История монастыря

Макарьевский женский монастырь — одно из красивейших мест России, восхищаясь его архитектурой, мало кому придут на ум мысли о том, насколько драматичны события, связанные с его историей. Основатель монастыря — преподобный Макарий Унженский. И монастырь, и святой Макарий именуются Желтоводскими — по названию озера, на берегу которого в XV веке была основана обитель.

Свято-Троицкий Макарьев Желтоводский женский монастырь

История обители начинается с 1435 года, когда монах Печерского монастыря в Новгороде — Макарий, по благословению игумена покинул свою обитель и, выбрав пустынножительство, обрел свой приют на берегах Желтого озера. Уединившись в этих местах, живя в непрестанной молитве и посте, он принял решение поставить себе келью. Довольно скоро новость о появившемся в довольно диком месте пустыннике разнеслась по округе и вскоре другие монахи, покинув свои обители, присоединились к Макарию.

В это время трудами преданных Богу иноков, выстроили небольшую деревянную церковь, посвятив ее Святой Троице. Вокруг этой церковки и разрослась со временем община, ставшая спустя многие годы Свято-Троицким Макарьевским Желтоводским монастырем.

Интересно! Сегодня Желтое озеро, став легендой, уже поглощено водами Волги, поменявшей некогда русло, но название монастыря осталось.

Рождение монастыря

Первое драматичное происшествие, повлиявшее на ход истории обители, случилось уже спустя 5 лет от основания монастыря.

Во время нападения казанского хана обитель была полностью уничтожена и всякое упоминание о ней в летописях также не встречалось. Однако, спустя практически 2 века старец Авраамий рассказал о том, что святой Макарий трижды являлся ему и велел заняться восстановлением обители.

Икона преподобного Макария Желтоводского

И, действительно, в XVII веке, после того, как обитель была полностью восстановлена, Макарьевский монастырь стал играть очень важную роль в духовной жизни России, и стал называться центром православной веры на Волге.

Важно! В память о преподобном Макарии с того времени и по сей день, в дни почитания Святого, на Поволжье проходит большая православная ярмарка.

Судьба святыни

Жизнь обители, ее судьба, тесно переплелись с историей России. Так, в период восстановления монастыря большую роль для него сыграл царь Михаил Федорович — первый государь России из рода Романовых. Государем была выделена довольно большая сумма, предназначавшаяся не только на восстановление первоначального облика обители, но и на нужды, связанные с жизнью монахов.

В 1628 году, по завершении строительных работ, Московским Патриархом Филаретом был присвоен статус монастыря Желтоводской Макарьевской обители. Но уже в 1670 году отряды Стеньки Разина вновь разорили обитель.

Трудные времена

К концу XVII века монастырь, в силу различного рода обстоятельств (в основном в связи с переводом финансов, получаемых с ярмарки в монастырскую казну), пришел в упадок. А спустя несколько лет ситуация усугубилась по причине возникшего в монастырских стенах пожара. Решением Святейшего Синода было принято не проводить восстановительные работы на территории обители, а церковную утварь и иконы перевести в Храм святого Александра Невского в Новгороде.

Лишь в конце XIX века по восшествии на престол Александра III, отличавшегося большой боголюбивостью, обитель было решено восстановить, однако из мужского монастыря она перешла в женский.

Храм преподобного Макария в Желтоводском монастыре, Костромская область

Но и на этот раз судьба Желтоводского Макарьевского женского монастыря сыграла с ним злую шутку, хотя на этот раз стены и строения обители не были разрушены, но после 1917 года, в связи с событиями в стране, они были переданы в хозяйственное использование и теперь здесь решено было организовать подсобное хозяйство, таким образом, стены храмов вместо духовных песнопений и молитв обречены были «слушать» мычание коров и прочей живности.

Так обстояли дела до 1991 года, когда указом правительства Макарьевский женский монастырь, находившийся к тому времени в аварийном состоянии, было решено передать в ведение Нижегородской епархии.

Описание архитектуры

Для человека, отправившегося в путешествие по Волге, Желтоводский женский монастырь — одно из самых живописных мест. Снаружи его окружают крепкие, крепостные стены, снабженные дозорными башнями и тяжелыми воротами. Эти массивные стены к тому же являются местом, где расположены кельи монахинь, а также множественные административные комнаты.

Весьма интересен сам вход в монастырь, который осуществляется через массивные ворота и надвратный храм, посвященный Архангелу Михаилу.

Собор Троицы Живоначальной в Макариево-Желтоводском монастыре

Отдельно стоит сказать о главном храме монастырского комплекса — Собор святой Живоначальной Троицы. Стены его расписаны старинными, частично восстановленными фресками, а в главном зале, на колоннах до сего дня сохранились следы частных наводнений, возникающих от разлива Волги. К слову, на сегодняшний день от потопления монастырь защищен огромным земляным валом.

Уникальные храмы

На территории Желтоводского Макарьевского женского монастыря расположены 6 храмов:

  • Храм преподобного Григория Пельшемского;
  • Собор Святой Троицы;
  • Храм Макария Желтоводского;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Церковь Успения святой Богородицы.

Все храмы были построены в XVII — XVIII веках, а Церковь, посвященная Макарию Желтоводскому, была выстроена в XIX веке. В начале XX века, при реставрации храмового комплекса, под слоем побелки были обнаружены старинные фрески, большую часть которых стараниями иконописцев удалось восстановить.

История

Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.

Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.

Вид на Макарьевский монастырь с Волги. Конец 1980-х гг.

В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Мухаммед обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Мухаммед приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

Перенесение честной главы преподобного Макария из Печёрского монастыря в Макарьевский (остановка в г. Кстово)

В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года.

Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.

Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Оксана_Лютова

Желтоводский Макарьевский монастырь – это действующий женский монастырь, расположенный в Нижегородской области рядом с поселком Макарьев. Когда-то здесь находилось Желтое озеро, но со временем, Волга поглотила его и ныне Макарьевский монастырь расположен на левом волжском берегу.

Река подступает к самым стенам крепостных стен и обитель будто бы встает из ее вод. Особенно красив Макарьевский монастырь при заходе солнца, когда на фоне розового неба его темно-серые стены отражаются в серебристых волжских водах.

Из истории

Макарьевский монастырь основал инок Нижегородской Печерской обители преподобный Макарий. В 1435 году он пришел в урочище, известное под названием Желтые воды, или Желтые пески. На берегу Желтого озера, он поставил уединенную келью и построил деревянную церковь во имя Святой Троицы. Вскоре к нему стали присоединяться странствующие монахи и вскоре здесь появляется новая обитель — Желтоводский мужской монастырь.

Однако, через четыре года в 1439 году обитель была полностью разорена воинами хана Улу-Мухамеда. Большая часть иноков была убита, а Макария монголо-татары взяли в плен.

Хан, слышал о святости старца и приказал отпустить его и плененных иноков с условием, чтобы Макарий не возрождал православную обитель и покинул эти земли.

Преподобный Макарий, похоронив погибших иноков, отправился с теми, кто остался жив, в Костромской край на реку Унжу, где основал новую обитель — Макарьев Унженский монастырь. Желтоводский монастырь с тех времен почти два столетия находился в запустении.

Макарьевский монастырь — возрождение

В 1620 году инок Тетюшского Казанского монастыря Авраамий, увидел сон, в котором преподобный Макарий повелел ему восстановить мужской Макарьевский монастырь. Так, через почти 190 лет начался новый этап в жизни обители – ее возрождение. В 1624 году была срублена деревянная Троицкая церковь, а через два года – храм Успения.

В обители соблюдался строгий устав, здесь в 12 лет принял постриг будущий Патриарх Всея Руси Никон, пробывший здесь послушником до 1624 года.

Обитель находилась в середине Волжского торгового пути. Благодаря такому удобному расположению и старанию иноков, на монастырских землях стали проходить ярмарки. Торговля велась ежегодно в течение двух недель рядом с монастырской стеной.

В 1641 году царь Алексей Михайлович разрешил взимать с торговцев таможенную пошлину за один день торговли, а с 1648 году можно было бесплатно торговать пять дней, а затем купцы платили особый налог.

Ярмарка разрослась так, что часть ее расположилась на противоположном берегу Волги у села Лысково и приезжать сюда стали торговцы не только из России, но и из других стран. Это была крупнейшая ярмарка не только в русском государстве, но и, вероятно, в Европе.

За счет торговых сборов Макарьевский монастырь был отстроен, в нем появились новые каменные постройки и за короткий срок на берегу Волги появился живописный монастырский ансамбль. Автором большинства строений был московский мастер каменных дел Максим Апсин.

Были возведены:

— Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, построен в 1654 году. Храм поднят на высокий подклет, в котором были устроены кладовые для купцов, приезжающих на ярмарку
— Троицкий собор с приделами преподобного Макария и преподобного Михаила Малеина был создан в 1664 году по образцу Московского Успенского собора
— Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила над святыми воротами возведена в 1670 году
— Деревянная часовня с образом преподобного Макария, привезенным из Унжеской обители. Позже в 1809 году на месте часовни был сооружен каменный храм Макария Желтоводского
— Келейный храм во имя преподобного Антония Великого
— Храм во имя преподобного Григория Пельшемского 1786 года
— В 1662-1667 годы была построена крепостная стена с девятью башнями. Каменные стены сооружены в виде почти правильного квадрата, размеры которого — 200 на 200 метров. Их высота достигает восьми метров, ширина — 2,5 метра.
Щедрые вклады на развитие обители делали богатые миряне, в том числе купцы Строгановы и бояре Лыковы.

После пожара 1816 года ярмарка была перенесена в Нижний Новгород и стала называться Нижегородской ярмаркой, получив под этим именем всероссийскую известность.

С переносом ярмарки в Нижний Новгород доходы обители оскудели и вскоре она пришла в упадок. В 1829 году разрушилась северо-западная угловая башня, в 1859 году — центральный купол Троицкого собора. Из-за угрозы разрушения в 1868 году Макарьевский монастырь был упразднен.

Макарьевский женский монастырь

Обитель была воссоздана в 1882 году, но уже как Макарьевский женский монастырь. Его святыней была чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского.

С этого времени и до 1912 года велись реставрационные работы в Троицком соборе. Был восстановлен купол, дополнительно расписаны стены.

В 1927 году обитель была закрыта, а ее территория использовалась для размещения детдома, в военные годы — госпиталя, а позже здесь находился зооветеринарный техникум. В храмах обители держали скот и хранили зерно, а в 1930-е годы были забелены великолепные фрески Троицкого собора.

В конце 1950-х годов начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 30 лет, были также сооружены и берегового укрепления.

В 1991 году состоялась передача обители Русской Православной Церкви. С тех пор обитель преобразилась: был отреставрирован храм преподобного Макария, расписан иконостас Троицкого собора, позолочены купола и кресты храмов. Кроме того, выполнена внешняя отделка строений и стен. Шеститонный колокол был освящен и возвестил о возрождении обители.

В настоящее время обитель является действующим православным женским монастырем. При нем существует сиротский приют для девочек.

Троицкий собор

Троицкий собор – это высокий, пятиглавый храм с тремя алтарными апсидами.

Полностью ощутить его размеры и масштабность можно лишь, войдя в храм.

Внутри Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Храм украшал резной золоченый иконостас, а также огромные паникадила и сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями иконы.

Все его стены были покрыты великолепной росписью, отличавшейся высокими художественными достоинствами. Фрески производили ошеломляющее впечатление на прихожан — они покрывали стены снизу доверху, были сдержанны по цвету, но в тоже время величественны. По мнению ученых, работа выполнялась костромскими мастерами в конце XVII – начале XVIII веков.

В настоящее время роспись еще полностью не восстановлена и часть ее находится в плохом состоянии, но не смотря на это, видны черты, характерные для костромской школы, — это декоративность и дробность изображений, яркие краски и динамичность сюжетов.

Троицкий собор – это единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью.

Кованные ворота, выкованные из местного болотного железа,уцелели до нашего времени, и считаются едва ли не лучшими произведениями кузнечного искусства России 17-го века.

Неподалеку от Троицкого собора похоронен «строитель» монастыря Авраамий, скончавшийся в 1640 году. Над его гробницей через некоторое время воздвигли ротонду.

Макарьевская церковь пристроена к собору сбоку, соединенная с ним переходом, решенным в стиле классицизма, она намного меньше, и теряется на фоне собора.

Это было первое каменное строение монастыря (1652). Однако, до наших дней первоначальный вариант не уцелел.

В 1808 году, при глобальной реконструкции монастыря, на месте обветшавшего каменного храма поставили принципиально другую постройку — с колоннами и модным тогда куполом а-ля планетарий.

Иконы на фасаде храма

Зато уцелела вторая по времени постройка — Трапезная палата с Успенским храмом и колокольней.

Масштабы комплекса и его ассиметричное архитектурное решение поражали современников. На первом этаже трапезной во время ярмарок хранили товары.

Здесь также была кухня, печи которой вмонтированы были в пол второго этажа, и обогревали собственно зал, где монахи ели.

На втором этаже располагался парадный зал, с высокими 5-метровыми сводами, а в потайных помещениях между трапезной и Успенским храмом — ризница для хранения самого ценного: жалованных царем грамот на монастырские владения и привилегии. Там же хранилась и казна.

Колокольня является одним из интереснейших образцов тогдашнего зодчества. В нижнем его ярусе была тюрьма, куда сажали провинившихся монахов.

Этажом выше располагались келарская и библиотека. На самом верху стояли часы, которые были уже на деревянной колокольне, откуда их перенесли на каменную. Для каменной колокольни отлили более тяжелые колокола.

Из многочисленных кельных строений уцелело всего два корпуса. Юго-западные кельи — крайне интересное сооружение.

Они построены в 17-м веке, но совершенно очевидно , что не раз перестраивались в 18-19 веках.

Ниши стены заложены дровами.

Юго-восточный корпус или покои архимандрита.

Безусловной жемчужиной монастыря являются его стены и башни. Первоначально они были деревянными. Строительство каменных стен началось в 1654 году с возведения Святых каменных ворот с церковью Михаила Архангела.

В 1670 году в монастыре появляются новые Святые врата и новая, вместо разобранной, церковь Михаила Архангела, пятиглавая вместо одноглавой.

Киот на южном фасаде

Прясло стены от Святых ворот на запад

Прясло стены от Святых ворот на запад с внутренней стороны.

Башня с храмом Григория Пельмешского.

Юго-западная башня

Вид с запада.

Именно здесь, между монастырем и Волгой, было некогда Святое или Желтое озеро, а ведь сегодня от стен до урезов воды метров с 10, не больше.

Вид на северную часть монастыря с разрушенной северо-западной башней ограды

Вид с северо-запада

Разрушенная северо-западная башня

Общий вид с севера от с. Макарьево

Вид на монастырь с востока

Северо-восточная башня и фрагмент восточной стены

Вид с востока на южную часть монастыря

Вид с Волги

В настоящее время благодаря труду монахинь, послушниц и прихожан, Макарьевский монастырь после долгих лет запустения возрождается. Перед его святынями и чудом сохранившимися фресками преклоняются паломники, прибывающие сюда со всей России.

Желтоводский Макариев монастырь — обитель старца Макария

Адрес: Россия, Нижегородская область, Лысковский район, п. Макарьево
Дата основания: 1434 году
Основные достопримечательности: собор во имя Святой Живоначальной Троицы (1664 год), храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (1654 год), церковь Михаила Архангела (1670 год), церковь Макария Желтоводского (1809 год), церковь Григория Пельшемского (1786 год)
Координаты: 56°05’00.1″N 45°03’51.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В 88 км от Нижнего Новгорода, близ посёлка Макарьево, на левом берегу Волги во всём своём великолепии перед взором путника предстаёт Макариев монастырь.

Вид на монастырь с Волги

Волга несёт свои воды у самых стен монастыря, и его купола и башни словно встают из воды. По преданию, первая келья этой обители была основана в 1434 году преподобным Макарием, уроженцем Нижнего Новгорода. С тех пор монастырь прозвали Желтоводским, так как он располагался близ Жёлтого озера, ныне поглощённого водами разлившейся Волги. Обходясь ласково и беседуя с местными иноверцами, Макарий обратил в православную веру мордовцев, марийцев, чувашей и татар.

Вид на церковь Григория Пельшемского, надвратный храм во имя Михаила Архангела (главный вход в монастырь) на юго-западной стороне монастыря

Вскоре образовалась братия из 40 человек. В это же время в Нижнем Новгороде скрывался великий князь Василий Тёмный, против которого выступил его дядя Юрий Дмитриевич, захвативший великокняжеский престол в Москве.

Василий регулярно посещал Желтоводский монастырь, не жалея средств на его обустройство. В 1439 году татарский хан Улу-Мухаммед пошёл войной на Русь и занял Нижний Новгород. Макариев монастырь был сожжён, иноки убиты, а старец взят в плен.

Стены Желтоводского Макариева монастыря на фоне собора Троицы Живоначальной

Когда татарские военачальники привели Макария к хану, он проникся глубоким уважением к благообразному игумену. Обратившись к своим татарам, хан воскликнул: «Вы что не знаете, что оскорбляя таких добрых, кротких людей вы можете навлечь гнев самого Аллаха?». И повелел Улу-Мухаммед отпустить Макария, но с условием не строить обитель на прежнем месте. Макарий попросил освободить вместе с ним ещё 400 русичей, и хан безропотно согласился. Получив свободу, старец со всеми почестями похоронил убитых монахов и ушёл в унженские леса, на реку Унжу в Костромской области, где и устроил себе келью, положив начало ещё одной обители — Макарьево-Унженскому монастырю. В 1444 году в Унженской обители Макарий 95-летним старцем отошёл к Господу, и там же покоятся его мощи.

Собор Троицы Живоначальной

Возрождение и расцвет Макариева монастыря

Почти 200 лет Желтоводский монастырь пребывал в запустении. В 1620-х годах на берегах Жёлтого озера построил келью инок Тетюшского Казанского монастыря муромчанин Авраамий, которому во сне троекратно явился Макарий с твёрдым наказом восстановить обитель. Вокруг кельи Авраамия поселились монахи, и к середине XVII столетия здесь вырос живописный монастырский ансамбль.

Выгодное расположение обители на середине волжского пути и старания игуменов способствовали тому, что у стен монастыря каждый год стали устраивать ярмарку. Это была одна из крупнейших в России ярмарок, где купцы из Закавказья, Средней Азии, Ирана и Индии обменивались товарами. Государь всея Руси Михаил Фёдорович даровал Макариеву монастырю право взимать налоги с торговцев.

Церковь Макария Желтоводского

В 1816 году пожар уничтожил ярмарочные строения, ярмарку перенесли в Нижний Новгород, и доходы обители св. Макария оскудели. В 1883 году монастырь вновь восстановили, но уже как женский. Упраздненный в годы советской власти, Макарьевский Желтоводский женский монастырь возобновил свою деятельность в 1991 году по решению Священного Синода.

Архитектурный ансамбль Макарьевского монастыря

Основной ансамбль монастыря состоит из Троицкого собора, Михайлоархангельской, Успенской церквей и келейного корпуса. По периметру обитель окружена крепостными стенами с башнями. Центральный пятиглавый собор (1658 г.), престол которого освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, по своим размерам и величию не уступает постройкам волжской столицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней

На рубеже XVII — XVIII веков костромские мастера украсили стены и своды собора яркой фресковой живописью на библейские сюжеты, но в 1930-х годы росписи были варварски забелены. Сегодня расчищенные от побелки фрески реставрируются. Особенно красиво убранство храма в солнечные дни, когда солнечные лучи, проникая сквозь высокие окна, освещают потускневшую живопись и пятиярусный, устремлённый ввысь иконостас. Успенская церковь (1654г.) представляет собой пятиглавый храм, к которому примыкают трапезная и колокольня. Двухэтажная трапезная палата поднята на высокий подклет. Во времена расцвета Макарьевской ярмарки этот подклет сдавался купцам под склад товаров.

Святые ворота в нижнем ярусе церкви Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела (1670г.) установлена над Святыми воротами, служащими главным входом в монастырь. Первоначально она имела одну главу, но позже её заменили сложным пятиглавым завершением.

Рейтинг достопримечательности

Желтоводский макариев монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *