Всякая ли власть от Бога?

В последнее время тема запрета на противостояния властям муссируется столь часто, что я не могу выдержать, чтобы не поделиться своим личным (ни в коей мере не претендующим на роль Истины в последней инстанции!) пониманием этого знаменитого высказывания ап. Павла из 13 главы его Послания к Римлянам.
Для начала обратимся к полному тексту цитаты:
«1Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.» (К Римлянам,13:1-6)
Какие мысли возникают при прочтении этого текста? Если их выразить одним словом, то это будет БЕЗНАДЕГА!
Потому что если нет власти не от Бога, то выходит, что и гитлеровский фашизм есть Божье установление?! Тем более, что у солдат Вермахта на ременных бляхах было написано знаменитое «С нами Бог»…
А большевизм, открытым текстом провозгласивший одной из своих главных целей борьбу с христианством и в пылу этой борьбы взрывающий культовые сооружения и преследующий священнослужителей всех конфессий и деноминаций?
А людоедский режим Сталина, уничтоживший десятки миллионов своих сограждан, многие из которых сложили свои головы исключительно за свою веру в Бога?
А нынешний путинский неофашизм, устами своих пропагандистов разжигающий ненависть и религиозную вражду ко всем, кто не является сторонником великорусского православного джихада?
Тут в результате отчаяния с ума сойти было бы можно, если бы не одно НО: вышеприведенная цитата взята из Синодального перевода Библии, который очень многими богословами и исследователями Священных Писаний считается, очень мягко говоря, не совсем точным.
Вот как выглядит тот же отрывок Послания к Римлянам в современном переводе (в скобках даны отсутствующие в оригинале, но очень важные для русского языка синтаксические дополнения):
«1. Всякая душа (даже персональные представители земных правительств) да будет покорна высшим властям (Божьему устройству), ибо нет власти, если не от Бога (то, что не покорно Богу, то не власть); существующие же власти от Бога установлены (утверждены Богом).
2. Посему противящийся власти (утвержденной Богом, покорной Богу) противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3. Ибо (покорные) начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых (на стороне добра). Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4. ибо начальник (только в том случае) есть Божий слуга, (если служит) тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, (если мне на добро) отмститель в наказание делающему злое (и, соответственно, поощряет делающих добро).

5. Вот почему ты должен подчиняться властям не только из страха перед Божьим наказанием, но и по совести.
6. Поэтому вы и налоги пла́тите, ведь (установленные Богом) власти, исполняя свои обязанности, тем служат Богу.» (К Римлянам,13:1-6)
Я не стану сейчас загружать вас утомительными сопоставлениями разных вариантов переводов с оригиналами текстов, не буду наскучивать вам нудными исследовательскими статьями на тему смыслового значения тех или иных слов из Библии – не буду делать всего того, чем я занимался на протяжении многих лет и продолжаю заниматься до сих пор, изучая Конституцию человеческой жизни Библию.
Скажу следующее: основная проблема подавляющего большинства прикрывающих свои безграмотность и невежество этой крылатой фразой состоит в том, что они – по незнанию ли или по злому умыслу – выдергивают ее из контекста, тем самым лишая библейского смысла и придавая ей совершенно искаженное, но очень выгодное самим цитирующим значение.
Смотрим первый стих:
Всякая душа (даже персональные представители земных правительств) да будет покорна высшим властям (Божьему устройству), ибо нет власти, если не от Бога (то, что не покорно Богу, то не власть); существующие же власти от Бога установлены (утверждены Богом).
Даже если убрать содержимое скобок, то все равно видно, что любая сила, на тот или иной момент Истории доминирующая в обществе в качестве государственного руководства, имеет право называть себя ВЛАСТЬЮ только в том случае, если она – ВНИМАНИЕ! – от Бога и установлена Им!!!
Если бы столь упоенно цитирующие искаженное «Всякая власть от Бога, и противящийся власти противится Богу» удосужились дочитать этот текст до четвертого стиха, то они с удивлением обнаружили бы условие, при котором власть можно считать Божьим установлением и утверждением:
«ибо начальник (только в том случае) есть Божий слуга, (если служит) тебе (заметь – не СЕБЕ, а ТЕБЕ!!!)на добро»!!!!!
Апостол Павел не один, а целых ДВА раза в столь коротком отрывке текста указал на этот признак – смотрим шестой стих:
«Поэтому вы и налоги пла́тите, ведь (установленные Богом) власти, исполняя свои обязанности, тем служат Богу»!
Для Великого Автора Библии донести эту информацию до человечества было столь важным, что Он ДВАЖДЫ повторил эту мысль:
«Власть только тогда считается Божьим установлением, если она служит Богу».
Так мы тоже служим Богу! – могут возразить мне оппоненты.
Серьезно?!
Вы и правда считаете, что пару раз в году постояв со скорбными физиономиями со свечечками в храмах, вы этим самым стоянием послужили Господу?!!!
Вы на самом деле верите, что пройдя крестным ходом в компании строго отобранных спецслужбами «прихожан» с ФСБшными ксивами в карманах, вы совершили акт настоящего священнодействия?!!!
Ошибаетесь.
Христос в своей проповеди ответил на вопрос учеников о том, когда они могли Ему послужить в темнице ли, в голоде или в больнице:
«Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих вы сделали для Меня». (Мф.25:40)
Настоящее служение Богу происходит отнюдь не в шикарных храмах с множеством торжественно-религиозной мишуры – истинное Богослужение всегда совершается ТОМУ Богу, который живет в виде Любви и Совести в каждом живом человеке.

И если государственная власть не служит Всевышнему, живущему в душах ее граждан – такая власть никак не может и не должна считаться Божьим установлением.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Воровство, ложь, лицемерие, злоба, зависть, ненависть, подлость, стяжательство, алчность, гордость и тому подобные атрибуты любого чиновника на всем постсоветском пространстве – что они имеют общего с Библейскими нормами жизни и поведения?
От КАКОГО БОГА пришла и КАКОМУ БОГУ служит власть, отнимающая пенсии у стариков и заставляющая своих солдат гибнуть за никому не понятные и не нужные бредовые идеи – а потом отрекающаяся от них и запрещающая матерям даже похоронить их по-человечески?
Вы и правда полагаете, что общество должно со смирением безгласного скота взирать на творимые этой властью беззакония, потому что купленные этой же властью попы всех мастей внушают этому обществу, что противиться этой власти есть грех?!!!
Так посмотрите, что по этому поводу говорит Библия:
2-е Коринфянам 6 Глава, ст. 14-15: » Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и дьяволом? Или какое соучастие верного с неверным?»
Вы задавали себе эти вопросы?
Вот спросите себя: Что общего у меня и этими беззаконниками из власти? Почему я должен молчать и своим молчанием покрывать их преступления, таким образом СОУЧАСТВУЯ в них? Может быть, я все-таки ОБМАНУТ и мне надо как-то иначе жить на белом свете?!
Поймите меня правильно – я никого не призываю к революциям, майданам, бунтам и тому подобным беспорядкам.
Христос к ним тоже не призывал.
Но Он в своих проповедях побуждал людей к протестам – не вооруженным, но очень эффективным.
Помните Его знаменитое «Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две.»? (Мф.5:41)
Чтобы правильно понимать суть сказанного, нужно немного знать исторический контекст того времени.
Согласно законам империи, легионеры Рима имели право заставить любого цивильного гражданина на оккупированных территориях нести их снаряжение на протяжении одного поприща (миля или примерно тысяча шагов).
НО ТОЛЬКО ОДНО ПОПРИЩЕ!
Превышение этого расстояния считалось очень серьезным дисциплинарным проступком, за который солдату грозили весьма крупные неприятности, одной из которых была порка розгами.
А теперь представьте себе ситуацию, в которой доблестный легионер пытается отнять свой скарб у навязывающего ему больно наказуемый сервис еврея – а тот, любезно улыбаясь, пытается пройти удвоенную дистанцию, подвергая вояку суровому наказанию.
А публика на это смотрит, пряча улыбки или в открытую насмехаясь над легионером.
Представили?
А если бы это приняло массовый характер? Ну чем не мирный протест, выставляющий на посмешище армию оккупантов и в итоге избавляющий израильтян от столь неприятной повинности?!
И таких примеров в учении Христа не один и не два – то же самое касается и темы подставления второй щеки, и снятия с себя нижней рубашки, и много чего еще, что по причине нехватки времени я не стану здесь обсуждать детально.

Как минимум, что должны делать порядочные люди, живущие под властью, которая не от Бога – это не бояться называть вещи своими именами.
Потому что Библия учит не мириться со злом, но противостоять ему!
Помните, за что казнили Иоанна Крестителя? Всего лишь за то, что он не смог промолчать, видя то, как царь его народа Ирод нарушает данные Моисею Божьи законы, уведя жену у своего брата.
Ну казалось бы: Иоанн! Ну чего тебе не хватает? Ты – авторитетный в своем народе пророк, чьи проповеди любит послушать даже сам царь! Чего ты на рожон-то лезешь?! Влияй на него своими речами – глядишь, Ирод и покается когда нибудь…
Но нет – компромисс с совестью и замалчивание беззаконий царя Ирода для Иоанна Крестителя оказался страшнее мученической смерти.
А для вас как?
Вы по-прежнему считаете, что всякая власть исходит всенепременно от Бога, и поэтому лучше будет не высовываться, в душе проклиная несправедливость и вымещая свою неудовлетворенность жизнью на тех, кто слабее вас – близких, подчиненных, соседях или животных?
Может, все не так, как вам внушали попы и вы поступаете очень некрасиво и неправильно?
Может, властью от Бога есть только те слуги народа, которое служит на пользу не СЕБЕ, а ВАМ, гражданам этого государства?
Подумайте над этим, серьезно подумайте…

Когда пытаются указать православному народу на то, что негоже выступать против властей, то чаще всего приводят слова Апостола Павла: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены. По сему противящийся власти противится Божью установлению.
Это правило, позволяющее властям калечить души наших детей, а нам велящее молчать и всё принимать, как волю Божью всего лишь неправильный русский перевод Священного Писания. А если быть точнее, то это масонский перевод Библейского Общества, сделанный в 19 веке.
У Апостола Павла в послании к Римлянам есть слова, которые переводят на русский язык, как “нет власти не от Бога” и “вся власть от Бога”. А вот первоисточник — церковно-славянский текст Нового Завета:
— Несть власть аще не от Бога. Сущие же власти от Бога учинены суть.
А это означает: Не есть власть, если не от Бога. Подлинные власти от Бога учреждены.
Сущие в старом русском языке – подлинные, истинные, настоящие.
Старинное русское выражение: сущая правда.
Молитва: Сущую Богородицу тя величаем.
То есть не признаётся власть, если она не от Бога.
Следовательно: Не всякая власть от Бога и не всякой власти надо покоряться, а только власти учреждённой Богом, христианской, а потому – подлинной. И только противление таким властям считает Апостол Павел противлением Божьему повелению. Таково исконное отношение Православия к власти, а будь оно иным, то никогда бы русские не одолели ига татарского, нашествия польского, нашествия французского, вторжения немецкого.
Православное сопротивление безбожной власти благословляется самим Господом, уничтожившим страх перед властителем. Читайте в Евангелии от Луки: — Когда приведут вас на сборище власти и владычества, не заботьтесь как и что говорить, Святой Дух научит вас в тот же час что подобает сказать.
Это по сей день одно из главных правил православного человека для которого служение Богу выше служения властям. И действует он так как поступали Святые Апостолы, обличавшие властителей и говорившие им: — судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более нежели Бога.
Слово о власти Святого Преподобного Иосифа Волоцкого: Царь есть Божеский слуга для милости и наказания людей. Если же царь царствует над людьми, а над ним самим царствуют скверные страсти и грехи, сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, и злее же всего неверие и хула, такой царь – не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или к лукавству, даже если он будет мучать тебя, или угрожать смертью, этому учат нас Пророки, Апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям.
Святой Патриарх Тихон рассылает народу призыв к сопротивлению большевистской власти: — Скажи народу, если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы погибнем, и Святая Русь погибнет с нами.
Архиепископ Андроник, расстрелянный большевиками: — Умоляю всякого русского, кто ещё хоть малость сохранил веру в Бога и Любовь к многострадальной и погибающей Родине. Умоляю всякого встать на защиту Церкви и России.
Святые Гермоген, Тихон, Архиепископ Андроник – они противились властям инородным, иноверным, безбожным и за то обрели от Господа венцы мученичества. Так почему же имея в нашей Церкви великие примеры стояния в вере Господу и любви к нации, мы должны мириться сегодня с властью чужеродных, безбожных властителей? И это смирение подкрепляется ещё и ссылкой на Святого Апостола Павла.
А как быть c властью антихриста? Его тоже придётся когда нибудь признать Божьим слугой? А ведь нас и готовят покориться власти Антихриста, и обосновывают это изо всех сил.
Так что будем, братья и сёстры, помнить слова Апостола Павла:
Несть власть аще не от Бога,
что значит —
НЕ ВЛАСТЬ ЕСЛИ НЕ ОТ БОГА.
И будем действовать сообразно этим словам.
Доктор филологических наук, профессор Татьяна Миронова
Homeru.Com

Слово Божие (цитаты из Библии)

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. 1Тим.5,17

Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения. Ек 10,17

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Рим.13,1

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Рим.13,2

Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. Лк. 22,53

..ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Рим.13,4

И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Рим.13,5–6

Начальствующего в народе твоём не злословь. Деян.23,5

От Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Прем.6,3

..но начальствующим предстоит строгое испытание. Прем.6,8

Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки. Прем.6,21

Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. 1Пет.2,13–14

Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Рим.13:34

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. 1Тим.5,17

Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. 1Тим. 2:1–2

Нет власти не от Бога!

Андрей Десницкий

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению»– эта цитата из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2) и некоторые другие, подобные ей, стали очень популярны в декабре минувшего года. Вывод из них делается вполне однозначный: христианину недопустимо хоть в чем-то противодействовать или даже возражать законным властям своей страны, например, выходить на митинги. Но, с другой стороны, разве не бывает так, что существующие власти требуют от христианина чего-то, противного его совести? В истории мы находим немало таких примеров.

Раннехристианские мученики были официально преследуемы за государственные преступления: они отказывались приносить жертву богам, в том числе и императору. Им никто не запрещал верить в Христа, даже не заставлял их всерьез верить в Юпитера или Зевса, надо было только поучаствовать в обязательном для всех подданных империи культе, хотя бы чисто символически. Они шли на смерть, не желая лицемерить.

А новомученики в нашей стране? Они тоже уклонялись от исполнения всяких декретов Совнаркома, отменявших христианство на территории Республики Советов. И в этом нет ничего нового, в Новом Завете прежде Послания к Римлянам идут Деяния Апостолов, и вот какой ответ апостолы дали Синедриону, вполне законному органу власти, на требование прекратить свою проповедь: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (5:29).

Тогда, может быть, принцип тут такой: полностью подчиняться любому повелению властей кроме тех случаев, когда они требуют лично от тебя чего-то противного вере и Божьей воле?

Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу (Мазолино да Паникале, 1435)

Но раскроем Евангелие, оно идет в самом начале Нового Завета, и первым упомянут в нем Иоанн Креститель… Все помнят, что он был казнен царем Иродом, но за что именно? За то, что обличал его нечестивый брак: Ирод увел жену у собственного брата. Зачем Иоанн вмешался в это частное дело, ведь царь ничего от него не требовал, и, более того, «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (от Марка 6:20). Не лучше ли было использовать это расположение, чтобы повлиять и на самого царя, а через него – на жизнь во всей стране? Зачем было идти на принцип, обострять отношения, да так, что дело кончилось казнью? Может быть, Иоанн Креститель был религиозным экстремистом?

Но давайте посмотрим на историю Византии, где существовала или, по крайней мере, провозглашалась «симфония властей», светской и духовной. Впервые ее идеал был выражен в введении к 6-й новелле Юстиниана (IV век):

«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием – это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие».

Обратим внимание на условие: священство должно быть беспорочно, а царство – правильно и упорядочено, иначе никакого согласия быть не может.

В византийской истории бывало между двумя этими властями согласие, но бывало и иное. Как ласково и благожелательно приняла в Константинополе императорская чета, Аркадий и Евдоксия, знаменитого проповедника, святителя Иоанна Златоуста, и с каким жаром обрушил он на их головы свои проповеди! А когда его просили уняться, когда грозили ему карами, ответил он прямо с амвона: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Это напрямую сказано об императрице.

И по какому, интересно, поводу обострился конфликт? Да по самому ничтожному: серебряную статую императрицы установили на ипподроме, чтобы потешить матушку-государыню, воздавая ей почести.

И это далеко не единственный пример… Вот император Лев VI, нарушив церковные обычаи и гражданский закон, изданный его отцом Василием I, вступил в четвертый брак. Как и в случае с Иродом, и с Евдоксией – казалось бы, его частное дело. Но когда император во главе торжественной процессии на Рождество 906 г. отправился в собор Святой Софии, патриарх Николай Мистик захлопнул перед ним двери храма и при всем народе обличил его грех.

Еще один подобный эпизод связан с именем Михаила Палеолога, ослепившего в 1261 г. своего формального соправителя и единственного законного наследника престола Иоанна IV, тогда еще ребенка. Этот было не только зверством, но и клятвопреступлением, ведь прежде Михаил поклялся не причинять вреда мальчику-наследнику. Церковь не могла согласиться с таким поступком; император, не желая принимать обличений, после долгих споров низложил сперва законного патриарха Арсения (1265 г.), потом и собственного ставленника Германия (1266 г.), но все же в 1267 г. ему пришлось публично каяться в своем грехе перед третьим патриархом, Иосифом.

Откуда такая неуступчивость и принципиальность? Ну что стоило промолчать, да еще и оправдать свое молчание цитатой из апостола… И как вообще совместить эти протесты с той самой цитатой? Как же спорить с властью, если она от Бога?

Тот же святитель Иоанн Златоуст вполне ясно разрешил эти недоумения в своем комментарии на это Послание:

«Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».

Иными словами, христиане не призваны поддерживать любую наличную власть во всех ее действиях, они обязаны уважать ее законные требования, и только. А как же соотнести этот самый установленный Богом принцип власти, как его трактует Златоуст, с конкретным государственным устройством, явно несовершенным, и с конкретными правителями, явно небезгрешными. Что же, сказать, что нам важен лишь общий принцип, а люди и учреждения нам безразличны?

Вовсе нет. Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст, Николай Мистик и многие другие обличали властителей именно потому, что те были им небезразличны. Заметим, что они при этом не устраивали дворцовых переворотов или революций.

Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)

Точно так же и в России святитель Тихон решительно анафематствовал в 1918 г. большевиков, но отказался явно поддержать Белое движение: гражданская война не может получить христианского благословения.

Точно так же апостолы не пытались свергнуть Синедрион, а мученики не поднимали восстания против римского владычества. Их оружием было слово, а не меч.

Формы государственного устройства переменчивы, и в самих этих переменах мы видим проявление Божьей воли. Церковь свидетельствует об этом в Рождественской стихире монахини-поэтессы Кассии:

«Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единым царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

Действительно, христианская проповедь смогла распространиться по всему Средиземноморью только потому, что это была территория единого государства с развитой инфраструктурой. Если бы вместо Рима на этой территории сохранялось множество мелких царств, воюющих друг с другом, сделать это было бы намного труднее. Сам апостол Павел попал в Рим, воспользовавшись своим правом римского гражданина просить суда у императора – он, кстати, не колеблясь, напоминал власти о своих законных правах, когда это помогало делу проповеди.

Несомненно, была Божья рука и в том византийском государственном устройстве, которое мы сегодня связываем с понятием симфонии, была она и в том, что это устройство прекратилось. И революции, и гонения, и бедствия – они тоже происходят не без Божьей воли, хотя здесь мы скорее привыкли говорить о «попущении»: Бог позволил свершиться злу, которое замыслили люди. Трудно не увидеть волю Божью и в том, что сегодня наша страна, как и большинство ее соседей, живет по демократической конституции, нравится нам это или нет.

Каков же общий христианский принцип отношения к власти? Если она противится христианству, христиане должны оставаться собой, исполняя ее требования в той части, которая не противоречит их христианской совести. Зло и насилие побеждается добром, а не ответным насилием, учил в Нагорной проповеди Христос. Это трудно исполнить, но вполне легко понять.

А вот как быть в тех случаях, когда власть считает себя христианской или хотя бы сочувствует христианству? Сотрудничать с ней, но неукоснительно напоминать ей о законах, если она их нарушает, даже там, где это не затрагивает лично нас.

Что нам, казалось бы, до незаконных браков царя Ирода или императора Льва, не лучше ли промолчать в таких случаях? Но ведь самую резкую отповедь Христа в Евангелии получало религиозное лицемерие: живешь в свое удовольствие, но делаешь вид, что соблюдаешь все законы. Так что поступать по принципу «нас не трогают, вот и мы не высовываемся», конечно, можно, только в этом нет ничего от апостольской заповеди. Точно так же не имеет отношения к христианству и революционный пафос «весь мир насилья разрушить, а затем» построить мир еще более жуткого насилья.

Мирно, но твердо напоминать властителям о тех нормах и законах, которые они на словах сами признают для себя, но не спешат на деле исполнять – вот это вполне по-христиански.

Как понимать утверждение Всякая власть от Бога? Стоит ли повиноваться любой власти?

Спрашивает Ольга
Отвечает Александра Ланц, 06.09.2010

Здравствовать вам во Христе, Спасителе нашем, Ольга!
Давайте сначала раз и навсегда убедимся в том, что любая власть, действительно, от Бога.
«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным…»(Дан.2:20-21)
«Славьте Господа господствующих…»(Пс.136:3) Иными словами: славьте Того, Кто господствует над всяким господином.
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей»(Пс.118:9).
«Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных»(Пс.76:12).
«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает»(Пс.103:19)

Помните, как кичился своею властью Понтий Пилат? «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»
Что ответил ему Иисус? «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19:10-11)
Павел, написавший: «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены», очень хорошо знал Пятикнижие и Пророков, поэтому он вполне отдавал себе отчёт в том, что говорил.
Да , всякий царь, всякий начальствующий получил возможность начальствовать именно от Бога. Бог предписал этим людям быть управляющими над другими людьми. Библия предоставляет нам множество примеров, подтверждающих это, как и то, что…
1) Бог не предопределил ни для одной власти быть выше Него;
2) то, что люди делают с данной им властью, — это выбор людей, а не Бога;
3) то, что Бог кому-то даёт власть, совершенно не означает, что Он одобряет действия власти;
4) давая власть тем или иным людям, расставляя силы властвующих так или иначе по Своему усмотрению, Бог преследует Свою цель, которая превыше всякой цели, – спасение для Вечности тех, кого ещё можно спасти;
5) через поставленные власти, Бог поставляет людям не законы, а только способ управления в обществе, которое не желает признавать Его как Единственного Законного Правителя надо вся и всеми.
Таким образом, мы видим следующую картину…
Бог превыше всех и вся.

Всё, что Он Своею властью совершает на земле (в том числе и кого поставляет правителями), направлено в одну точку: спасти для Вечности как можно больше людей.
Возможно, для вас это звучит парадоксально, но пожалуйста, не торопитесь отбросить эту мысль. Давайте попробуем понять её. Когда человек склонен искать Бога: когда ему хорошо и удобно или когда ему плохо и тяжело? Безусловно, я соглашусь с тем, что как правило, люди, которые попадают в ужасные ситуации, склонны начинать свои поиски Правды с обвинений в адрес Творца: «Зачем Ты меня сюда завёл? Зачем Ты дал власть идиоту, который мучает меня и всю мою страну? Ты глупый и злой бог! Потому что мудрый и добрый никогда бы не позволил мне, такому хорошему, и моей такой прекрасной стране, страдать. С какой стати я буду спокойно взирать на то, что эта гадкая власть творит надо мной и моими согражданами?»
Да, Вседержитель, дающий власть Гитлерам и Иродам, хорошо знает, на что идёт, он прекрасно понимает, сколько грязи будет вылито на Него из-за этого, но Он всё же не останавливается. И слава Ему за это! Потому что именно в тяжкие времена люди получают возможность подвергнуть проверке свои жизненные установки и увидеть, действительно ли они такие добрые, пушистые и справедливые, как думают о себе. Только во времена тяжких испытаний, когда плоть наша страдает, когда мы оказываемся перед лицом смерти, мы начинаем задумываться о смысле жизни и о возможном существовании Того, Кто точно знает этот смысл.
«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл.7:14).
Да, Бог даёт нам Хусейнов и Сталиных так же, как тех, кто в своём правлении подобны Соломону, и делает Он это для того, чтобы когда каждый из нас предстанет перед Великим Судьёй, у нас не было возможности воскликнуть: «Почему ты не стучал ко мне? Почему не наказывал меня, почему на пытался обратить моё внимание на то, что Ты – сила, и Ты – Главный во всём и вся?»
В день Суда ни у одного человека даже мысль такая не появится, потому что Бог всегда делает всё, чтобы достучаться до наших каменных сердец, до наших обросших гордостью мозгов. Даже если для этого Ему надо поставить в начальствующие Робеспьера или Берию, даже зная, что это Его действие породит реки и моря проклятий в Его адрес, Он делает это, потому что люди, за очень редким исключением (если исключения, вообще, существуют) не способны понять свою абсолютную слабость и никчёмность своей безбожной жизни, когда у них всё хорошо.
Любое Божие установление, любое Его действие, каким бы ужасным оно ни казалось нашему плотскому сознанию, всегда нацелено только по одной мишени: помочь хотя бы некоторым повернуться к Нему и начать искать спасительные ответы у Него, Того, Кто обладает абсолютной и бесконечной силой и мудростью.
Теперь, помня всё вышесказанное и осознавая, что в послании к римлянам Апостол обращается к христианам, а не к властям и начальникам, давайте прочитаем слова Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2).
Дорогие друзья, называющие себя последователями учения Христа, т.е. христианами, имейте ввиду, что если вы хулите власть, при которой живёте, если вы пытаетесь бунтовать против неё, сменить её собственными усилиями, если строите заговоры и сеете в других людях недовольство властью, то вы тем самым противитесь плану, исполняя который, Бог пытается спасти от грехов и для Вечности ваших сограждан. Выступая против начальств, вы сами навлекаете на себя их гнев и, что более страшно, осуждение со стороны Бога.
Давайте поймём, что слова Павла обращены не ко всякому человеку, а к тому, кто считает себя христианином, т.е. тем, кто раз и навсегда избрал для себя быть под господством Христа.
Слова Павла не утверждают правоту того или иного правительства или того или иного закона, изданного правительством, но только мысль о том, чтобы христиане не пытались свергнуть установленную власть, не бунтовали против неё, потому что когда Бог исполнит всё задуманное по спасению для Вечности каждого отдельного человека, Он совершенно спокойно сменит всех правителей Сам, в том порядке, в то время и так, как это будет лучше для работы плана спасения (1Цар.26:9-10).
У настоящего христианина нет причин бояться светских властей, будь они предводимы Гитлером или Соломоном. Тот, кто реально живёт по Закону Всевышнего, кто руководится Его волей и любовью, никогда не окажется в такой ситуации, когда светские власти будут иметь право справедливо осудить его. А вот если «делаешь зло, бойся, ибо он (*представитель власти) не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
Да, частенько отмстители либо пренебрегают своими обязанностями, либо узурпируют их, но Павел сейчас говорит не об этом. Он просто утверждает, что всякая власть на то и власть, чтобы наказывать людей за зло. Если ты, называясь христианом, творишь зло (скрываешь налоги, приворовываешь, распространяешь клевету и пр.), то бойся власти (Рим.13:7).
А если творишь Добро, как дышишь, живя по заповедям Божиим, то тебе совершенно нечего бояться светский власти, потому что если она придёт разорять и убивать тебя, если она предъявит к тебе несовместимые с твоей верою условия, ты совершенно точно знаешь, что все её действия направлены, собственно, не против тебя, а против Того, Кому ты служишь. И страдаешь ты не от того, что совершал какое-то зло против установленной власти, а от того, что поставленные властвовать над тобой предались сатане настолько, что начали преследовать Христа в каждом Его ученике: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь»(1Петр.4:15-16).
Простите, что получилось так длинно, и простите за то, что только сейчас перехожу к существу вашего вопроса, но я уверена, что без тех предварительных объяснений, я в принципе не смогла бы даже попытаться сказать вам то, что сейчас собираюсь сказать.
Итак, Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям…». Нам кажется, что здесь Павел требует от христиан исполнять всё, предписываемое светской властью, даже если оно противоречит Высшему Закону. Однако, Павел призывает нас быть покорным властям, а не безбожным законам, которые они могут установить.
Любая власть, которая здесь на земле устанавливает законы, говорит людям: «если не исполняешь – накажу». Видите ли вы здесь две возможности покориться власти?
Первая возможность. Начать покоряться, исполняя всё, чего она требует, даже если её законы злы и противны Богу.
Вторая возможность. Принять наказание, которое она предусмотрела для тех, кто не желает исполнять её установления. Не бунт против неё устраивать, а принять от неё наказание. Покорность? Безусловно.
Например, власть говорит: «если ты не донесёшь на своего соседа, когда он ругает правительство, то я, обнаружив это безобразие, накажу тебя несколькими годами лагерных работ в Сибири». Настоящий христианин понимает, что не может исполнить это повеление власти и продолжает жить по Закону Вседержителя, готовый в любой момент покориться наказанию от властьпридержащих… и по сути покоряется власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям…»
Или такой пример из рабовладельческих времён Америки. Тогда существовал закон, требовавший от любого человека прилагать все усилия для возвращения беглых рабов их хозяевам. При этом слово Божие недвусмысленно утверждает: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего»(Втор.23:15) Соответственно, было продумано и наказание за нарушение данного закона. Те, кто следовали Библии, покоряясь Власти Бога, как Единственного Истинного Законодателя, одновременно покорялись и светской власти, безропотно принимая от неё наказание, если она обнаруживала их «противозаконные», с её точки зрения, действия.
Христианин не станет оказывать сопротивление существующей власти, которая желает забрать у него дом, разрушить его семью, а его самого сгнобить в концлагере только потому, что он не может исполнить её, противоречащие Закону бога требования. Да, христианин должен и даже обязан помогать людям, представителям власти понять, что они поступают вопреки Высшему Закону, что они совершают неправедные действия и тем самым собирают себе на голову горящие угли на День Суда, христианин должен по мере сил и данных ему возможностей помогать начальствующим, как и всем другим людям, обратиться к Богу, чтобы быть спасёнными для Вечности, но у него нет права восставать против существующей власти с целью её свержения. Не он её устанавливал, поэтому не ему возмущаться против неё и не ему свергать.
Я отдаю себе отчёт в том, что предыдущий абзац мог снова вызвать в вас волну несогласия, ведь наше плотское существо так хочет жить удобно и спокойно, так хочет, чтобы всякий покушающийся на его благополучие, был бы наказан, а благополучие восстановлено. Но вновь прошу вас попробовать отодвинуть от себя эту волну и вспомнить пример Того, Кто всегда оставаясь верным только Закону Неба, при этом был покорен существующей светской власти, от которой и предательство и смерть Свою принял, отдав её действия на суд Того, Кто сказал: «Мне отмщение, и Я воздам!»(Рим.12:18)
Христос пострадал несправедливо и всё же не высказал сопротивления! «Он истязуем был, но страдал добровольно, не открывая уст Своих; как овца, ведён Он был на заклание, и, как агнец пред стригущими Его, безгласен, так Он не отверзал уст своих»(Ис.53:7)
С уважением,
Саша

Всякая власть от бога

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *