Возлюбить себя самого – как?

В неделю 15-ю по Пятидесятнице – Мф 22:35–46.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Мерой любви к ближнему Господь поставляет любовь человека к себе самому. Поэтому, чтобы выполнить заповедь Спасителя, мы сначала должны понять: как же нам любить себя самих? На первый взгляд, это просто: делать всё, что хочешь. А если сразу не получается делать всё, что хочешь, то надо стремиться к созданию условий для такой жизни. Возможность свободного удовлетворения всех желаний дают деньги. Следовательно, нужно постараться по возможности быстро заработать много денег, а потом жить без забот в свое удовольствие. Логично? Еще бы! Именно так строит или пытается строить свою жизнь большинство наших современников.

Однако несмотря на всю логичность и естественность такого жизненного плана совесть и здравый смысл подсказывают нам, что навряд ли Спаситель имел в виду именно такую любовь к себе. Если бы наша жизнь ограничивалась несколькими десятками лет, проводимыми на этой земле, тогда, вероятно, ничего лучшего и придумать было бы нельзя. Но если мы надеемся войти в Царство Небесное – в таком случае, очевидно, нам придется сместить акценты.

Возлюбить себя самого – это значит в течение своей земной жизни создать предпосылки для того, чтобы наша жизнь продлилась в вечности, чтобы и здесь, и там мы были с Богом. Как это сделать? Об этом – всё Евангелие, об этом – апостольские послания, об этом – писания святых отцов. А если коротко, то ответ дан в сегодняшнем чтении: прежде всего нам надлежит возлюбить Бога – возлюбить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением. Если стремление к Богу будет определяющим началом нашей жизни, если приближение к Богу станет нашей целью, а удаление от Него будет восприниматься как подобие смерти, – тогда мы поймем, что важно, а что второстепенно, что служит к нашей пользе, а что вредит, где мы проявляем любовь к себе, а где малодушно уступаем своим страстям.

Если мы возлюбим Бога всей душой, нам станет ясно, что вернейшее средство приблизиться к Нему – это отказаться от своей воли и подчинить ее воле Божией. Может быть, именно в этом заключается если не конечная, то одна из важнейших промежуточных целей христианской аскезы. Ведь подчиняя свою поврежденную грехом волю всесовершенной и благой воле Божией, мы ставим в центр собственной жизни не себя, а Бога, а значит – наносим удар по своей гордыне и самости. Взамен же получаем благодатную помощь нашего Творца и Спасителя.

Стало быть, жить, как хочешь – это не любовь к себе, а нечто противоположное. Собственно, это убеждение давным-давно сформулировано в русской поговорке: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Веления Божьи нам известны, осталось лишь претворить их в жизнь.

Хорошо, допустим, мы знаем теперь, как любить себя самого. Но как же нам любить ближних? Заболел отец – мы говорим: «На всё воля Божья!» – и не двигаемся с места. Жена говорит: «Милый, мы сто лет не были в кино», а муж отвечает: «Брось, это всё бесовщина, давай лучше акафист почитаем». Дочка просит: «Мама, мне новые джинсы нужны», а мама в ответ: «Юбку надень, бесстыдница, и платок не забудь на голову!». Что-то здесь не так, согласитесь. Но что? Думается, мы поймем это, если перечитаем слова Спасителя. Первая заповедь: возлюбить Бога. Вторая – возлюбить ближнего, как самого себя. Действительно ли мы возлюбили Бога всей душой – или это только мечтания и гордостное превозношение над ближними? Если мы и впрямь любим Бога, то становимся подобными Ему, становимся способными к сопереживанию, к терпению, к снисхождению.

Человек, поистине любящий Бога, будет видеть образ Божий в каждом человеке, будет стремиться к деятельному служению своему ближнему. Возлюбивший всем сердцем Бога найдет слова, чтобы подвигнуть ближнего к высотам духа. Тот, для кого Бог на первом месте, себя ставит на последнее место, а всех остальных – выше себя, а потому не будет рубить сплеча и поучать свысока, но будет приветлив и светел со всяким приходящим к нему.

Если же мы не можем засвидетельствовать о себе, что возлюбили Бога всем сердцем, если мы не отреклись от этого бренного мира, – тогда и с ближними нам надо быть попроще и поскромнее. Мы желаем себе здоровья? Так поможем сохранить его и другим людям. Нам нужен отдых и не оскорбляющие нравственность развлечения? Не будем отказывать в этом и своим ближним. Может быть, расставшись с цветущей юностью, мы стали равнодушны к одежде? Но постараемся понять, что не все люди таковы, как мы, и что в определенном возрасте подобные вещи могут казаться важнее всего на свете.

С чего же начать? Возлюбить ли нам Бога или же сосредоточиться на любви к ближним? Отделить одно от другого невозможно. Наша любовь к Богу должна проявляться прежде всего в верности Ему, то есть в исполнении Его заповедей – в том числе заповеди о любви к ближним. Любовь же к людям мы сможем явить на деле, если в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога. А если осмелиться приложить подобное восприятие к самим себе, мы поймем, с каким трепетом и благоговением мы должны относиться к своей собственной душе, к своему телу и к своей жизни.

1-Я ЧАСТЬ КУРСА – «ОЧИСТКА СОЗНАНИЯ»

ГЛАВА 1.4

1.4. БИБЛЕЙСКАЯ ЗАПОВЕДЬ «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»

На примере этой Заповеди мы явно видим, насколько Ветхие Заповеди устарели. Никто сегодня не применяет формулировки «ни раба его, ни рабыни, ни вола…». Т.е. часть заповеди уже тихо отброшена религией, как устаревшая. А если хоть какая-то часть Заповеди устарела и не используется, то это даёт человечеству право проверять любую Заповедь: не устарела ли она. И изменять те Заповеди, которые больше не служат счастью людей.

Эта Библейская Заповедь говорит только о «ближнем». А как насчёт «дальних»? По этой Заповеди не возбраняется желать жену «дальнего», его дом и другое его имущество. Значит, вы вполне можете желать жену своего друга, ведь его семья – это не ваши «ближние». А уж про незнакомых людей и вообще речи не идёт. Желай на здоровье любых чужих жен. Интересный подход. Только однобокий какой-то.

И если священники пытаются доказать вам, что под «ближним» надо понимать любого человека, то они отступают от буквального понимания Заповеди. Изменяют её смысл. Видимо, получив на это разрешение самого Бога по «горячей линии» или лично, на Бого-семинаре.

Так для чего же служила эта Заповедь? Вся она построена так, что перечисляет разные виды собственности ближнего: дом, жена, раб, рабыня, вол, осёл, всё, что он имеет. Кстати, жена ближнего тоже отнесена к его собственности. Любопытная точка зрения. Трактуя эту Заповедь, священнослужители как-то забывают обратить внимание своих прихожанок, что они являются движимым имуществом своих мужей. Ну, просто, «чтобы не беспокоить» .

Таким образом речь в этой Заповеди идет о чужом имуществе и о запрете его желать. А такое желание может возникать из зависти. Вот и получается, что эта Библейская Заповедь служила всего лишь для предотвращения зависти.

Но не достаточно лишь провозгласить цель, не подсказав пути ее достижения. Не срабатывает. Зависть продолжает разъедать души людей.

А что же делать? Цель-то очень правильная …

Итак, ленивый всегда будет завидовать трудолюбивому. Нищий почти всегда будет завидовать богатому. Подчиненный — начальнику. Не имеющий власти — имущему ее.

Есть ли у человечества свои идеи как избежать зависти?

Видимо, только воспитанием можно научить человека радоваться вместе с ближним его успехам и восхищаться дальним, не завидуя ему.

Для достижения этой цели нужно значительно улучшить систему воспитания. Причем именно воспитания. Обучение в школе уже худо-бедно есть. А вот воспитателей, прививающих детям духовно-нравственные основы, фактически нет.

И должен быть не один воспитатель на 30 детей, а один на 5. Наставник-философ. Причем не представитель какой-либо одной доктрины. Это должно быть лицо, не заинтересованное в пропаганде только своей религии. Скажем, как у того же Хайнлайна – преподаватель истории и нравственной философии. Почитайте на досуге его роман «Звёздная пехота».

Воспитание — самый действенный путь. Пусть обучение сократится в объеме в 2 – 3 раза и будет включать в себя больше утилитарного, чем возвышенно-научного. Но если освободившиеся ресурсы пустить на философское нравственное воспитание, то мы будем быстрее идти к бесконфликтности и к высшей нашей цели — счастью.

Ну а к полиамории эта Заповедь не имеет никакого отношения. Те, кто цитирует «не желай жены ближнего твоего», видимо, заучили эти слова, не поняв их смысла. Они нравственной философии не изучали.

Интересно пишет Хайнлайн об убеждениях, основанных якобы на религии, но всё-таки отличающихся большей широтой взглядов на заветы «не прелюбодействуй» и «не желай жены ближнего твоего»: «Если бы Господь не хотел, чтобы на женщин смотрели, Он, в бесконечной своей мудрости, сотворил бы их уродливыми страшилищами — разве не так? … Господь хочет, чтобы мы были Счастливы, Он сказал нам – как. «Любите друг друга!» … Возлюби ближнего своего … И любовь, которой учит нас Господь, — не всякие там ахи и вздохи старой девы, которая боится оторвать глаза от молитвенника, дабы не ввести свою плоть во искушение. Если Господь ненавидит плоть — так зачем же Он сотворил ее, и так много? … Так неужели же Он … описается от ужаса оттого лишь, что какая-нибудь Бетти или Пэтти наклонится слишком низко и ее сосед увидит сиську? … Когда Господь повелел нам любить друг друга, Он сделал это на полном серьезе, безо всяких оговорок и недоговорок … люби сильных, здоровых мужиков … люби просто так, потому что любить — радость … Любовь нельзя продать, а Счастье нельзя купить … Но если ты свободно, с открытым сердцем даешь — и получаешь — то, что у Господа есть в изобилии, дьявол и приблизиться к тебе не сможет…».

Возлюби ближнего как самого себя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *