«Радуйся ,Мария! Богородице Дево, радуйся!» Образ матери в музыке, поэзии, живописи

Урок №10 Дата:

Тема урока: «Радуйся, Мария! Богородице Дево , радуйся!» Образ матери в музыке, поэзии, живописи. (3 класс)

Цель:

  • формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

  • приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Задачи:

  • развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство;

  • формировать знания учащихся о церковной музыке;

  • выявлять интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность.

  • воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария» (в исп. Р. Лоретти); С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», №6 из «Всенощной», песня «Мама» ансамбль «Талисман»

Дополнительный материал: репродукции картин — Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», Стихи А.Пушкина, Данте, А.Толстой.

Программное обеспечение: компьютерная презентация

Оборудование ноутбук, мультимедийный проектор, компьютер, экран, текст песни «Мама»

Новые понятия: Музыкальная молитва; «а капелла», «Аве, Мария!».

Проблема урока: Что такое музыкальная молитва?

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота). Иметь представление о жанре музыкальная молитва. Расширение кругозора детей.

ХОД УРОКА

1.Введение в тему урока

Прежде чем мы начнём урок , хотела бы прочитать вам притчу:

Говорил нерожденный малыш:

-Я боюсь приходить в этот мир…
Столько здесь неприветливых, злых
Глаз колючих, усмешек чужих…
Отвечал ему тихо Господь:
— Не печалься, малыш, не грусти…
Ангел добрый, он будет с тобой,
Пока будешь мужать и расти…
Будет он тебя нежить, качать,
Наклонясь, колыбельные петь.
Будет крепко к груди прижимать,
Будет крыльями бережно греть.
Первый зуб, первый шаг видеть твой.
И ладошкой слезинки стирать.
А в болезни, склонясь над тобой,
Жар губами со лба убирать…
И когда, начиная взрослеть,
Ты дорогу отыщешь твою,
Ангел будет вослед лишь смотреть,
Повторяя молитву свою…
— Как же Ангела имя? Скажи…
Как его мне средь тысяч узнать?
У.Как вы думаете, о каком ангеле рассказывал Господь?

У.Как вы думаете, кому будет посвящён наш урок?

Д.-…

У.Мы с вами рассмотрим образ матери под призмой разных видов искусcтв : музыки, поэзии, живописи.

2.Актуализация опорных знаний.

Послушайте пожалуйста музыку (звучит молитва » Богородице Дево, радуйся»).

У.- Подумайте, где можно услышать эту музыку?

Д.- В церкви (вариант в концертном зале). Это молитва.

У.- Дайте музыкальную характеристику этого произведения? (лад, темп, динамика, состав исполнителей)

Д.- ответы детей…

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

Д.- Нет.

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

Д- «a capella».

-В каком характере написана эта молитва? Какими чувствами охвачены поющие люди?

Обучающиеся: Музыка звучала скорбно, горестно, печально, строго.

Послушайте слова молитвы:

Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших

— К кому она обращена?

Д.- К Богородице;

3.Новая тема

У. Итак, тема нашего урока «Радуйся, Мария! Богородице Дево , радуйся!» Слайд №1

Эту молитву о Богородице воплотил в своей музыке выдающийся русский композитор С. Рахманинов. Слайд №2

Вы слушали музыкальное прочтение молитвы, т. е. музыкальную молитву. Хор «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова входит в большое произведение, предназначенное для церковной службы – «Всенощное бдение», оно целиком звучит без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна

были бездетны. Слайд №3 Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию. Слайд №4

При рождении Марии Анне возвестили, что Мария даст спасение всему миру. Когда в три года, родители привели ее в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Слайд №5

Однажды, читая священное писание, перед Марией предстал Архангел Гавриил. Он сказал ей: — Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своей скромностью, добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он – Сын Божий, и придёт на землю, чтобы спасти всех людей от зла и греха. — Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают); Слайд №7

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту , за кроткий нрав, долготерпение и святость.

У.На стр. 42 в тексте учебника найдите, какими ещё именами называли Богородицу?

Д.-…

У.Дети, скажите, пожалуйста, кто такой В.М.Васнецов?

Д-…

У. Какие картины он писал?

Д.Виктор Михайлович Васнецов известен картинами сказочной тематики («Баба-Яга», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт»).

У. Но также он очень много работал над росписью различных храмов. Слайд №8

На стр.43. икону Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве.

Практически всю площадь картины занимает идущей прямо на зрителя образ Богоматери, с Христом на руках. Завёрнутый в пелену, он изображён с поднятыми вверх и тянущимися к зрителю руками. Он как бы благославляет, представших перед ним.

Д.Каким цветом окутаны головы фигур ? (золотистым)

У. Золотистое свечение олицетворяет их божественную суть. Лица необычайно живые. Глаза матери печальны, но они светятся огромной любовью к своему сыну и ко всему миру. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

— Прочитайте стихи А.С.Пушкина, помещенные под портретом. (Дети читают). Слайд №9,(тихое звучание «Богородице Дево, радуйся»)

Одной картины я желал быть вечный зритель

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель-

Она с величием, Он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.

У. В чьих произведениях мы с вами рассмотрели образ Богородицы?

Д.-…

У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?

Я вам предлагаю отправиться в путешествие в Западную Европу и узнать об этом. Садимся в поезд …

Физминутка.

У. В католической церкви Божью матерь называют — Девой Марией. Мадонной.

Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти (16 век). Слайд №10

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Мария — величественна, благородна, спокойна.

У.- Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете — сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают).

У.- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям?

Д.- С облаков.

В центре как бы парит, едва касаясь облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Имя младенца? — Христос, имя его матери? — Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская Мадонна»). Внизу ангелочки.

У.- Какой цвет преобладает?

Д.- Белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова. Слайд №11

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый — божественность.

Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать самое дорогое, что у нее есть — Сына.

На иконе и на картинах художников Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Её Царицей Небесной. Почему?

У.- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди.

Послушаем внимательно «Аве Марию» австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти (дискант). Слайд №12

У. Дайте музыкальную характеристику произведению (лад, темп, динамика, состав исполнителей).

5. У.- итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов -…? С.Рахманинова и Ф. Шуберта. Увидели картины художников -…? Услышали стихотворения поэтов -…?

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие?( Мозговой штурм.) Слайд №13

— Теме материнства созвучны темы – о родной природе, о Родине . Родина-мать, Земля- матушка, Мать-природа.

Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу

4. Артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения.
У: вот мы и в лесу…
Какой аромат! Давайте подышим…

(глубокие вдохи)
Посмотрите, нам на ладошку упал листочек, давайте его сдуем…

(короткие вдохи, выдохи)
Смотрите, а вон хомячок несет в норку запасы, какие у него толстые щечки….

(надуть щеки, резко сдуть)
А вон белочка грызет орешки

(стучим зубами)
Ой, убежала белочка, только хвостик мелькает

(быстрые движения языком во рту)
Подул легкий ветерок, сильный ветер.

(распевание У-у-у, громко, тихо)
Зашуршали листья…

(ш-ш-ш)
Пошел дождик

(распевание Кап-кап-кап)
Заблудились в лесу

(распевание ау-ау).

Распевка «Эхо»

Исполнение песни «Мама» ансамбль «Талисман».

Д. –выносят свои рисунки о маме , прикрепляют к стене, читают стихи.

5. Итог. Итак, мы видим, что музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Учитель: Наш урок подходит к концу.

— имена каких композиторов запомнили — Рахманинов, Шуберт

— о каком новом для вас музыкальном жанре шла речь на уроке – музыкальная молитва

— что характерно для музыки молитвы — она особая: светлая, тихая, возвышенная…

— в каком исполнении послушали музыкальные молитвы – вокальное (хор а капелла) и сольное в сопровождении оркестра: вокально-инструментальное.

Образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

6.Рефлексия Слайд №14, 15

И на последок , вам надо подчеркнуть в карточке фразы, характеризующие вашу работу на уроке и оценить свою работу по 10- бальной системе.

Всенощное бдение рахманинова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *