«Татарстан отличился в хорошем отношении»

— Уважаемый Владыка, расскажите для начала, какова ваша программа пребывания в Татарстане? Я так понимаю, вы в Казани уже не первый раз.

— В Казани я не первый раз. Знаю, что здесь много наших старообрядцев, у которых хорошие отношения с властями. Несколько раз здесь встречались и с президентом Миннихановым, и с госсоветником Шаймиевым. У нас здесь хорошие связи и духовные, и материальные. Мы приехали сюда в первую очередь для того, чтобы помолиться с нашими братьями. Здесь был большой праздник явления Казанской иконы Божией Матери. Поэтому наш основной мотив был молиться. Также у нас была поездка в Челны, где месяц назад освятили храм. Посетили музеи в Елабуге — Шишкина, Цветаевой. А сегодня — конференция «Старообрядчество и революция». Такие основные вехи нашего путешествия.

— А почему все-таки Казань выбрана площадкой для такой конференции?

— Из всей России особенно здесь власти заботятся о возрождении нравственности, духовности. Именно здесь я вижу историческую оценку событий. Инициаторами форума выступило правительство Татарстана, за что я очень благодарен. Это очень важная тема — 100-летие революции, отмечаемое в этот юбилейный год. Конференция, проводимая нашими старообрядцами по инициативе республиканского правительства, является знаковым событием.

Наш владыка Геронтий — епископ, который 10 лет отсидел в сталинские времена в 1930-е годы, — отмечает, что с ним в лагерях было много и татар. Он очень положительно о них пишет: они с ним быстро нашли общий язык, поддерживали, были как братья в такие трудные времена. Мусульмане и православные объединились, выживая в тяжелых условиях

— Получается, в других регионах меньше уделяется внимания этой теме — староверы и революция?

— Полгода прошло с начала 2017 года, и нигде — ни в Москве, ни где-либо еще — не было. Татарстан, можно сказать, отличился в хорошем отношении.

— Хотя кому-то может показаться странным, что в Татарстане проводится старообрядческий форум, поскольку в головах обывателей республика считается условно мусульманской…

— Тут ведь говорим о столетии репрессий, гонений. Мусульмане тоже преодолевали все эти трудности, гонения от советской власти, разрушения — всем досталось. Наш владыка Геронтий — епископ, который 10 лет отсидел в сталинские времена в 1930-е годы, — отмечает, что с ним в лагерях было много и татар. Он очень положительно о них пишет: они с ним быстро нашли общий язык, поддерживали, были как братья в такие трудные времена. Мусульмане и православные объединились, выживая в тяжелых условиях. Такая дружба ему помогла.

— Сегодня на конференции были представители других старообрядческих согласий, РПЦ и люди светские. Как удалось всех собрать под одной крышей?

— Я только рад, что здесь собрались эти люди, которые оценивают исторические события с духовной точки зрения. Конечно, советское время, наше прошлое по-разному сейчас оценивают: коммунистическая партия под одним углом, историки — под своим, верующие — под третьим. А сейчас, как мы видим, присутствует самая правильная оценка — с духовной точки зрения: нарушаются или не нарушаются заповеди Божьи. Конечно, было много печальных нарушений, которые привели к таким событиям 30-х годов, как репрессии, ГУЛАГи — вот это мы и вспоминаем. Конечно, все конфессии говорят об этих печальных страшных днях и годах.

Я думаю, наш президент старается консолидировать все слои общества, все религиозные традиционные организации, церкви и обратиться к русской истории, которая тесно связана со старообрядчеством

«Впервые за 350 лет после раскола глава государства посетил нас»

— Вы сказали, что правительство Татарстана уделяет внимание старообрядцам. Месяц назад и президент Владимир Путин встречался с вами. Почему государственная власть вдруг озаботилась вопросами, пожалуй, одной из самых традиционных конфессий России?

— Вы правильно сказали про самую традиционную конфессию. Мне трудно сказать, почему они обратили внимание на нас: они же сами выбирают. Наверное, есть какая-то политика, которая кем-то одобряется, продумывается. Мы просто были извещены, что президент хочет посетить. Конечно, были очень рады такому вниманию, потому что и в царское время гонений (особенно в романовское), и в советское время старообрядцы были преследуемы: они были вне закона, подвергались разным репрессиям. Поэтому расселение по всему миру произошло из-за гонений.

— Это первая в истории встреча руководителя страны со старообрядцами?

— Да, впервые за 350 лет после раскола глава государства посетил наш духовный исторический центр — очень большое, важное и знаковое для нас событие. Почему это произошло? Я думаю, наш президент старается консолидировать все слои общества, все религиозные традиционные организации, церкви и обратиться к русской истории, которая тесно связана со старообрядчеством. Старообрядцы были патриотами своей родины во все времена — и в Смутное время 1612 года, и в Отечественной войне 1812 года с французами, и в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Старообрядцы всегда были защитниками своего Отечества. Я думаю, президент приехал к нам для того, чтобы выразить свою признательность, свое почтение русским из русских, православным из православных — старообрядцам. Также, наверное, его цель была и познакомиться с нами, поскольку это было первый раз.

— После этой встречи в интернете появился шутливый ролик с голубем, где вы шагаете с Владимиром Владимировичем. Видели ли вы его?

— Видел, конечно.

— Как относитесь к подобным шуткам?

— В каждой шутке есть доля правды. Действительно, голубь слетел с колокольни прямо под ноги Путину, а он и жест сделал, мол, посмотрите, какой голубь к нему навстречу пошел. Потом пририсовали, что птица левым крылом отдает честь — такая вот шутка. А вообще, интересное событие, поскольку голубь символизирует в православии благодать Святаго духа, его так и изображают иногда. Возможно, и Господь так устроил, трудно мне сказать. Но такое было действительно.

Было интересное событие в прошлом году в Москве, в котором государство приняло участие: впервые за круглым столом собрались все старообрядческие согласия — беспоповцы, еще несколько разветвлений, РДЦ. Мы встретились, познакомились, пообщались — это было тоже историческое событие

«С РПЦ у нас споров нет»

— А как выстраиваются отношения с Русской православной церковью (Московским патриархатом)?

— У нас добрососедские отношения, достаточно мирные. Если в царские времена Романовых и в советские наша церковь была гонимой и преследуемой, наши священнослужителей в тюрьмы сажали, храмы разрушались, то сейчас государство устранилось в какой-то мере от того, чтобы нами руководить, тем более противопоставлять одну конфессию другой. Мы традиционные, живем в относительно мирное время. В какой-то мере получаем и помощь от государства в деле возрождения духовности, поскольку государство, да и здесь в Татарстане местное правительство (мы встречались), понимают важность духовного возрождения. Борьба со страстями, пороками, вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания), с абортами — общая платформа с той церковью, которую называете патриаршей. Как раз эти вопросы на конференциях вместе обсуждаем и вместе с государством пытаемся как-то решить. Основное наше дело Церкви — это молитва, но и такое социальное служение имеет место, в том числе забота о нищих, бездомных, больных, посещение тюрем.

— Тем не менее, у вас есть некоторые споры с РПЦ вокруг возвращения храмов…

— Эти споры были до 2010 года, пока не было специального закона. Сейчас, слава Богу, храмы, которые принадлежали конфессиям, возвращаются.

— И РПЦ на ваши храмы руку не накладывает?

— Нет. Мирное сосуществование. Они свои храмы возвращают, а мы, как видите, свои. И мы не претендуем на чью-то собственность. Слава Богу мы этот храм возвратили (митрополит указал на восстанавливаемый Кафедральный собор Казанской иконы Божией матери на ул. Старообрядческой, 17). Так что у нас таких споров нет.

— А как с другими старообрядческими конфессиями контактируете — Древлеправославной церковью, с беспоповцами?

— Было интересное событие в прошлом году в Москве, в котором государство приняло участие: впервые за круглым столом собрались все старообрядческие согласия — беспоповцы, еще несколько разветвлений, РДЦ. Мы встретились, познакомились, пообщались — это было тоже историческое событие. Тем более государство поприветствовало это мероприятие и поддерживает наше сотрудничество. Мы готовимся к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума — это наш общий святой, который положил жизнь за веру. Он родился в 1620 году. То есть 400-летие мы будем отмечать в 2020 году. Мы, старообрядцы-поповцы и беспоповцы, обратились к президенту Путину с письмом о поддержке в масштабах всей России этой даты. Президент Путин поддержал, подписал положительную резолюцию. Сейчас с Министерством культуры, в том числе и в Татарстане, согласовываем мероприятия в рамках подготовки к юбилею. Такое сотрудничество началось совсем недавно, год назад. И здесь, как видим, собрались старообрядцы всех согласий — и поповцы, и беспоповцы.

Сравнивая с другими регионами, могу сказать: здесь находится на передовых позициях руководитель республики, который дружественно и на равных относится ко всем конфессиям. Он хорошо знает историю старообрядчества. И мы видим эту поддержку в делах

— Расскажите, как вы выстраиваете отношения с другими конфессиями? Меня в первую очередь интересуют мусульмане.

— Здесь в Казани очень уместный вопрос — возрождение святынь. Храм, в котором сейчас идет конференция, совсем недавно был в разрушенном состоянии. Правительство Татарстана обратило внимание на это, у нас было несколько встреч с президентом Миннихановым, с Шаймиевым. Рустам Нургалиевич и сам приезжал сюда на открытие памятника. Это деловое сотрудничество, мы очень рады поддержке старообрядцев. Сравнивая с другими регионами, могу сказать: здесь находится на передовых позициях руководитель республики, который дружественно и на равных относится ко всем конфессиям. Он хорошо знает историю старообрядчества. И мы видим эту поддержку в делах: помощь в восстановлении кафедрального собора, открытие памятника, организация встреч, выставок, сегодняшняя конференция. Как мы помним, на открытие памятника были приглашены и мусульманские лидеры, представители новообрядческой церкви, католики. Вот такая дружеская созидательная атмосфера здесь царит.

— Хотя бы с муфтиями, которых у нас десятки в стране, были у вас встречи тет-а-тет?

— Мы периодически встречаемся, в том числе и с Талгатом Таджуддином (верховный муфтий, председатель ЦДУМ России, – прим. ред.), но не тет-а-тет, а на официальных мероприятиях. Раз в квартал в Кремле нас, представителей конфессий, собирает глава администрации президента. Обсуждаем вопросы, которые интересуют и церковь, и государство. Да, у нас добрые хорошие отношения.

«Многие старообрядцы хотят вернуться в Россию»

— Есть информация, что в 2018 году в России пройдет всемирный старообрядческий собор. Что это будет за форум?

— Я бы не сказал, что собор, скорее, съезд. Это продолжение круглого стола, который был в прошлом году. Сейчас мы хотим его расширить с приглашением бо́льшего числа старообрядцев. Среди тем, которые мы еще подняли перед президентом Путиным месяц назад, было переселение старообрядцев, которые убежали в царское и советское времена за границу. Есть общины в Латинской Америке, Австралии, в Румынии, Молдавии и Украине. Многие хотят вернуться в Россию. Президент тоже одобрил. И наша встреча будет как раз посвящена созданию условий для того, чтоб старообрядцы возвращались на родину. Это большой и трудный вопрос: опыта нет, нужны колоссальные материальные и людские ресурсы. Слава Богу, этим вопросом президент заинтересовался. Министерство получило от него задание разработать программу переселения старообрядцев. Этот съезд будет в какой-то мере подводить итоги по содействию возвращению старообрядцев на родину.

Среди тем, которые мы еще подняли перед президентом Путиным месяц назад, было переселение старообрядцев, которые убежали в царское и советское времена за границу. Есть общины в Латинской Америке, Австралии, в Румынии, Молдавии и Украине. Многие хотят вернуться в Россию

— Где и когда он будет проходить?

— В Москве, летом. С точной датой будем определяться.

— Какие согласия изъявили желание принять участие?

— В основном поповцы и беспоповцы, есть у нас еще Русская древлеправославная церковь (РДЦ) с патриархом Александром — они тоже будут. Как раз эти три согласия проводили круглый стол, сейчас идет подготовка к совместному съезду.

— А единоверцы будут участвовать?

— Мы имеем в виду лишь старообрядцев. Единоверцы на сегодняшний день находятся в духовном подчинении новообрядческой церкви (РПЦ, — прим. ред.).

«Князя Владимира можно по-современному назвать старообрядцем»

— В Татарстане недавно был скандал, когда ряд священников РПЦ отказались молиться за патриарха Кирилла, обвинив его в экуменизме и припомнив его встречу с Папой Римским. Где грань между диалогом и экуменизмом?

— Не буду комментировать, что происходит в той церкви. У них свои вопросы, а мы независимо от них решаем свои вопросы внутреннего содержания. А экуменизм для старообрядцев — неприемлемая вещь, это тот духовный плавильный котел, в котором хотят все религии соединить, сделать что-то общее и тем самым уничтожить суть православия, провести какие-то реформы. Старообрядцы как раз на этом и стоят: никаких реформ не допускается. Это то, что передали нам наши предки, хранила Святая Русь в средние века — все это мы и сохраняем. А экуменизм пытается нивелировать все, сделать что-то общее, непонятное, создать аморфную массу и уничтожить веру. Мы, старообрядцы, во все времена никогда не участвовали в экуменистическом движении. Мы, как и вы, в этом вопросе выступаем сторонними наблюдателями — как смотрим какой-то матч. Нас это напрямую не касается, и сами мы, слава Богу, далеки от этого экуменического движения.

— Сколько в России сейчас старообрядцев и старообрядческих храмов?

— Статистика говорит, порядка 200 храмов в России, на Украине — 50, в Молдавии — 30. Есть рассеянные по зарубежью храмы и общины… Это говорю о наших, РПСЦ. Совсем недавно появились общины в Уганде. Заинтересовались в Пакистане общины, уже приезжали, присоединились. Это для нас, старообрядцев, тоже необычная картина — люди со всего мира интересуется старообрядчеством, и кто-то приходит к истинной спасительной вере.

Старообрядцы как раз на этом и стоят: никаких реформ не допускается. Это то, что передали нам наши предки, хранила Святая Русь в средние века – все это мы и сохраняем. А экуменизм пытается нивелировать все, сделать что-то общее, непонятное, создать аморфную массу и уничтожить веру

— Эксперты подчеркивают, что именно старообрядчество и ислам в России являются самыми быстрорастущими конфессиями. У других замедлился или приостановился рост…

— Нам трудно судить. Нам отвечать перед Богом и перед своей Церковью. У нас есть какая-то особенность, которую другим сложно понять. Церковь — это сообщество живых и мертвых. Конечно, сейчас нас не так много, как до революции. Но Господь сам говорит: «Не бойся малое стадо, я с вами. Пусть те, которые хранят заветы Господа, живут по его законам». Это и есть стадо Христово. Это совокупность в том числе и тех, кто ушел из жизни, прожив ее в православии. А истинное православие принес на Русь князь Владимир. И всех святых до раскола, в их числе и князя Владимира, можно по-современному назвать старообрядцами. А если говорить о количестве старообрядцев, то говорят об 1—2 миллионах человек. Официальная статистика, как вы знаете, не может полностью отражать реальное положение дел. Кто-то дальше, кто ближе к Богу, к истине. Только Господь может определять. Наше дело — стремиться жить по законам Божьим, спасать свою душу, помогать нашему обществу, нашей родине на земле, а самое главное — Отечеству, которое уже будет после этой жизни, — Царству Небесному. Каждому из нас надо подготовиться к встрече с Господом в этой вечной истинной жизни — Царстве Божьем.

Тимур Рахматуллин, фото Олега Тихонова>Биография Митрополита Корнилия

Митрополит Корнилий

Биография преосвященнейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси

Будущий предстоятель Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Константин Иванович Титов) родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье. До революции Орехово-Зуево было одним из городов Богородского уезда и находилось на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы. В городе было несколько церквей и домашних молелен, принадлежавших старообрядцам. Одну из них посещали и предки будущего митрополита.

Здания фабрики известного старообрядческого предпринимателя Савы Морозова

Дом Титовых, что по улице Володарско­го, в котором будущий владыка появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо­вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет­ства бабушка Мария Никола­евна водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото­рая располагалась на улице Кузнецкой.

Дом семьи Титовых

В народе этот храм был известен как «черная мо­ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале­нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было не безопасно.

Окончив 8 классов средней школы, Константин сразу устроился на работу, став учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми.

На Литейно-механическом заводе Константин Иванович проработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году.

Трудовая деятельность Константина Ивановича Титова продолжалась до 1997 года, последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода.

Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что, ухаживая за боль­ной матерью (он был единствен­ный сын), он не женился. А потом, когда ее не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди­лись его знания и опыт для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз­нецкой.

Здесь он познакомился с настоя­телем о. Леонтием Пименовым, и это помогло будущему митрополиту встать на путь церковного служения.

Иерей Леонтий Пименов, диакон Константин Титов, протоиерей Леонид Гусев, диакон Иоанн Гусев

В 1991 г. Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященнейший митрополит Алимпий (Гусев).

7 марта 2004 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятыя Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

Иерей Константин Титов раздает святую воду после молебна у Беливских скитов

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 г. Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Казанско-Вятского Корнилия митрополитом Московским и всея Руси.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были закреплены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев.

Так, митрополит Корнилий рукоположил на Дальневосточную епархию епископа Патермуфия (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию епископа Евфимия (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию, в 2017-м — епископа Никодима (Ковалева) на Киевскую и всея Украины епархию.

За годы, прошедшие со времени своего посвящения в сан митрополита, владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Вручение жезла новопоставленному епископу Евфимию

Одной из ярких примет этого времени стало значительное количество новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового храма в городе Йошкар-Оле, построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем скорбящим Радость».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение престола и храма во имя великомученика Георгия Победоносца, что в городе Егорьевске.

16 августа 2009 года состоялось освящение храма великомученицы Екатерины в селе Глазове Серпуховского района Московской области.

22 августа 2009 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение во Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена архиерейская литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, преосвященнейший митрополит Корнилий освятил в селе Афансьеве Кировской области храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла.

6 июня 2010 года, во время посещения митрополитом Московским и всея Руси Уральской епархии, состоялось освящение храма в честь святаго и славнаго пророка Илии в селе Тойкине Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение храма во имя Рожества Богородицы.

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей.

25 сентября 2010 года состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, был освящен, как и до революции, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

8 июня 2011 года совершен чин освящения церкви в селе Безводном Нижегородской и Владимирской епархии. Как и до революции, ее престол был освящен во имя Казанской иконы Пресвятыя Богородицы.

На солее храма в селе Безводном

16 августа 2011 в г. Лысьве состоялось освящение храма во имя свв. прпмчч. Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев.

Поставление свещеносца в г. Лысьве

23 августа 2012 года в селе Беливо Московской епархии освящен храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

6 июня 2013 года, на праздник преподобного отца нашего Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм в селе Ёлкине Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года состоялось торжественное освящение храма Лиговской общины Санкт-Петербурга — храм освящен во имя Святой Троицы.

27 июня 2013 года в селе Бор Нижегородвской области освящен храм во имя святителя Тихона Амафусийского, чудотворца.

15 июня 2013 года преосвященнейший митрополит Корнилий освятил храм хутора Грачи Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий в храме села Безводного Нижегородской области освятил придел и второй алтарь во имя святителя Арсения Уральского.

7 августа 2013 года в городе Лыскове Нижегородской области освящен храм во имя Всемилостиваго Спаса.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины Саватий освятили новопостроенный храм во имя святого великомученика Георгия.

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Республика Молдова) освящен новый старообрядческий храм в честь праздника Рожества Богородицы.

17 ноября 2014 года был освящен старообрядческий храме в г. Воронеже во имя архистратига Михаила.

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение храма в г. Коврове. Церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, архиепископа Мир-Ликийских чудотворца, пренесения честных его мощей, была построена в начале XX века и недавно передана Русской Православной Старообрядческой Церкви.

17 августа 2014 года состоялось освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области.

26 июня 2015 года владыкой Корнилием был освящен недавно возведенный храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова в г. Чайковском (Пермский край).

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области городе Меленки. Новый храм освящен во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова.

16 августа 2015 года в г. Тольятти митрополит Корнилий освятил храм во имя образа Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость».

У новоосвященного храма в г. Тольятти

13 декабря 2015 года в г. Суздале владыка Корнилий совершил освящение храма во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малой Вишере Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

5 июля 2016 года в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса.

Освящение храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской в селе Кузнецы Павловопосадского района Московской области было совершено 30 октября 2016 года.

2 апреля 2017 г. состоялось освящение нового старообрядческого храма в столице Крыма городе Симферополе.

Владыка Корнилий с большим вниманием относится к почитанию святых мест, связанных с историей старообрядчества, возглавляет традиционные крестные ходы, служит молебны и литии. Посещал он и скит, где проживает известная отшельница Агафья Лыкова.

Митрополит Корнилий и старообрядческое духовенство в Пустозерске

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви, это предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращение церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.

С губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». При содействии и финансовой помощи московских властей проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, Доме причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы.

В 2015 году в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви произошло знаковое событие. 1 февраля состоялось освящение храма-колокольни на Рогожском кладбище в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества. Возвращение храму его исторического наименования было инициативой митрополита Корнилия.

Во время освящения храма-колокольни Воскресения Христова

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое духовное училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, окончившие МСДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Выпускники и преподаватели МСДУ 2016 г.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

Митрополит Корнилий на соборе 2010 года

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За это время издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии». Кроме собственно «Вестника» неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим.

Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия Музейно-архивно-библиотечный отдел Митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов).

Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошли около 100 ученых, писателей и работников кино.

Награждение доктора наук старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е.М. Юхименко

В последние годы взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой Митрополии праздника свв. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита Леонтия в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятыя Богородицы.

Митрополит Леонтий и митрополит Корнилий на солее кафедрального собора в Белой Кринице

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23–24 июня в Московском доме национальностей прошла международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий – Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.

Президиум международной конференции

В президиуме конференции были предстоятели Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси Александр. Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии о. Алексей Николаевич Жилко.

Динамично развиваются отношения между Русской Православной Старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой – орденом Дружбы.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и президент Российской Федерации В.В. Путин

Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с преосвященнейшим Корнилием, митрополитом Московским и всея Руси.

В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира.

В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением Церкви и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

— Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение — глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной Старообрядческой Церкви. К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядчестве. Старообрядцы во все времена являлись защитниками блага Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашего Отечества своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России, — сказал владыка Корнилий в своем приветственном слове.

Встреча митрополита Корнилия с президентом РФ В.В. Путиным

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы, с которыми сталкиваются наши бывшие соотечественники, желающие вернуться на Родину.

Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной Старообрядческой Церкви здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве, в Малом Гавриковом переулке.

Визит президента России Владимира Путина на Рогожское

Президент РФ Владимир Владимирович Путин лично посетил Рогожский административно-духовный центр 31 мая 2017 г. В сопровождении митрополита Корнилия глава государства осмотрел храм Рожества Христова, Покровский каферальный собор, Музей иконы в Доме причта, а также провел краткую беседу с митрополитом. В беседе подробно обсудили вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Возможно, мало кто из россиян обратил внимание на знаковое событие, произошедшее в религиозной жизни России, но мой камрад pr0letary смог увидеть его и решил написать мне об этом.
Что же такого «знакового» он заметил?
Оказывается, Владимир Путин, президент России, пригласил главу старообрядческой Русской Православной Церкви митрополита Корнилия на возложение цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому – руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Благодаря ведущей роли этих героев, Россия смогла в 1612 году одержать победу над Польшей.

Примечательно, что факт присутствия митрополита Корнилия на возложении цветов Минину и Пожарскому постарались замолчать все СМИ.
Эту фото моему товарищу удалось выковырнуть только из стоп-кадра видеозаписи, показанной по российскому ТВ.
А более эта информация нигде не промелькнула. Корнилий на этом кадре справа (он обведен кружочком).
А вот он во всей красе.

В лице этого человека читается и благородство, и мудрость, и чистота души… – всё то, что называется словом СВЯТОСТЬ.
Чего нельзя сказать о Патриархе Кирилле, который ныне возглавляет так называемую «Русскую Православную Церковь» и водит дружбу христоубийцами-иудеями и ворами.

Самый большой грех Патриарха Кирилла — нарушение им 11-го правила СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА, который состоялся в 681 году и закрепил навечно в том числе и такое правило: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

О чём вообще говорить, если до назначения Кирилла Гундяева на должность Патриарха РПЦ его имущественно-финасовое состояние оценивалось в 4 миллиарда долларов, а сам он обрёл в деловых кругах кличку «табачный капитан» – за участие в схемах по льготной поставке в Россию табачной и алкогольной продукции из-за границы!
Надеюсь, все также помнят, что менее месяца назад в религиозном мире произошло ещё одно знаковое событие – от должности Папы Римского отрёкся Бенедикт-XVI.
Причиной стал невероятный скандал – в ходе проведенного по указанию Бенедикта-XVI расследования выяснилось, что более чем миллиардную общину католиков возглавляет шайка священников-педерастов, которые и не сильно то скрывали свои пристрастия.
Когда Папа Римский собрал на них досье, он был столь возмущён, что не смог более находиться в одной команде с этими педерастами. Потому и подал в отставку.
Чтобы хоть как-то замять скандал, всему Ватикану в целом пришлось искать самого святого человека среди католических кардиналов. Нужно было найти хоть одного честного, безгрешного, с хорошим прошлым, чтобы его можно было показать и дать народу как символ, мол, у нас в католичестве теперь всё хорошо.
Нашли такого – 76-ти летнего Хорхе Марио Бергольо из семьи железнодорожного рабочего. Когда изучили его биографию и привычки, все сразу поняли — именно такой человек сейчас всем и нужен! На службу он ездит на автобусе, еду готовит себе сам, священником стал от неразделенной любви. Идеал для священника и главы Католической церкви!

Вернёмся, однако, в нашу грешную Россию.
Президента Владимира Путина, похоже, сподвигли на реформаторские шаги в области религии не сколько страсть Патриарха Кирилла к материальному благополучию (дорогие часы, машины, дворцы, дачи, деньги), сколько его публичная выражаемая прямо на телекамеры журналистов глупость. На этом видео, очевидно, далеко не первая и далеко не последняя «капля», в чашу терпения Президента России, который уже всерьёз думает, как и на кого бы заменить Кирилла Гундяева.
В этой позорной ситуации очень примечательным стало вот это первое (!) за три с половиною века служение по древнерусскому раскольничьему обряду, которое прошло в Успенском соборе Московского Кремля.
Данное историческое событие состоялось 12 января 2013 года. Божественная литургия в день памяти святителя Макария (митрополита Московского) была совершена древнерусским чином.
Богослужение возглавил постоянный член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Согласно официальной информации, оно состоялось по просьбе духовенства и прихожан старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви в ознаменование памяти Первого Всероссийского единоверческого съезда, столетие проведения которого отмечалась единоверцами в ушедшем году.
Очевидно, следующим шагом в направлении оздоровления религиозного института власти в России может стать замена Патриарха Кирилла на митрополита Корнилия, который более отвечает критериям честного и безгрешного человека, и который более всего достоин носить титул Патриарха всея Руси.
18 марта 2013 года. Мурманск. Антон Благин
Post scriptum
В продолжение этой темы в СМИ появилось ещё одно знаковое сообщение:
Предстоятель Старообрядческой церкви выступил за полный запрет рекламы алкоголя
Глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий поддерживает меры по борьбе с алкоголизмом в России, но считает их недостаточными. Владыка предложил усилить меры по борьбе с алкоголизмом, в частности, полностью запретить рекламу алкоголя, сообщает «Интерфакс».
«Все мы знаем, сколько горя сегодня приносит пьянство. Многие семьи страдают от этого недуга. Мы часто слышим о преступлениях, совершенных людьми в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь — это горе, которое приносит страдания всем нашим близким», — сказано в письме митрополита на имя премьер-министра России Дмитрия Медведева, опубликованном на сайте РПСЦ.
По словам владыки Корнилия, меры, которые предпринимают власти в борьбе с этой проблемой, являются «выверенными, практическими, но недостаточными».
Со своей стороны, глава Старообрядческой церкви предложил полностью запретить рекламу алкоголя, его продажу лицам моложе 21 года, запретить выставлять алкоголь на витрины, а информацию о нем «выдавать исключительно по запросу и только в устной форме».
Также, по его мнению, следует запретить употребление алкоголя в общественных местах вне зависимости от их местоположения и форм собственности, ввести госмонополию на производство и продажу спиртных напитков.
В письме также предложено законодательно запретить появление в нетрезвом виде в общественных местах, установив административную ответственность за нарушение этой нормы, разработать национальную программу по профилактике последствий употребления алкоголя, запретить демонстрировать сцены с потреблением алкогольной продукции в СМИ, в кино, на телевидении.
По мнению митрополита Корнилия, необходимо включить занятия по профилактике алкоголизма в школьные программы. «Дать поручение министерству экономического развития обязать все российские и зарубежные компании маркировать всю алкоголесодержащую продукцию этикетками о том, что алкоголь приносит невосполнимый вред здоровью. Такая надпись должна занимать не менее 50% площади тары или упаковки. Текст должен быть отчётливо виден и удобочитаем», — отмечено в письме. Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/14/predstoyatel_staroobryadcheskoj_cerkvi_vystupil_za_polnyj_zapret_reklamy_alkogolya/
И ещё одна информация в тему:
22 февраля 2013 г. по сообщению ИНТЕРФАКС президент России Владимир Путин вручил орден Дружбы предстоятелю Русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию. «Я от всей души благодарю за высокую награду, которую имею честь сегодня принять… Это событие историческое. Впервые за 350 лет нашей истории глава российского государства вручает высокую награду предстоятелю Русской православной старообрядческой церкви», – сказал митрополит Корнилий на церемонии.
Глава государства впервые в истории России вручил высокую награду лидеру старообрядцев. Источник: http://www.religare.ru/2_99880.html

Все о старообрядцах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *