Заповеди Нового Завета. Нужно ли исполнять десять заповедей в наше время? 1Ин.5:3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Ин.14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Ин.14:21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. 1Ин.2:3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 1Ин.2:4 Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 1Кор.7:19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих. О чем здесь говорится? И какие заповеди нужно соблюсти, чтобы это было любовью к Богу? Во времена Ветхого Завета это было проще понять, поскольку Бог дал человеку заповеди, Десятисловие, соблюдение которого и было выражением любви к Богу. Кто любил Бога, веровал в Его слово и желал быть угодным Ему, тот всем сердцем своим стремился соблюсти заповеди Господни, не из страха наказания, но из любви и послушания. Но, имея в себе закон греха и смерти (Рим.8:2; Рим.7:23), человеку нужно было очень постараться, чтобы чисто исполнить заповедь: “не укради”, “не убивай”, “не пожелай чужого”… В этом завете можно увидеть одну характерную деталь: человеку вменялось действие: ему нужно было стараться, то есть само действие шло от человека; будет он стараться — хорошо; не будет — не сможет он унаследовать благих обетований Божиих: “Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, я, который заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею” Втр.30:15-16, “Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею” И.Н.22:5, “Посему всячески старайтесь любить Господа, Бога вашего” И.Н.23:11. Но вот, пришел Христос, и Новый Завет снова говорит о соблюдении заповедей Божиих, утверждая, что соблюдение их есть любовь человека к Богу. Значит ли это, что ничего не изменилось? Что любовь к Богу снова, как и тогда, выражается соблюдением Десятисловия? Конечно, нет, иначе для чего была смерть Христа, если сама суть Ветхого Завета осталась без изменения?! Еще перед смертью Своей уча, Христос говорил о будущем, то есть о Новом Завете, который должен был прийти Его воскресением: “Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” Мтф.5:20. Праведность книжников и фарисеев была беспорочна по закону, как и праведность Савла, гонителя и хулителя Церкви Божией (Флп.3:6), но эта законная праведность уже не давала возможности человеку наследовать вечную жизнь. Нужно было иметь нечто большее, чем соблюдение законной правды, поэтому Новый Завет отменяет закон плотской заповеди: “Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением…” Еф.2:15 — это показывает, что закон плотской заповеди отменяется, и на его место приходит учение Иисуса Христа, поскольку закон не мог привести человека к совершенству и вместо него теперь вводится лучшая надежда (Евр.7:19). В чем состоит эта надежда? и почему закон Ветхого Завета не смог сделать угодное Богу до конца? Потому, что ветхозаветный закон был заповедью плотской, предназначенной для плоти, для исполнения плотью и по плоти; лучшая же надежда есть жизнь, которая явилась Иисусом Христом (1Ин.1:2). И как в Ветхом Завете священник этого этого завета был по закону заповеди плотской, так в Новом Завете восстает священник иной, по чину Мелхиседека, который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей (Евр.7:15-16). Отсюда видно, что заповеди Ветхого и заповеди Нового Заветов различны: первые есть закон для плоти; вторые — закон духа жизни, который освобождает человека от закона греха и смерти (Рим.8:2). Очень важно понять разницу заповедей Ветхого и Нового Заветов, иначе заповеди Нового Завета легко можно превратить в плотские заповеди, что и происходит в религии, где служат Богу плотью, не видя и не понимая, что такого служения Бог не принимает, оно неугодно Ему! (Рим.8:8). Заповеди Нового Завета есть весь Новый Завет, слово Господа нашего Иисуса Христа. Слово это есть дух и жизнь, которая явилась и может быть принята всяким верующим в свою смерть для греха и закона, верующим в свое воскресение для святой и праведной жизни в Боге. Теперь ему нет нужды стараться соблюсти плотскую заповедь, как это было в Ветхом Завете, сама заповедь явилась в нем жизнью, она производит в человеке действие без его стараний и усилий, ибо теперь это слово стало его жизнью! Часто приходится слышать от религиозных такое исповедание: “мы слышим голос Святого Духа, Который указывает нам на доброе или злое, которое мы могли бы совершить, и, будучи в послушании Духу, избираем делать угодное Ему”. Здесь каждому нужно основательно разобраться с этим голосом, который отделяет добро и зло, потому что жизнь Христа в человеке не есть слушать и стараться, как это было в ветхозаветное время, но есть — жить, без стараний и усилий являя собою жизнь Святого Духа в себе! Старания нужны в другом: правильно и чисто познать само слово Божие, для чего и нужны усилия человека.И конечно, если нет в человеке этой жизни, то остается ему только слушать, что будет говорить ему голос внутри и стараться исполнять это, даже тогда, когда самому это делать вовсе не хочется! Голос этот, конечно же, есть и человек может его слышать, но это голос не Духа Божия, но духа мира сего, который вооружился законом и воспроизводит в человеке ветхозаветное служение по закону плотской заповеди. Его рекомендации, советы и назначения всегда относятся до плоти и исполнить их можно только плотью, что и являлось сущностью ветхозаветного служения. Что есть, что пить, во что одеваться, как себя вести, какие принимать традиции, по какому правилу проводить собрания, как молиться, петь, танцевать, какие применять украшения и множество других запретов и ограничений, позволений и допущений. Вся жизнь расписана до мельчайших подробностей, и чем дольше человек в религиозной вере, тем более он познает тонкости поведения “угодного Богу”, тем более он привыкает к такому образу жизни, а в начале, не зная как поступить, спрашивает у старших. Такой образ жизни совершенно не имеет ничего общего с жизнью Христа в человеке, которая не имеет ограничений, не имеет правил и традиций, не имеет границ, будучи полной и совершенной свободой. В том и беда религиозного верующего, что принять эту свободу он боится, содрогаясь от одной мысли о том, что вдруг он нарушит какое-либо повеление Господне?! Это и есть неверие Христу и грех пред Богом (Ин.16:8-9). Принять в себя жизнь означает полностью, безо всяких условий доверить себя Христу, чтобы действовал не человек, но Бог, Духом Своим, живущим в человеке. Это возможно только полностью освободившись от закона, не сдерживая себя и не принуждая к “правильным” поступкам. Именно об этом говорит и Писание: “Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве” Рим.7:4-6. Только умерши для закона можно принадлежать Христу, и только чрез эту смерть можно отдать себя водительству Духа Божия, чтобы приносить плод. Всякий другой плод не принимается Богом, никакие усилия над собой, волевые решения, сдерживание своих постыдных страстей и борьба с похотью плоти — все это есть жизнь по плоти, по закону плотской заповеди, которая угодить Богу не может! (Рим.8:8). Только жизнь Сына Божия в человеке принимается Богом как угодное стояние пред Ним: святое, праведное и безгрешное. Эта жизнь названа совершенным законом свободы (Иак.1:25), законом Христовым (Гал.6:2), законом духа жизни (Рим.8:2), она же есть заповеди Господни, написанные Богом Отцем на плотяных скрижалях сердца: “Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует вам и Дух Святый; ибо сказано: “Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более” Евр.10:14-16. Переход, когда человек собственными усилиями исполнял закон заповедей, а по смерти и воскресению Христа принял в себя закон совершенный и есть смена заветов, когда ветшающее ушло, а на смену ему пришла сама жизнь. В Писании это сказано такими словами: “Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего” Рим.10:4. То есть: без конца Ветхого Завета не может быть Завета Нового, без конца закона не может явиться жизнь! Но конец всякого закона для человека, есть жизнь Христа в нем, к праведности, ибо праведность Нового Завета не есть исполнение закона, но только жизнь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в верующем: “…все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых” Флп.3:8-11. Итак, заповеди Нового Завета есть сама жизнь Бога в человеке, имеющий эту жизнь имеет заповеди, соблюдает их не своею силою, но своею жизнью, когда иначе он уже не может, ни поступить, ни помыслить. Сбывается слово Божие, которое говорит чрез Апостола Павла: «потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» Еф.5:9. Человек живет, и дышит, и движется Духом Святым. Именно такое положение есть признак его сыновства: “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии” Рим.8:14. Любовь к Богу совершается тем, что святое и безгрешное чадо Божие соблюдает заповеди Его, и заповеди эти не тяжки, потому что соблюдать их стало жизнью человека, а не законной необходимостью. г. Белая Церковь. 5 декабря 2000 г.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13).

Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту, но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои.

В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения.

Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться – все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейские невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, – когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, – будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые.

* * *

Кроме общеобязательных заповедей Христовых, есть еще заповеди Его более частные.

1) О поклонении Богу в духе и истине (Ин. 4:24).

2) О хранении святыни – таинства веры «от врагов» (Мф. 7:6).

3) О постоянстве в молитве (Мф. 7:7–11).

4) Об осторожности от лжепророков (Мф. 7:15–23).

5) О слушании слова Божия (Мф. 12:50; Лк. 11:28).

6) О исповедничестве (Мф. 10:32–33).

7) О пище духовной (Ин. 6:27–71).

8) О достоинстве и о несоблазнении детей (Мф. 18:3–6, 10; Лк. 18:15–17).

9) О здравом разсуждении и мире христиан между собою (Мк. 9:50).

10) О христианском суде (Мф. 18:15–17).

11) О всепрощении (Мф. 18:21–35; Лк. 17:1–4).

12) О жажде духовной (Ин. 7:37–38).

13) О познании истины, и о свободе от рабства греху (Ин. 8:36).

14) О разводе супругов (Мф. 5:32; Мк. 10:2–12).

15) О девстве (Мф. 19:11–12).

16) О неподавании соблазна ближнему (Лк. 17:1–2).

17) О силе веры (Мк. 11:23–26).

18) О хранении души для жизни вечной (Лк. 18:18–22; снес. Ин. 12:25–26).

19) Спасение от прельщений лжеучителей (Мф. 24:4; Мк. 13:5–6; Лк. 21:8).

20) О подражании примеру Спасителя (Ин. 13:15–17).

21) О скромности исполнителей всего повеленного (Лк. 17:10).

22) О воздаянии Кесарева Кесарю, а Божья Богу (Мф. 22:21).

23) О причащении (Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25; Лк. 22:19–20).

24) Любовь по примеру Христа Спасителя есть христианское знамя (Ин. 13:34–35).

25) О пребывании во Христе Спасителе.

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками. Пребудьте в любви Моей. Cия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:4–14). Кто будет веровать и креститься, – спасен будет; а кто не будет веровать, – осужден будет (Мк. 16:16). Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И се, Я с вами, во вся дни, до скончания века. Аминь (Мф. 28:19–20).

Давши ученикам Своим все вышеизложенныя заповеди, и в слове и примере Своем, Господь и Бог наш Иисус Христос на последней вечери с ними сказал им: Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15), и тем обязал всех Своих верных и истинных последователей – исполнять все Его заповеди неуклонно. Исполнять заповеди и повеления Господа и Спасителя нашего безусловно нам необходимо уже потому, что Он Господь и Спаситель наш. Исполнять заповеди Его необходимо для того, чтобы самым опытом познать животворную силу и Божественное значение их для нашей жизни: Кто хочет творить волю Божию, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно? – сказал Сам Господь (Ин. 7:17). Исполнять заповеди Христовы совершенно необходимо, чтобы войти в дух Христов, прилепиться к Нему всем существом своим: «прилепляющийся, – сказано, – Господу бывает един дух с Господом», – и таким образом делается истинным христианином, а кто мало заботится об исполнении, или и совсем не исполняет их, тот никогда не может стяжать Духа Христова, и, следовательно, напрасно будет носить на себе звание христианина: кто духа Христова не имеет, тот не Его, не Христов (Рим. 8:9), не христианин. Итак, возлюбленный мой собрат о Господе! Обрати все твое внимание на заповеди Христовы, имей их всегда пред глазами твоими и в руках твоих до тех пор, пока изучишь их, усвоишь их себе так, чтобы они сделались вечным достоянием твоим, – обратились в плоть и кровь твою. Тогда тебе легко будет исполнять их, во всех потребных случаях жизни твоей, а, исполняя их, ты будешь истинным последователем Спасителя твоего и несомненно получишь спасение.

„Иди за Мною“. Есть в Евангелии и еще одна заповедь Господа, – краткая по выражению, но всеобъемлющая по смыслу, – заповедь, призывающая Его последователей: иди за Мною. В заключение обращаем на нее внимание, по изъяснению св. Тихона Задонского.

Иди за Мною, – сказал Господь наш Иисус Христос апостолу Петру (Ин. 21:19). Относится это слово и ко всякому последователю Христову. Слово весьма важное и внушительное потому уже одному, что вышло из уст Самого Спасителя нашего.

Важность и силу сего слова раскрыл святитель Тихон, во второй части своего «Сокровища духовного, от миpa собираемого», в статье 46, под названием: «Иди за Мною». Бывает, говорит он, что один другому, в различных случаях, говорит: «иди за мною».

Христианин! так Христос Господь всякому из нас говорит: иди за Мною. Читай св. Евангелие, внимай Ему, и услышишь сладчайший сей глас Его: иди за Мною. Я твой Создатель, а ты создание Мое: иди за Мною. Я Царь твой, а ты подданный Мой: иди за Мною. Я Бог твой, облекшийся в подобострастную плоть твою: иди за Мною. Я ради тебя в мир пришел: иди за Мною. Я к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех явился на земле: иди за Мною. Я, неприступный Херувимам и Серафимам, сделался приступен грешникам и тебе: иди за Мною. Я, Царь Небесный, ради тебя пожил на земле: иди за Мною. Я, всесильный и всемогущий, ради тебя сделался немощным: иди за Мною. Я, будучи богат, ради тебя обнищал, да ты обогатишься Моею нищетою (2Кор. 8:9): иди за Мною. Я, Господь славы, ради тебя был поруган и обесчещен: иди за Мною. Я, живот вечный и присносущный, тебя ради вкусил смерти, смерти же крестной: иди за Мною. Я, седящий на престоле славы и от Ангелов покланяемый, хвалимый и славимый, ради тебя похулен был от грешников: иди за Мною. Я, один имеющий бессмертие и живущий во свете неприступном, ради тебя вменен был в мертвых и положен в темном гробе: иди за Мною. Я, твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который, не серебром и золотом, но Своею Кровию искупил тебя от диавола, смерти и ада: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи и ты любовь свою к Любителю твоему, и любовно: иди за Мною. Твоя любовь приносит пользу тебе, а не Мне; как и нелюбовь твоя вредит тебе, а не Мне: иди за Мною.

Господи! что есть человек, яко познался еси ему? Или сын человечь, яко вменяеши его – думаешь о нем? Человек суете уподобися (Пс. 143:3–4). «Пою Тя: слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо пришел еси, мене ища заблудшаго. Тем многое Твое снисхождение, еже до мене, прославляю, Многомилостиве!» Готово сердце, Боже, готово сердце мое. «Помози мне, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей!»

Что, христианин! захочешь ли отречься от такого Господа твоего и Благодетеля, Который зовет тебя к Себе и не идти за Ним? Страшно это и бесстыдно! страшно, чтобы не подвигнуть Его на праведный гнев, не подпасть праведному суду Его и таким образом не погибнуть. Бесстыдно:, ибо Он высочайший твой Любитель и Благодетель. Скажи, пожалуй, если бы царь земной позвал тебя следовать за со­бою, – не поспешил ли бы ты за ним с радостью, бросивши все, ради малой и временной чести и ко­рысти? А тут Царь царствующих и Господь господствующих, – Царь небесный зовет тебя следовать за Собою: иди за Мною! и зовет не к временной чести, славе и корысти, но к вечному животу и царствию, к вечной чести и славе: иди за Мною, иди за Мною, и приведу тебя в Мое вечное Царство, к небесному и вечному Моему Отцу: никтоже бо приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6). Грешник! неужели ты и после сего не бросишь всего и не пойдешь за Ним?! Но, ведь, Он продолжает звать всех грешников: блудник прелюбодей и любитель нечистоты! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Злобный мститель и убийца! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Вор, хищник, грабитель и лихоимец! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Укоритель, ругатель, клеветник и всякий злоречивый! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Лжец, обманщик, прельститель и лицемер! слушай глас Господень (Мф. 24:13): покайся, и иди за Мною. Всякий грешник, живущий в нераскаянии! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Слушай глас, зовущий тебя, слушай глас Того, Который так возлюбил тебя, и такой милостивый, человеколюбивый и чудный показал промысл о тебе, слушай глас Его: покайся, и иди за Мною.

Всякого человека зовет Господь: человек, – любимое Мое создание! Я сошел с неба, чтобы тебя возвести на небо: иди за Мною. Я пожил на земле, чтобы тебя соделать жителем небесным: иди за Мною. Я не имел, где главы подклонить, чтобы тебя привесть в дом Отца Моего Небеснаго: иди за Мною. Я трудился, чтобы тебя ввесть в вечный покой: иди за Мною. Я обнищал, чтобы тебя обогатить: иди за Мною. Я плакал, болезновал, скорбел и тужил, чтобы подать тебе утешение, радость и веселие: иди за Мною. Я был похулен, поруган и обезчещен, чтобы тебя, – обезчещенное Мое создание, почтить и прославить: иди за Мною. Я был связан, чтобы разрешить тебя от уз греховных: иди за Мною. Я – Судия живых и мертвых – был судим и осужден, чтобы тебя избавить от вечнаго суда: иди за Мною. Я был вменен с беззаконными, чтобы тебя оправдать: иди за Мною. Я вкусил смерти, смерти же Крестной, чтобы оживить тебя, – создание Мое, умерщвленное ядом змеиным: иди за Мною. Я вознесся на небо, чтобы и ты вознесся: иди за Мною. Я сел одесную Бога и Отца, чтобы ты прославился: иди за Мною. Я во всем уподобился тебе, кроме греха, чтобы и ты был подобен Мне: иди за Мною. Я взял на Себя образ твой, чтобы и ты был сообразен Мне: иди за Мною. Я пришел к тебе, чтобы тебя – любезное Мое отпадшее создание – привлечь к Себе: иди за Мною. Видишь, человек, показанную любовь Мою к тебе; видишь и промысл Мой о тебе; за все это ничего от тебя не требую, как только того, чтобы ты был Мне благодарен и шел за Мною, и таким образом получил бы спасение с вечною славою. Я хочу этого от тебя, да будет и твое хотение сего. Иди же за Мною, Который алчу и жажду спасения твоего, и подам тебе спасение Мое.

Возлюби Мою нищету, – и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение, – и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение, – и будешь ими истинно покоен и мирен. Оставь землю, – и будешь иметь небо. Оставь мир, – и будешь внутри себя иметь Бога. Отрекись себя, – и будешь истинно обладать собою. Оставь утехи плоти и Мира, – и будешь иметь истинное yтешениe. Оставь богатство тленное, – и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу земную, – и будешь иметь небесную. Иди за Мною, – и будешь иметь все, чего желает душа твоя, но все истинное, несравненно лучшее того, что оставишь.

Итак, душа грешная! слушай и внимай глас Любителя и Искупителя твоего Иисуса; и иди за Ним, да постигнешь. Поспешай, возлюбленный, поспешай, пока Он зовет, и двери отворены. Небо отверсто; и входят в него мытари, прелюбодеи и все кающиеся грешники. Поспешай туда же и ты, бедный грешник да и ты получишь Царство небесное. Туда во­шли Апостолы, Мученики, Святители, Преподобные и все Святые Божии, и водворяются ныне в обителях Отца Небеснаго. Идут туда и ныне многие, и приходящие и все идущие за своим пресладким Иисусом, благодатию Его, вселяются в покое вечном.

Душа моя! слушай и ты глас Господень, и прилепись к той святой дружине: иди с ними за Bеpным вождем Иисусом, да в час исхода твоего услышишь глас Его: «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцов небесных». Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его. Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно, – говорит св. ап. Петр (1Пет. 2:21–23). И Сам Господь сказал: Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8:12).

Но бывает и то, что один зовет человека, говоря: «иди за мною»; и другой, отзывая его к себе, говорит ему тоже: «иди за мною». Тако Христос говорит всякому христианину: иди за Мною, как сказано выше; а сатана враг рода человеческаго – отзывает человека к себе и шепчет в уши его: «иди за мною». Шептание его столько раз слышит человек, сколько раз чувствует в сердце своем возстающие злые и Богопротивные помыслы: все это есть мерзкое его шептание. О, человек! кого тебе лучше послушать? Христа ли Господа твоего, Который показал о тебе такой чудный промысл и хочет спасти тебя, и привести тебя в вечное Свое Царствие, как выше ты видел? Или злаго шепотника-диавола, который хочет отвести тебя от Христа – Спасителя твоего, и вринуть тебя в вечную погибель?

Христос есть Свет; диавол есть тьма. Христос есть Жизнь, диавол есть смерть. Христос есть Истина; диавол есть ложь и отец лжи. Христос есть Любитель твой; диавол есть враг твой. Христос есть Благодетель твой; диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро; диавол, – крайнее зло. Христос есть Спаситель твой; диавол – губитель твой. Христос хочет спасти тебя, ибо для того и в мир пришел, ради тебя; диавол хочет вечно погубить тебя. Христос хочет дать тебе жизнь вечную; диавол хочет на веки умертвить тебя. Христос хочет ввести тебя в Свое вечное Царство; диавол хочет привести тебя за собою в вечное мучение. Христос хочет на веки обогатить тебя; диавол хочет сделать тебя на веки нищим. Христос хочет на веки прославить тебя; диавол хочет посрамить тебя. Христос хочет вечно почтить тебя; диавол хочет вечно обезчестить тебя.

Видишь, что есть Христос и что есть диавол; и – ради чего он шепчет тебе, и – отзывает от Христа – Господа твоего – в след себя. Он хочет погубить тебя на веки, как и сам находится в погибели. Это его хитрость! Это его умысел против нас! отрекись же, отрекись, возлюбленный, от этого злаго шепотника, и плюнь на него, как это сделал ты при святом крещении. И, отвратившись от того прелестника, обратись ко Христу Господу твоему, и последуй Ему верою и правдою, как обещался Ему в крещении. – Он твой Бог, Господь твой, Любитель твой, Благодетель твой, вечный Живот твой, присносущный Свет твой, истинное и вечное блаженство твое, без Которого не можем быть блаженными ни в сем веке, ни в будущем. – Пристань же и прилепись к Господу твоему, по словам: мне же прилеплятися Богови благо есть! (Пс.72:28).

Но, несмотря на то, что диавол есть губитель, многие слушают его, и идут за ним великими толпами. – Идут блудники, прелюбодеи и все любители нечистоты. Идут памятозлобивые, человеконенавистники, убийцы и проливающие кровь человеческую. Идут противящиеся родителям, не почитаюшие, злословящие их. Идут воры, хищники, грабители, мздоимные судьи, удерживающие плату наемников и похищающие чужое добро – всякою неправдою и лестью. Идут клеветники, ругатели и все, языком своим, как мечем, бьющие и уязвляющие ближняго своего, Идут пьяницы и сластолюбцы. Идут лукавые, хитрецы, прельстители и все, прельщающие ближняго своего. Идут всякие беззаконники, развращенные жизнию своею, противящиеся слову Божию. Идут, наконец, возлюбившие век сей, мудрствующие земная, а не горняя, любящие жить в гордости и пышности Мира сего. Словом: идут все, которые о Боге и слове Божием небрегут – прилепляются сердцем к земному, а о вечном спасении своем, приобретенном кровию Христовою, нерадят: все таковые идут в след сатаны. Всем таковым приличествует оное Апостольское слово: се некие развратишася вслед сатаны (1Тим. 5:15) Ибо все таковые стыдятся (срамляются) слов Христовых и Самого Христа, – страшатся (ужасаются) Его – смиреннаго, поруганнаго, обезчещеннаго и удаляются от Него; но хотят быть с прославленным. Не хотят с Ним быть здесь в мире сем и Ему последовать; однако же, хотят быть участниками Царствия Его, что есть дело невозможное. – С кем кто здесь – в мире, с тем будет и в будущем веке.

О, человек, который носишь на себе имя Христово, но следуешь за сатаною! Вспомни, какия отрицания и обеты делал ты в крещении, – как отрицался сатаны и всех дел его, и всея гордыни его,– как плевал на него, – как отходил от него; и как пристал ко Христу, – как обещался и присягал – работать Ему верою и правдою, – последовать Ему – смирением и любовию, как последует невеста жениху. Где же ныне те твои отрицания? где обеты? где присяга? где работа Христу? Где последование Ему? Богу солгал ты, а не человеку. Бога оставил ты, а не человека. Свет оставил ты и возлюбил тьму. Живот оставил ты и возлюбил (избрал) смерть.

Вспомни это и обратися ко Христу, Спасителю твоему. Беги от прельстителя того, как Израиль от фараона. И хотя он погонится за тобою, потому что лишился своей добычи; но ты дерзай, и из глубины сердца воздыхай ко всесильному Иисусу, да не помянет беззаконий твоих, и поможет тебе. Он, Который умер за тебя, ждет тебя, и с радостию – милосердыми объятиями – обымет тебя, яко блуднаго сына (Лк. 15:20). А когда освободишься от тяжкой работы мучителя твоего, – с радостию воспоешь победную песнь Помощнику твоему: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бога Отца моего, и вознесу Его (Исх. 15:2). Возрадуются о тебе и Ангелы на небе: радость бо бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк. 15:10).

Заповеди Божии

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Сотворение Евы

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью… и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Статуя богини Афины в Ватикане

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание… есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Преподобный Иоанн молчальник

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Художник Л. Баранов

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Суд над священномучениками

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

>10 заповедей Христа

Главная / Здоровье / Духовное здоровье

Декалог, или Закон Божий

Библия, Моисей, Исход 20 гл.

Предписания, десять основных законов христиан

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Источник: Библия, Моисей, Исход 20 гл.


фото liveinternet.ru

Десять заповедей — Декалог или Закон Божий — являются предписаниями, которые, согласно библейскому рассказу, были даны Богом на горе Синай Моисею на пятидесятый день после Исхода из Египта.

обновлено 12.12.2012

Здоровье

Ожоги

Три уровня речи

Сказание о визиографе

Лунные месяцы беременности

Психологические причины болезней

Правила приема пищи

Виды негативных воздействий
Гиппокамп и консолидация памяти
Cоветы мудрецов Непала Как убрать морщины вокруг глаз Враги иммунитета Цвет овощей и фруктов
Автоматизация общества Минералы Мемы и вирусы сознания Массаж стоп

Заповеди иисуса христа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *