Ивановский женский монастырь.

Ивановский женский монастырь в Москве известен как одно из самых мрачных мест. Точная дата возникновения Иоанно-Предтеченской обители неизвестна, а первое документальное упоминание относится к 1604 году. По одной версии – монастырь был основан в Китай-городе еще во времена правления Ивана III (конец 15 — начало 16 века). Согласно второй версии — Ивановский монастырь был построен Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Иногда годом основания монастыря называют 1540 год, хотя точных подтверждений этому не существует. Судя по архитектурным особенностям, первоначальная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была построена в 14-15 веках. Предание гласит, что в день освящения этой церкви, Елена Глинская родила сына, и назвала его в честь Иоанна. Ужасная гроза, бушевавшая в тот день, будто напророчила вторую часть имени будущего государя, прозванного Грозным. Известно, что устав Иоанно-Предтеченского монастыря отличался особой строгостью.

От имени главного собора получил название и сам монастырь. В народе обитель прозвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Крестителя является днем строжайшего поста.

Вплоть до 1764 года Ивановский женский монастырь в Москве не имел крепостных, а существовал на пожертвования верующих, царской семьи и состоятельных покровителей. Особое уважение монастырю оказывала семья первых Романовых, которые не только обильно жертвовали на монастырские нужды, но и часто посещали обитель.

Но Ивановский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто совершали насильственный постриг над многими женщинами знатного происхождения. Их семьи передавали монастырю значительные средства на содержание своих родственниц. Именно в этот монастырь под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Из Раскольничьей конторы сюда доставляли своих узниц. Раскольниц, истерзанных пытками, также привозили под покровом тайны. Затем их содержали в «каменных мешках» под надзором монахинь.

В числе знаменитых узниц Ивановского монастыря была Дарья Николаевна Салтыкова – Салтычиха. Здесь жестокая помещица, вошедшая в историю садистскими издевательствами над крепостными женщинами (среди жертв было лишь несколько мужчин и один мальчик), провела половину своей жизни. Салтычиха в течение 6-7 лет замучила до смерти приблизительно 140 человек, в том числе и детей не старше 12 лет. Конец зверствам Салтычихи был положен в 1762 году, когда ее беглые крестьяне Ермолай Ильин, потерявший трех жен, которых забила до смерти помещица, и Савелий Мартынов подали жалобу Екатерине II, только вступившей на престол.

По приказанию императрицы дело было расследовано, Салтычиху предали публичной гражданской казни, а затем заточили в Ивановском монастыре. Для содержания душегубицы специально выстроили сруб без окон, а на входе всегда стоял стражник. Покаянная келья, как называли темницу, была вырыта в грунте, высота помещения не превышала трех аршин (2м. 10 см.). Таким образом, пленница все время проводила в темноте, лишь на время приема пищи ей приносили огарок свечи. Прогулки и разговоры с кем бы то ни было также были под запретом, нельзя было отправлять и получать корреспонденцию. Лишь настоятельница имела право говорить с Салтычихой для спасения ее души. Во время церковных служб Салтычиху выводили в место, где она могла бы слышать моление. В таких условиях помещица прожила 11 лет, а затем ее жизни наступили некоторые послабления, в частности, ее перевели в помещение с окошком, через которое желающие могли поговорить с пленницей. Скончалась бывшая помещица в 1801 году. Ивановская обитель была известна как острог для лиц исключительного положения. Узниками монастыря часто становились знатные, а иногда и царственные особы. Сюда была переведена из Покровского монастыря, что во Владимире, насильственно постриженная в монахини Пелагея Михайловна – вторая жена старшего сына Ивана Грозного. В 1610 году здесь была пострижена в монахини Мария Петровна Шуйская, которую насильно разлучили с мужем, царем Василием Ивановичем Шуйским.

Еще одна знаменитая пленница Ивановского монастыря – княжна Тараканова. Причем, это была не самозванка, арестованная в Европе Алексеем Орловым, а настоящая княжна. До достижения 11 лет дочь императрицы Елизаветы воспитывалась в России, а затем была отправлена в Голландию. За пределами России княжна жила под вымышленным именем до 40 лет, а по возвращении в Россию имела аудиенцию у императрицы Екатерины II, после которой согласилась удалиться от мира, чтобы не послужить оружием в руках противников власти. В двухкомнатной келье с окнами во двор княжна Августа (в иночестве Досифея) прожила 25 лет вплоть до своей кончины. Заточение княжны было в меру строгим и даже сопровождалось комфортом. В келье была изразцовая печь, а в услужении монахини была одна келейница, проживавшая в прихожей. Помимо суммы, назначенной казначейством, на содержание таинственной инокини поступали значительные суммы от дарителей, желавших остаться неизвестными. Со временем инокиня Досифея привыкла к своему положению, средства, которые были излишними раздавала бедным, жертвовала на строительство церквей. В годы царствования Павла I были разрешены посещения монахини Досифеи, и к ней иногда приходили гости. Погребена инокиня Досифея в Новоспасском монастыре – усыпальнице рода Романовых. Надгробная часовня на ее могиле, построенная спустя сто лет после ее смерти, сохранилась до сих пор у восточной стены монастыря. В Ивановском монастыре жила и блаженная схимонахиня Марфа.

Постепенно Иоанно-Предтеченский монастырь из своеобразного острога превратился в обитель призрения для обездоленных. В монастыре были открыта иконописная школа, появились ясли для детей-подкидышей. Кроме того, здесь работало множество различных мастерских: швейная, башмачная, рукодельная с золотошвейной и ризничей для вышивания и изготовления облачения и церковных принадлежностей. Существовали классы церковного песнопения. Монахини с хорошим образованием занимались обучением неграмотных церковному чтению и Закону Божьему.

В 1812 году Ивановский монастырь оказался в центре бушующего пожара и сгорел дотла. На восстановление монастыря требовались значительные средства, поэтому обитель в 1813 году упразднили, отстроив только старинный собор и ряд келий. В кельях поселили работников Синодальной типографии. Собор превратился в приходскую церковь, а монахинь расселили по уцелевшим монастырям Москвы. Только в 1860-1879 годах монастырь был заново отстроен по проекту архитектора Быковского в стиле нео-ренессанса.p>

В русско-турецкую войну 1877 года в Ивановской обители работал лазарет для раненых, была открыта духовная библиотека. На монастырском погосте находились могилы известных в Москве семейств: Засекиных, Волконских, Волынских, Оболенских, Ордин-Нащокиных, Шаховских, Щербатовых.

В 1918 года Ивановский женский монастырь закрыли, а все его строения перешли к ВЧК-ОГПУ-НКВД. Какое-то время в них размещалась школа НКВД, а затем – заочная высшая юридическая школа, где она находится и сейчас. В 80-х годах монастырский собор занимал Центральный государственный архив Московской области.

В 1992 году часть бывших монастырских помещений была передана Братству святого князя Владимира. Также была открыта православная гимназия, а в больничном корпусе начала работать богадельня. В церкви святой Елизаветы возобновили богослужения. В 2002 году монастырь вновь стал действующим.

В начало

Свято-Веденский монастырь – женская обитель вокруг Красной церкви

Адрес: Россия, Иваново, ул. Базисная, 23
Дата основания: 27 марта 1991 год
Архитектор: Беген П.Г., Снурилов А.Ф. (руководитель строительством), Русакомского И.К. (архитектор колокольни)
Координаты: 57°0′39″N 40°59′21″E
Основные достопримечательности: церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Святыни: чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница», мощи священномученика Владимира (Введенский) и блаженного Алексия Елнатского, ряса праведного Иоанна Кронтшадтского
Объект культурного наследия Российской Федерации

История Свято-Введенской обители началась в марте 1991 года, но создана она была не на пустом месте. С начала XX века в городе уже стоял храм, который за цвет стен называли Красной церковью. Именно он стал центром нового монастыря. Среди других обителей Введенскую отличает активное социально служение. Монахини посещают заключенных в тюрьмах и колониях, помогают инвалидам, детям-сиротам, а также людям, страдающим наркотической зависимостью и больным СПИДом.

Вид на Свято-Веденский монастырь с Шереметевского проспекта. Слева направо: колокольня, юго-западная башня ограды, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек. Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске. Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Красная церковь)

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

История обители

Основателем и духовным руководителем монастыря стал архимандрит Амвросий (Юрасов). В 1990 году его назначили настоятелем возвращенного верующим Введенского храма. А годом позже приход этой церкви по указу патриарха обратили в женский монастырь.

Несколько лет членам приходской общины и добровольным помощникам пришлось восстанавливать Введенский храм, возводить новые кельи и обустраивать монастырскую территорию. Они разбирали перекрытия, сделанные в церкви в годы существования архива, выносили из зданий старые стеллажи и мусор, и устанавливали кресты на куполах. Много времени заняло создание двух новых резных иконостасов и написание для них икон.

Сегодня Введенскую обитель отличает активная миссионерская деятельность. Для малоимущих горожан в монастыре организуют благотворительные обеды. Монастырь активно занимается издательской деятельностью — здесь выпускают газету «Слово утешения», издают православные книги и буклеты. Кроме того, все желающие могут получить необходимый совет, позвонив на созданный в обители телефон доверия.

Вид на купола Введенской церкви

Архитектурные памятники на территории обители

Современный монастырский ансамбль отличает цельность архитектурного решения. Он построен в русском стиле, но имеет отдельные элементы эклектики. Лицевая кладка всех его зданий сделана из красного кирпича, что и определило неофициальное название обители – Красная церковь.

Архитектурной доминантой всего комплекса является бесстолпный пятиглавый Введенский храм, который стоит прямо по центру огороженной монастырской территории. Он является памятником архитектуры начала XX века. Основной объем этой церкви — двухсветный куб с полукруглыми алтарными абсидами. Внутреннее пространство храма представляет собой прекрасно освещенный просторный зал.

Церковную кровлю венчают пять массивных, чуть сплющенных луковичных глав. Ее входы декорированы арочными проемами. Окна на фасадах также украшены арками. Кроме того, храм богато декорирован самыми разными по размерам и формам колонками, ширинками, кокошниками, декоративными зубчатыми поясками и многоступенчатыми карнизами, в которых использованы мотивы византийского зодчества.

Помимо храма, в монастыре стоит дом притча, который был выстроен в восточной части участка в 1909 году. Этот дом выглядит очень оригинально. Он представляет собой здание в два этажа, поставленное углом, и отдаленно напоминает боярские палаты XVII века. К скругленному угловому выступу пристроена круглая башня, с живописным завершением в виде шатра, и внутри нее есть лестница. Прямоугольные окна дома притча отделаны наличниками и другими элементами, повторяющими декор Введенского храма.

Вход в Введенский храм

Монастырскую ограду построили в 1912 году. Она состояла их кирпичных столбов и металлических кованных решеток между ними. Интересно, что решетки в разных частях ограды имели различный рисунок. С трех сторон в ограждении были установлены богато декорированные ворота, а на двух углах – башенки, которые по убранству гармонировали с башней здания притча.

Когда в 1990-е годы приступили к созданию нового монастыря, опорные столбы ограды встроили в стены новых монашеских корпусов, а решетки сняли. В это же время над западными воротами появилась невысокая колокольня со звонницей, которую соорудили по проекту архитектора И.К. Русакомского.

Как доехать

Монастырь расположен в центре Иваново, на ул. Базисная, 23. Его территория находится в 1 км от железнодорожного вокзала – в одной остановке общественного транспорта.

Вид на южные ворота с привратными башнями, 2-й келейный корпус

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать за 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города до монастыря дорога занимает около 15 минут и проходит по улицам Лежневская, Бубнова, Садовая и Шереметьевскому проспекту.

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново расположен в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до монастыря ходят автобусы № 12, 14, 15/4, 20, 32, 120, 129, троллейбусы № 2, 6, 9, 11 и маршрутные автобусы № 18, 129, 135, 144 (остановка «Свято-Введенский монастырь»). От железнодорожного вокзала до обители за 15 минут можно дойти пешком или подъехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

Введенский монастырь Иваново

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *