Время не вечно

Время, знаешь ли, тоже не вечно.
Однако каждый день кто-нибудь умирает.
И это почему-то считается нормальным.
Зато когда у нас сгорела Останкинская телебашня,
Все сразу наложили в штаны.
Ай-ай-ай, ой-ой-ой, как же мы теперь?
Загудели, завопили, заспорили.
А потом привыкли, приспособились,
И даже стали находить в этом
Некоторые приятные моменты,
Мол, стало больше свободного времени,
Можно заняться полезными вещами,
Поработать над собой, то-сё, пятое-десятое.
Однако ничего не произошло,
Ничего не изменилось. Абсолютно.
Только я что-то там накрапал в блокнотике.
Время, оно же тоже не вечно.
Вот стою я, допустим, под фонарем,
А мимо меня идет парень. С цветами.
Кому цветы? Известно кому: бабе евойной.
Ну подарит он их ей, ну поставит она их в вазу,
А через три дня выбросит в мусоропровод.
Нет, все это уже было, все это не интересно.
А иногда хочется чего-нибудь эдакого,
Такого мягкого, теплого, с хрустящей корочкой,
Например, яблок. Но яблок зимой не бывает.
Хотя казалось бы, Москва, вроде,
Пуп земли, центр мироздания, «все дороги ведут…»,
А яблок нет. Чеснок есть, пиво есть,
Пончики, картошка, гитары даже,
А яблок нет. Хоть ты тресни.
Потому что время, как известно, не вечно.
А творчество — это въёб.
Да, да, самый настоящий въёб,
Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Это только всякие там Ван Гоги
Могут неделями ничего не делать,
А потом сесть и нарисовать какой-нибудь огурец.
И все скажут: «У-у, бля, гармотно!
Как же это мы сам до такого не додумались?»
А мы люди простые, у нас свои методы
Бороться со скукой. Magic, MP3 «Аквариума»
И всякие стишки не первой свежести
И сомнительного содержания. Но это еще ничего,
Ведь время-то у нас тоже не вечно.
Постоянства, понимаешь ли, нет,
Но именно в этом и заключается постоянство.
На Камчатке снег лежит по восемь месяцев,
Вот это действительно беда.
А у нас снова оттепель. Так что грех жаловаться,
Ну разве что на маленькую зарплату,
Так это я сам виноват, работать не люблю.
Однако прихожу все равно почему-то раньше всех.
И у меня есть как минимум час на всякие
Чаи, распечатки, дефрагментации
И прочие малотворческие занятия.
Так, например, вчера высчитал,
Что на 700-мегабайтном сидюке
Может поместиться примерно три миллиона стихов
В обычном текстовом формате. Круто, да?
Но даже время, и то не вечно.
А что уж говорить о нас?
По чисто объективным причинам
Подниматься на третий этаж,
Сложнее, чем, скажем, на пятый.
И если, допустим, бросить с крыши камень,
То он достанет до земли не раньше,
Чем весной, когда растает весь снег.
Заметьте, батенька, весь.
Свежесть морозного утра, надо же такое отмочить.
Еще раз убеждаюсь, что никто ничего не понимает.
Все верно, надо жить весной.
Вопрос: что делать все остальное время?
А делать что-то обязательно нужно,
Ведь время, знаешь ли, тоже не вечно.
зима 2001

3.2. Время и вечность

Существует точка зрения, согласно которой, время и вечность противоположны друг другу и никакая связь между ними не может быть установлена, время есть отрицание вечности. Но, может быть, время включается в вечность и с ней связано?

С точки зрения материализма, вечность – это «бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее атрибутов, материальным единством мира»30. Вечность присуща лишь материи в целом, каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей. В противоположность этому, теология и идеализм трактуют вечность как атрибут бога или абсолютного духа.

Мысль о связи времени с вечностью и мгновением высказывалась многими философами. Мгновенность и вечность – фундамент, основа времени. О соотнесении категории «время» с категорией «вечность» писал еще Платон в «Тимее»: «Когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще более уподобить творение образу… Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности… Тому, что вечно пребывает неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе… Нет, все это – виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно закону числа»31.

Таким образом, по Платону, во-первых, время не противопоставляется вечности, время есть ее «подобие»; во-вторых, время является творением и было не всегда; в-третьих, вечен только «образ», «подобие», т.е. время не вечно и в отличие от неподвижной вечности время движется по закону числа.

Своеобразно трактуются понятия времени и вечности в христианской традиции. Так, Дионисий Ареопагит писал: «Вечности присущи изначальность и неизменность, и вообще – вечность – это предел бытия. Временем же в нем называется то, что подлежит рождению и истлению, изменению и перемене… Бога же мы будем славословить и как Вечность, и как Время, и как Причину любой вечности и любого времени»32. Таким образом, если Бог – в вечности, то эта вечность отлична от вечности, соотнесенной со временем, различаются вечность бога и вечность мира.

Вечность и мгновение – это временные характеристики бытия. Это два отделенных друг от друга полюса, единство которых и образует время. Глубокая связь между временем и вечностью была осознана в философии ХХ века. Мне очень близка точка зрения Н.Бердяева, считавшего, что «время не есть замкнутый круг, в который ничто не может проникнуть из вечной действительности, а есть нечто размыкающееся… С другой стороны, эта точка зрения предполагает, что и самое время есть что-то внедренное в глубину вечности», время есть «какой-то внутренний период, какая-то внутренняя эпоха самой вечности»33. Разрыв между вечным и временным Н.Бердяев определил как «величайшее заблуждение сознания»34.

В духовном переживании человека время и вечность выступают в единстве – как ощущение бренности жизни и вместе с тем веры в ее абсолютный, изначальный смысл и назначение.

3.3. Попытки преодоления времени

«Мы увидим, что последняя проблема, связанная с временем, есть проблема смерти, – писал Н.Бердяев. – Смерть несет с собой время и смерть происходит во времени»35. Всегда понимая всю неизбежность подчинения своей жизни неумолимому ходу времени и осознавая конечность своего бытия, человек, тем не менее, стремился разорвать рамки временного существования, преодолеть власть времени и само время.

Человеческая жизнь может иметь смысл только в том случае, если она не заканчивается физической смертью, а как-то выходит в сферу бесконечного, вечного. «Моя жизнь, – писал С. Франк, – может быть осмысленна, только если она обладает вечностью»36. Ничто бренное, имеющее начало и конец, с такой точки зрения, не может придать смысла человеческой жизни. Все, охваченное потоком времени, – суетное и бессмысленное. «Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности, – продолжает С.Франк – Искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть… этим суетливым переходом от одного к другому, той внутренней неудовлетворенностью, которая есть как бы существо мирового течения во времени. Она должна быть вечной жизнью»37.

Подлинную основу для жизни можно найти лишь за пределами временного мира, в вечной основе этого мира. Для христианства это, конечно, растворение в Боге. Опровергнуть логическими аргументами религиозный путь слияния с вечностью и преодоления через это времени невозможно.

Преодолевает время и человеческая память:

…ибо время, столкнувшись с памятью,

узнает о своем бесправии38.

Но не тривиальное воспоминание, а, скорее, прапамять как некая духовно-биологическая связь с основами бытия, некий эквивалент вечности и бесконечности. Отдельный человек конечен, но он продолжается в других людях, в живом «живет» умершее, прапамять, «наследственная» память хранит то, что прошло.

Говоря словами Н.Бердяева: «память есть знак, поданный из внутреннего существования о том, что ни одно существо и ни одно существование не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к иному порядку»39. Рождение человека никак не есть его начало, его начало – в той непостижимой тьме, которая была до его рождения, в его отце, матери, дедах, прадедах…

И если «за каждым надгробием – история целого мира», этот мир не может исчезнуть бесследно. Только в этом смысле и следует понимать слова И.Гете: «Кто жил, в ничто не превратится, / Повсюду вечность шевелится».

>
Книга Вечность читать онлайн

Глава 1

— Угадай, кто?

Теплые влажные ладони Хейвен прижались к моим щекам так крепко, что ободок ее почерневшего серебряного перстня с черепом оставил темный след на коже. Даже с закрытыми глазами я знаю, что ее крашеные в черный цвет волосы расчесаны на прямой пробор, черный синтетический корсаж надет поверх водолазки (дань школьному дресс-коду), в длиннющей черной атласной юбке — дыра (там, где Хейвен зацепила подол тяжелым ботинком на толстой подошве), а глаза подруги кажутся золотистыми только благодаря желтым контактным линзам.

Еще я знаю, что папа Хейвен уехал вовсе не в командировку, мамин личный тренер — не столько «тренер», сколько «личный», а младший брат сломал ее компакт-диск с записями группы «Эванесенс» и боится признаться.

Все это я знаю совершенно точно, хотя не подглядывала и не вынюхивала, и никто мне ничего не рассказывал. Знаю, потому что у меня — парапсихические способности.

— Скорее угадывай, а то сейчас уже звонок!

Голос у моей подруги хриплый, осипший, словно она выкуривает по пачке в день — а на самом деле всего один раз попробовала.

Я тяну время, прикидываю — с кем бы ей меньше всего хотелось, чтобы ее перепутали?

— Хилари Дафф?

— Бр-р! Не угадала!

Она тесней прижимает ладони, не подозревая, что мне не нужно видеть, чтобы знать.

— Миссис Мерилин Мэнсон?

Она хохочет и отпускает руки. Лизнув большой палец, тянется стереть след от кольца у меня на щеке, но я успеваю раньше. Не потому, что мне противны ее слюни (я же знаю, что она ничем не болеет) — просто не хочу, чтобы ко мне прикасались. Прикосновение слишком многое открывает о человеке, это безумно выматывает, и я стараюсь избегать этого любой ценой.

Хейвен сдергивает с моей головы капюшон и прищуривается, глядя на наушники у меня в ушах.

— Что слушаешь?

Вытаскиваю CD-плейер из внутреннего кармана — я во все свои толстовки с капюшонами вшила такие потайные кармашки, чтобы учителя не замечали белые проводки, которые тянутся у меня из ушей.

Время и вечность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *