ЗАКОН БОЖИЙ

Предисловие ко 2-му изданию

Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.

3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.

Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, — будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.

В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, — дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, — школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.

Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.

Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.

В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.

Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: «видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).

Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.

Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «…в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).

А в следующей главе говорится: «…и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).

С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.

Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней…», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.

Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.

Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, — значит были не наши дни. Какие были дни творения — неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.

Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:

– Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!

– А например?

– Например, хотя бы история исхода евреев из Египта — Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…»

Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.

В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.

В книге «Исход», в которой находится историческое описание перехода Израильтян через Чермное море, в главе 14-й этой книги сказано следующее: —

>Православная электронная библиотека

Главная / Все авторы

протоиерей Серафим Слободской

Видя духовный голод в послевоенной русской эмиграции, особенно в среде тогдашнего молодого поколения, росшего при советской власти без какого-либо религиозного воспитания, отец Серафим взял на себя труд составления пособия по Закону Божию. Ныне этот учебник хорошо известен не только в эмиграции, но и по всей России.

Серафим Слободской родился в 1912 году под Пензой в семье настоятеля сельской церкви, репрессированного в конце 1930-х годов. Будущий пастырь с детства рос при церкви. По окончании средней школы получил художественное образование и работал по специальности в Москве. Во время второй мировой войны попал в батальон лишенцев, прошел через немецкий плен и после войны остался в Мюнхене.
В 1951 году Серафим Слободской был рукоположен во иерея и вскоре назначен вторым священником в Свято-Отеческий храм в Нью-Йорке. Через короткий срок он переводится в Покровскую общину города Наяк близ Нью-Йорка.
Еще во время войны у Серафима Алексеевича зародилась мечта построить храм, если Бог выведет его невредимым из всех перипетий военного времени. Покровский храм, который батюшка воздвиг в Наяке, явился воплощением этой мечты. Отец Серафим не покладая рук трудился над его созданием, причем не только как администратор, но и как простой чернорабочий — кладя цементные блоки, возя тачки и т. д.
Отпуск отец Серафим брал весьма редко и проводил его в трудах по воспитанию молодежи, будучи духовным руководителем православного летнего лагеря.
Видя духовный голод в послевоенной русской эмиграции, особенно в среде тогдашнего молодого поколения, росшего при советской власти без какого-либо религиозного воспитания, отец Серафим взял на себя труд составления пособия по Закону Божию. За неимением свободного времени батюшка часто писал свой учебник по ночам. Работа получила высокую оценку священноначалия РПЦЗ — за нее отец Серафим был награжден сразу камилавкой и золотым крестом вне очереди. Ныне этот учебник хорошо известен не только в эмиграции, но и по всей России.
Постоянное напряжение сил подорвали здоровье батюшки, и 5 ноября 1971 года протоиерей Серафим ушел в вечность. Архиепископ Аверкий (Таушев, + 1976 г.), будучи тяжело больным, восстал с одра болезни и прибыл лично проводить батюшку «в путь всея земли». Отпевание отца Серафима в Покровском храме, продолжавшееся четыре часа, владыка совершил в сослужении восемнадцати священников, приехавших отовсюду.

В современной России

После распада СССР этот предмет стал преподаваться в массово открывавшихся при православных храмах воскресных школах. Время от времени звучали предложения ввести преподавание этого предмета в общеобразовательных школах как факультативный. Но всякий раз это вызывало критику, и подобный проект нигде в России реализован не был.

В 2010—2012 годы в России был введён курс Основ религиозных культур и светской этики, в рамках которого предусмотрен модуль «Основы православной культуры». По мнению некоторых критиков, учебные предметы «Основы православной культуры» и «Основы ислама», носят характер «Закона Божия». Сторонники преподавания этих предметов в России, как правило, оспаривают это, говоря о их светском и культурологическом характере.

Книга

«Закон Божий» — классический учебник протоиерея Серафима Слободского для наставления в Православной вере. До сих пор ни один учебник по Закону Божию не имеет такой популярности, как эта книга, написанная ещё в 1957 году для русской эмиграции в Америке. При поступлении во многие Семинарии РПЦ, от абитуриентов на вступительном экзамене требуется показать свои знания основ православного вероучения, полученные при внимательном прочтении этой книги.

Закон божий серафим слободской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *