

28 и открыл казнохранилище свое, и выдал войскам своим годовое жалованье, и приказал им быть готовыми на всякую надобность.

29 Но увидел, что истощилось серебро в казнохранилищах, а подати страны скудны по причине волнения и разорения, которое он произвел в земле той, уничтожая законы, существовавшие от дней древних.

30 И начал он опасаться, что у него недостанет, разве только на раз или два, на издержки и подарки, которые прежде раздавал щедрою рукою и превзошел в том прежних царей.

31 Сильно озабоченный в душе своей, он решился идти в Персию и взять подати со стран и собрать побольше серебра.

32 А дела царские от реки Евфрата до пределов Египта предоставил Лисию, человеку знаменитому, происходившему от рода царского,

33 также и воспитание сына своего, Антиоха, до его возвращения;

34 и передал ему половину войск и слонов, дав ему приказания о всем, чего хотел, и о жителях Иудеи и Иерусалима,

35 чтобы он послал против них войско сокрушить и уничтожить могущество Израиля и остаток Иерусалима, и истребить память их от места того,

36 и поселить во всех пределах их сынов иноплеменных, и разделить по жребию землю их.

37 Царь же взял остальную половину войска и отправился из Антиохии, престольного города своего, в сто сорок седьмом году и, перейдя реку Евфрат, прошел верхние страны.

38 Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя,

39 и послал с ними сорок тысяч мужей и семь тысяч всадников, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее по слову царя.

40 Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума.

41 Купцы этой страны услышали имя их и, взяв весьма много серебра и золота и слуг, пришли в стан покупать сынов Израиля в рабы; к ним присоединилось и войско Сирии и земли иноплеменных.

42 Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его.

43 И говорили каждый ближнему своему: восставим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню.

44 И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления.

45 Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры.

46 Итак, они собрались и пошли в Массифу, напротив Иерусалима, ибо место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе.

47 И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разодрали одежды свои,

48 раскрыли книгу закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов,

49 и принесли священнические облачения и первородных и десятины; и созвали назореев, исполнивших дни свои,

50 и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их?

51 Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и уничижении.

52 И вот, собрались против нас язычники, чтобы истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас.

53 Как можем мы устоять пред лицем их, если Ты не поможешь нам?

54 И вострубили трубами и воскликнули громким голосом.

55 После сего Иуда поставил вождей для народа – тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников.

56 И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом.

57 Тогда двинулось ополчение и расположилось станом на юге от Еммаума.

58 И сказал Иуда: опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу.

59 Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни.

60 А какая будет воля на небе, так да сотворит!

1 И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью,

2 чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками.

3 И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме,

4 доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана.

5 И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас.

6 Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей, но они не имели ни щитов, ни мечей, как того желали.

7 Когда увидели они крепкое и вооруженное ополчение язычников и окружающую его конницу, обученных для войны,

8 Иуда сказал бывшим с ним мужам: не бойтесь множества их и не страшитесь нападения их.

9 Вспомните, как спасены были отцы наши в Чермном море, когда фараон преследовал их с войском.

10 И ныне возопием на небо; может быть, Он умилосердится над нами, воспомянув завет с отцами нашими, и сокрушит ныне это ополчение перед лицем нашим;

11 и все язычники познают, что есть Избавляющий и Спасающий Израиля.

12 Иноплеменники, подняв глаза свои, увидели, что идут против них,

13 и вышли из стана на сражение, а бывшие с Иудою затрубили,

14 и сошлись, и разбиты были язычники, и побежали на равнину,

15 а все остальные пали от меча; и преследовали их до Газера и до равнин Идумеи, Азота и Иамнии, и пали из них до трех тысяч мужей.

16 И возвратился Иуда и войско его от преследования их

17 и сказал народу: не бросайтесь на добычу, ибо война еще предстоит нам;

18 Горгий и войско его на горе близ нас; станьте теперь против врагов наших и сражайтесь с ними, а после смело возьмете добычу.

19 Когда еще говорил это Иуда, показалась некоторая толпа, выступавшая с горы.

20 И увидел он, что их обратили в бегство и жгут лагерь; ибо поднимающийся дым показывал, что произошло.

21 Когда они увидели это, очень испугались; увидев же и войско Иуды на равнине, готовое к сражению,

22 все побежали в землю иноплеменников.

23 Тогда Иуда обратился на добычу стана, и захватили много золота и серебра, гиацинтовых и багряных одежд и великое богатство.

24 И, возвращаясь, воспевали и благословляли Господа небесного, потому что Он благ и что вовек милость Его.

25 И было в тот день великое спасение Израилю.

26 Уцелевшие же из иноплеменников пришли к Лисию и возвестили о всем случившемся.

27 Он, услышав, уныл и опечалился, что не то случилось с Израилем, чего он хотел, и не то вышло, что повелел ему царь.

28 И на следующий год Лисий собрал шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников, чтобы победить их.

29 И пришли они в Идумею, и расположились станом в Вефсурах; а Иуда встретил их с десятью тысячами мужей.

30 Увидев сильное ополчение, он молился и говорил: благословен Ты, Спаситель Израиля, сокрушивший нападение сильного рукою раба Твоего Давида и предавший полк иноплеменников в руки Ионафана, сына Саулова, и оруженосца его.

31 Предай войско сие в руки народа Твоего – Израиля, и да будут они постыжены в силе и коннице их;

32 наведи на них страх и сокруши дерзость силы их; да будут они потрясены поражением своим;

33 низложи их мечом любящих Тебя, и да прославят Тебя в песнях все знающие имя Твое.

34 И сразились они, и пало из войска Лисия до пяти тысяч мужей, пали перед ними.

35 Лисий, увидев бегство войска своего и храбрость воинов Иуды и что они готовы или жить, или умереть отважно, отправился в Антиохию, набрал чужеземцев и, увеличив бывшее войско, думал снова идти в Иудею.

36 Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище.

37 И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион.

38 И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены,

39 и разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы,

40 и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу.

41 Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище.

42 И избрал священников беспорочных, ревнителей закона.

43 Они очистили святилище и оскверненные камни вынесли в нечистое место.

44 Потом они рассуждали об оскверненном жертвеннике всесожжения, как поступить с ним.

45 И пришла им добрая мысль разрушить его, чтобы он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его; и разрушили они жертвенник,

46 и камни сложили на горе храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них.

47 Взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник попрежнему;

48 потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы;

49 устроили новую священную утварь и внесли в храм свещник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу;

50 и воскурили на алтаре фимиам и зажгли светильники на свещнике, и осветили храм;

51 и положили на трапезу хлебы, и развесили завесы, и окончили все дела, которые предприняли.

52 В двадцать пятый день девятого месяца – это месяц Хаслев – сто сорок восьмого года встали весьма рано

53 и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.

54 В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами.

55 И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им.

56 Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.

57 И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери.

58 И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников.

59 И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева.

60 В то же время обстроили гору Сион вокруг высокими стенами и крепкими башнями, чтобы язычники, придя когда– нибудь, не попрали их, как сделали это прежде.

61 И расположил там Иуда войско стеречь гору, и укрепили для охранения ее Вефсуру, чтобы народ имел крепость против Идумеи.

4.59. Праздник этот получил потом название Ханука, что значит «освящение». Иосиф Флавий называет этот праздник «праздником огней». Говорили, что Иуда нашел в одном из тайников освященный елей, оставленный прежними служителями Храма, и, взяв его, зажег первую лампаду праздника. Эта хану-кальная легенда как бы символизировала неистребимость веры, сломить которую не смогли никакие гонения.

2. Смерть Антиоха Епифана. Продолжение войны (164 г.) (1 Макк 6)

1 Между тем царь Антиох, проходя верхние области, услышал, что есть в Персии город Елимаис, славящийся богатством, серебром и золотом,

2 и в нем – храм, весьма богатый, и есть там золотые покровы, брони и оружия, которые оставил там Александр, сын Филиппа, царь Македонский, первый, воцарившийся над Еллинами.

3 И он пришел и старался взять этот город и ограбить его, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям города.

4 Они поднялись против него войною, и он обратился в бегство и ушел оттуда с великою скорбью, чтобы отправиться в Вавилон.

5 Тогда пришел некто к нему в Персию с известием, что ополчения, ходившие в землю Иуды, обращены в бегство,

6 что Лисий ходил с сильным войском впереди всех, но был поражен Иудеями, и они усилились и оружием, и войском, и многими добычами, которые взяли от пораженных ими войск,

7 и что они разрушили мерзость, которую он воздвиг над жертвенником в Иерусалиме, а святилище по-прежнему обнесли высокими стенами, также и Вефсуру, город его.

8 Когда царь услышал слова сии, сильно испугался и встревожился, упал на постель и впал в изнеможение от печали, что не сбылось так, как он желал.

9 И много дней пробыл он там, ибо возобновлялась в нем сильная печаль; он думал, что умирает.

10 И созвал он всех друзей своих и сказал им: удалился сон от глаз моих, и я изнемог сердцем от печали.

11 И сказал я в сердце моем: до какой скорби дошел я и до какого великого смущения, в котором нахожусь теперь! А был я полезен и любим во владычестве моем.

12 Теперь же я воспоминаю о тех злодеяниях, которые я совершил в Иерусалиме, и как взял все находившиеся в нем золотые и серебряные сосуды и посылал истреблять обитающих в Иудее напрасно.

13 Теперь я познаю, что за это постигли меня эти беды, – и вот, я погибаю от великой печали в чужой земле.

14 И призвал он Филиппа, одного из друзей своих, и поставил его правителем над всем царством своим;

15 и дал ему венец и царскую одежду свою и перстень, чтобы он руководил Антиоха, сына его, и воспитывал его для царствования.

16 И умер царь Антиох в сто сорок девятом году.

17 Когда Лисий узнал, что царь умер, то поставил вместо него на царство сына его, Антиоха, которого воспитывал в юности его, и назвал его именем Евпатора.

18 Между тем находившиеся в крепости теснили Израиля вокруг святилища и всегда старались делать ему зло, а язычникам служить опорою;

19 тогда Иуда решил выгнать их и созвал весь народ, чтобы осадить их.

20 Все собрались и осадили их в сто пятидесятом году, и устроил он против них стрелометательные орудия и машины.

21 Но некоторые из осажденных вышли, и к ним пристали некоторые из нечестивых Израильтян;

22 и пошли они к царю и сказали: доколе ты не сделаешь суда и не отмстишь за братьев наших?

23 Мы согласились служить отцу твоему и ходить по заповедям его и следовать повелениям его;

24 а сыны народа нашего осадили крепость и за то чуждаются нас, и кого из нас находят, умерщвляют, и имущества наши расхищают,

25 и не на нас только простерли они руку, но и на все пределы наши.

26 И вот, теперь осадили они крепость в Иерусалиме, чтобы овладеть ею, а святилище и Вефсуру укрепили.

27 Если ты не поспешишь предупредить их, то они сделают больше этого, и тогда ты не в силах будешь удержать их.

28 Услышав это, царь разгневался и собрал всех друзей своих и начальников войска своего и начальников конницы;

29 пришли к нему и из других царств и с морских островов войска наемные,

30 так что число войск его было: сто тысяч пеших, двадцать тысяч всадников и тридцать два слона, приученных к войне.

31 И прошли они через Идумею и расположились станом против Вефсуры, и сражались много дней и устроили машины; но те сделали вылазку и сожгли их огнем и сразились мужественно.

32 После сего Иуда отступил от крепости и расположился станом в Вефсахаре против стана царского.

33 Царь же, встав рано утром, поспешно отправился с войском своим по дороге к Вефсахаре, и приготовились войска к сражению и затрубили трубами.

34 Слонам показывали кровь винограда и тутовых ягод, чтобы возбудить их к битве,

35 и разделили этих животных на отряды и приставили к каждому слону по тысяче мужей в железных кольчугах и с медными шлемами на головах, сверх того по пятисот отборных всадников назначено было к каждому слону.

36 Они становились заблаговременно там, где был слон, и куда он шел, шли и они вместе, не отставая от него.

37 Притом на них были крепкие деревянные башни, покрывавшие каждого слона, укрепленные на них помочами, и в каждой из них по тридцати по два сильных мужей, которые сражались на них, и при слоне Индиец его.

38 Остальных же всадников расставили здесь и там – на двух сторонах ополчения, чтобы подавать знаки и подкреплять в тесных местах.

39 Когда солнце блеснуло на золотых и медных щитах, то заблистали от них горы и светились, как огненные светильники.

40 Одна часть царского войска протянута была по высоким горам, а другие – по низменным местам; и шли они твердо и стройно.

41 И смутились все, слышавшие шум множества их и шествие такого полчища и стук оружий, ибо войско было весьма великое и сильное.

42 И вступил Иуда и войско его в сражение и пали из ополчения царского шестьсот мужей.

43 Тогда Елеазар, сын Саварана, увидел, что один из слонов покрыт бронею царскою и превосходил всех, и казалось, что на нем был царь,

44 и он предал себя, чтобы спасти народ свой и приобрести себе вечное имя;

45 и смело побежал к нему в средину отряда, поражая направо и налево, и расступались от него и в ту, и в другую сторону;

46 и подбежал он под того слона, лег под него и убил его, и пал на него слон на землю, и он умер там.

47 Но, увидев силу царского ополчения и стремительность войск, Иудеи уклонились от них.

48 Царские же войска пошли против них на Иерусалим: царь направил войска на Иудею и на гору Сион.

49 И заключил он мир с бывшими в Вефсуре, которые вышли из города, ибо не было у них продовольствия, чтобы держаться в нем в осаде, потому что был субботний год на земле.

50 И овладел царь Вефсурою и оставил в ней стражу, чтобы стеречь ее.

51 Потом много дней осаждал святилище и поставил там стрелометательные орудия и машины, и огнеметательные, и камнеметательные, и копьеметательные, чтобы бросать стрелы и камни.

52 Но и Иудеи устроили машины против их машин и сражались много дней;

53 съестных же припасов недостало в хранилищах, потому что был седьмой год, и искавшие в Иудее безопасности от язычников издержали остатки запасов;

54 и осталось при святилище немного мужей, ибо одолел их голод, и разошлись каждый в свое место.

55 Услышал Лисий, что Филипп, которому царь Антиох еще при жизни поручил воспитывать сына своего, Антиоха, для царствования,

56 возвратился из Персии и Мидии и с ним ходившие с царем войска и что он домогается принять на себя дела царства.

57 Почему поспешно пошел и сказал царю, начальникам войска и вельможам: мы каждый день терпим недостаток и продовольствия у нас мало, а место, осаждаемое нами, крепко, между тем лежит на нас попечение о царстве.

58 Итак, подадим правую руку этим людям и заключим с ними мир и со всем народом их,

59 и предоставим им поступать по законам их, как прежде; ибо за свои законы, которые мы отменили, они раздражились и сделали всё это.

60 И угодно было это слово царю и начальникам, – и послал он к ним, чтобы заключить мир, что они и приняли;

61 и клялся им царь и начальники. После сего они вышли из крепости.

62 И взошел царь на гору Сион и, осмотрев укрепленные места, пренебрег клятвою, которою клялся, и велел разорить стены кругом.

63 Потом поспешно отправился, и, возвратившись в Антиохию, он нашел, что Филипп владеет городом, вступил с ним в сражение и силою взял город.

3. Вторичный захват Сиона врагами и его освобождение (160 г.) (1 Макк 7)

1 В сто пятьдесят первом году вышел из Рима Димитрий, сын Селевка, и с немногими людьми вошел в один приморский город и там воцарился.

2 Когда же он входил в царственный дом отцов своих, войско схватило Антиоха и Лисия, чтобы привести их к нему.

3 Это стало известно ему, и он сказал: не показывайте мне лиц их.

4 Тогда воины убили их, и воссел Димитрий на престоле царства своего.

5 И пришли к нему все мужи беззаконные и нечестивые из Израильтян, и Алким предводительствовал ими, домогаясь священства;

6 и обвиняли они перед царем народ, говоря: погубил Иуда и братья его друзей твоих, и нас выгнали из земли нашей.

7 Итак, пошли теперь мужа, кому ты доверяешь; пусть он пойдет и увидит все разорение, которое они причинили нам и стране царя, и пусть накажет их и всех, помогающих им.

8 Царь избрал Вакхида из друзей царских, который управлял по ту сторону реки, был велик в царстве и верен царю,

9 и послал его и нечестивого Алкима, предоставив ему священство, и повелел ему сделать отмщение сынам Израиля.

10 Они отправились и пришли в землю Иудейскую с большим войском; и он послал к Иуде и братьям его послов с мирным, но коварным предложением.

11 Но они не вняли словам их, ибо видели, что они пришли с большим войском.

12 К Алкиму же и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости.

13 Первые из сынов Израилевых были Асидеи; они искали у них мира,

14 ибо говорили: священник от племени Аарона пришел вместе с войском и не обидит нас.

15 И он говорил с ними мирно и клялся им, и сказал: мы не сделаем зла вам и друзьям вашим.

16 И они поверили ему, а он, захватив из них шестьдесят мужей, умертвил их в один день, как сказано в Писании:

17 «тела святых Твоих и кровь их пролили вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их».

18 И напал от них страх и ужас на весь народ, и говорили: нет в них истины и правды, ибо они нарушили постановление и клятву, которою клялись.

19 Тогда Вакхид отступил от Иерусалима и расположился станом при Визефе, и, послав, поймал многих из бежавших от него мужей и некоторых из народа, заколол и бросил их в глубокий колодезь.

20 Потом, поручив страну Алкиму и оставив с ним войско на помощь ему, Вакхид отправился к царю.

21 Алким же домогался первосвященства.

22 И собрались к нему все возмущавшие народ свой, и овладели землею Иудейскою, и произвели великое поражение в Израиле.

23 И увидел Иуда все зло, какое причинил Алким со своими сообщниками сынам Израилевым, – больше, нежели язычники;

24 и, обойдя все пределы Иудеи, сделал отмщение отступникам, – и они перестали входить в эту страну.

25 Когда же Алким увидел, что Иуда и находящиеся с ним усилились, и понял, что не может противостоять им, возвратился к царю и жестоко обвинял их.

26 Тогда царь послал Никанора, одного из славных вождей своих, ненавистника и враждебного Израилю, и приказал ему истребить этот народ.

27 Никанор, придя в Иерусалим с большим войском, послал к Иуде и братьям его коварно со словами мирными:

28 да не будет войны между мною и вами; я войду с немногими людьми, чтобы видеть лица ваши в мире.

29 И пришел он к Иуде, и приветствовали они друг друга мирно; а между тем воины были приготовлены схватить Иуду.

30 Иуде сделалось известным, что он пришел к нему с коварством, поэтому он убоялся его и не хотел более видеть лица его.

31 Когда Никанор узнал, что умысел его открылся, вышел против Иуды на сражение близ Хафарсаламы.

32 И пало из бывших при Никаноре около пяти тысяч мужей, а прочие убежали в город Давидов.

33 После того Никанор взошел на гору Сион; и вышли из святилища некоторые из священников и старейшин народа, чтобы мирно приветствовать его и показать ему всесожжение, приносимое за царя.

34 Но он осмеял их, надругался над ними и осквернил их, и говорил высокомерно,

35 и, поклявшись, с гневом сказал: если не предан будет ныне Иуда и войско его в мои руки, то, когда возвращусь благополучно, сожгу дом сей. И ушел с великим гневом.

36 А священники вошли и стали пред лицем жертвенника и храма, заплакали и сказали:

37 Ты, Господи, избрал дом сей, чтобы на нем нарицалось имя Твое и чтобы он был домом молитвы и моления для народа Твоего.

38 Сделай отмщение человеку сему и войску его, и пусть падут они от меча; вспомни злохуления их и не дай им оставаться долее.

39 И вышел Никанор из Иерусалима и расположился станом при Вефороне, и пристало к нему здесь войско Сирийское.

40 А Иуда с тремя тысячами мужей расположился станом при Адасе; и помолился Иуда, и сказал:

41 Господи! когда посланные царя Ассирийского произносили злохуления, то пришел Ангел Твой и поразил из них сто восемьдесят пять тысяч.

42 Так сокруши ныне пред нами сие полчище, да познают прочие, что они произносили хулу на святыни Твои, и суди их по злобе их.

43 И вступили войска в сражение в тринадцатый день месяца Адара, и разбито было войско Никанора, и он первый пал в сражении.

44 Когда же воины его увидели, что Никанор пал, то, побросав оружие свое, обратились в бегство.

45 И преследовали их Израильтяне целый день, от Адаса до самой Газиры, и трубили вслед их вестовыми трубами.

46 И выходили из всех окрестных селений Иудейских и окружали их, – и они, оборачиваясь к преследовавшим их, все пали от меча, и ни одного не осталось из них.

47 И взяли Иудеи добычи их и награбленное ими, и отрубили голову Никанора и правую руку его, которую он простирал надменно, и принесли и повесили перед Иерусалимом.

48 Народ весьма радовался и провел тот день, как день великого веселья;

49 и установили ежегодно праздновать этот день тринадцатого числа Адара.

50 И успокоилась земля Иудейская на некоторое время.

7.1-2. В 161 г. Димитрий I, который был заложником в Риме вместо Антиоха Епифана, бежал оттуда и высадился в Триполи, а затем овладел Антиохией.

7.49.13 Адара 151 г. Селевкидской эры соответствует концу марта 160 г. до Р. Х. Этот праздник назывался Днем Никанора. Его перестали праздновать в начале I в.

Победа Иуды Маккавея оказалась для него последней. В апреле 160 г. войска Селевкидов вновь вторглись в страну. Иуда погиб в сражении.

После гибели Иуды дело освобождения продолжили его братья. В результате длительных и упорных войн они добились независимости Иудеи и основали новую, Хасмонейскую династию (142—63 гг. до Р. Х.). Хасмонеев сменила династия Иродов. При Ироде I Великом родился Иисус Христос.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Маккавеи и Хасмонеи (152–37 до н. э.)

Период Маккавеев и Хасмонеев (с 152 по 37 гг. до н.э.) — период в истории Эрец-Исраэль, когда было свергнуто владычество греков-селевкидов, освобождён Иерусалимский храм и династия Хасмонеев правила независимой Иудеей почти 120 лет .

В то время Иудеей правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жестокую политику эллинизации еврейского населения Иудеи, насаждения греческого языка и культуры.

Ключевым элементом такой политики было стремление заставить евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую религию. Апогеем гонений на иудаизм стало разорение главной еврейской святыни — Иерусалимского храма.

Оскорбленное религиозное чувство вызвало взрыв негодования, который в 165 г. до н. э. в вылился в вооруженное восстание евреев Иудеи против ига греков. В результате восстания был освобождён Иерусалимский храм.

В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. חנוכה‎, «освящение»).

Первым вождём восставших был коэн (священник) Маттафия Хасмоней с пятью сыновьями, уроженцы городка Модиин, а затем его третий сын Иуда (Иехуда) Маккавей, получивший прозвище Макаби (от ивр. מכבי‎, маккаби — «молот»).

После гибели Иуды вождём, а затем и первосвященником стал младший из сыновей Маттафия Хасмонея — Ионатан. В результате предательского заговора был убит и он.

В 140 г. до н.э. официально избранным правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи стал второй сын Маттитьягу — Симон (Шимон). С этого момента ведётся формальный отсчёт правления династии Хасмонеев.

Некоторые из Хасмонеев отличались своей жестокостью. Так, внук Симона Хасмонея — царь Александр I Яннай, устав спорить с оппонентами — сторонниками религиозного образа жизни, фарисеями, казнил 800 из них, заставив присутствовать при казни их жён и детей.

Сам он во время этой резни устроил весёлый пир — совершенно в духе греческих тиранов.

На Хасмонеях лежит единственный в истории случай насильственного обращения других народов в иудаизм. Иоанн Гиркан I обратил в иудаизм идумеев — потомков Исава, обитавших в Негеве и Северном Синае.

Именно Хасмонеи привели в Иудею новых захватчиков. Римляне были приглашены в Иудею для участия в гражданской войне, разразившейся между сторонниками двух братьев Хасмонеев, не поделивших между собой престол.

Это вмешательство обернулось оккупацией Иерусалима, а впоследствии — утратой еврейской государственности в Эрец-Исраэль на 2000 лет.

Конец династии Хасмонеев был трагичен. Один из рабов, служивших при царском дворце, устроил переворот — и сам стал царём, основал новую династию, уничтожив всех потомков Хасмонеев.

Его звали Ирод. И происходил он из тех самых идумеев, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм.

Династия Хасмонеев (152 — 37 гг. до н. э.)

Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.

Имя (рус./ транслитер.) Титул Годы жизни
(до н.э.)
Правление
(до н.э.)
Маккавеи
1. Маттафия Хасмоней
Матитьягу ха-Хашмонай
вождь восставших ? — 166 170 — 166
2. Иуда Маккавей, сын Маттафии
Иехуда ха-Маккаби
вождь восставших ? — 161 166 — 161
Этнархи и Первосвященники Иудеи
1. Ионатан, сын Маттафии
Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай
первосвященник и этнарх ? — 143 152 — 143положил начало первосвященнической династии Хасмонеев
2. Симон, сын Маттафии
Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис)
первосвященник
первосвященник и этнарх
? — 134 143 — 140
140 — 134положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
3. Иоанн Гиркан I, сын Симона
Йоханан Гиркан
первосвященник и этнарх 134 — 104
Цари и первосвященники Иудеи
4. Аристобул I, сын Иоанна Гиркана I
Иехуда Аристобул
царь и первосвященник ? — 103 104 — 103узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
5. Александр I Яннай, сын Гиркана I царь и первосвященник 126 — 76 103 — 76
6. Саломея Александра
Шломцион
царица 139 — 67 76 — 67жена Аристобула, позже жена Александра Янная
7. Аристобул II, сын Александра Янная царь и первосвященник ? — 49 67 — 63последний независимый царь из династии Хасмонеев
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима.
8. Иоанн Гиркан II, сын Александра Янная
Йоханан Гиркан
царь
этнарх и первосвященник
103 — 30 65
63 — 40
Александр II, сын Аристобула II соправитель 56 — 48
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
9. Маттафия Антигон II, сын Аристобула II
Матитьягу Антигон
царь и первосвященник ? — 37? 40 — 37последний царь династии Хасмонеев
10. Аристобул III первосвященник 36

Восстание маккавеев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *