Женщина в христианстве. Человек второго сорта?

Любая религия стоит на своих столпах-догмах, запрещающих логический анализ «божественных откровений». Тем не менее, чем более прогрессивным становится человечество, развиваясь технически и удаляясь от религии, тем больше становится вероятность возникновения различных теорий и поисков логических несоответствий в святых текстах. Чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить за примерами: горячие дебаты вызывает отношение к женщинам в религиозных манускриптах. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты отношения к женщинам в одной из крупнейших мировых религий — христианстве.

Религиозное принижение женских прав связано во многом с социально-экономическими факторами. Исторически, во времена матриархата, женщина была главой семьи, пользовалась ее безоговорочным уважением. В те времена женский труд – собирательство – зачастую являлся более продуктивным, чем охота. Не случайно античная мифология воспевала женщин – Деметру, Латону, Исиду и многих других. Но с развитием производства и разделения труда в первобытном обществе женщина теряет свое доминирующее положение.

Надо сказать, что христианство проигрывает битву за толерантность и равноправие. Происхождение «из ребра» послужило основой для многочисленных нападок на представительниц прекрасного пола. Библия прямо говорит о том, что Бог вдохнул в Адама бессмертную душу, зато никаких упоминаний о душе Евы в писании нет.

Вопрос, есть ли у женщин душа, вызвал настоящие религиозные битвы среди духовенства. Многие из его представителей даже начали сомневаться в том, является ли женщина человеком. В 585 г. н.э., Маконский церковный собор поднял этот вопрос, и после долгих обсуждений большинством всего в один голос официально признали, что все-таки женщина имеет некое подобие души, хотя и является существом более низкого порядка. Это воистину «героическое» признание стало возможным благодаря той части Писания, где говорится, что Сын Божий Иисус Христос был в то же время сыном человека – Марии. Впрочем, это никак не повлияло на потребительское отношение к женщине в Европе и остальном христианском мире. Книга Притчей Соломона объявляла женщину сосудом греха, источником искушения, давая продолжение развитию неравенства и угнетения.

Занимательно, что даже имя Ева в Священном писании не мелькает. Каноны утверждают, что первыми людьми на земле были Адам и его жена. Имя Ева – имеющее древнееврейские корни – женщина получает уже после изгнания из Рая. И стоит ли после этого заикаться о равенстве?

Посмотрим на двенадцать апостолов, окружающих Иисуса. Нет среди них ни одной женщины. Все божественное долгое время считалось чуждым, чужеродным для прекрасного пола. Роль женщины определялась патриархальным строем общества – «терпи и молчи». Жена должна быть послушной и трудолюбивой. Женщина в христианстве была дополнением к мужчине – ведь негоже ему быть одиноким. Так что сделал Бог ему помощника. Еще раз отметим, не ровню, которой была Лилит. И которую предпочли забыть, вычеркнуть со страниц, причислить к демонам.

Религиозная христианская философия Средних веков однозначно и крайне жестко указывает женщине на ее место — похотливой и нечистой твари. Именно христианская традиция принесла женоненавистничество, связанное с гипотетическими колдовскими способностями женского рода. До XIII века Ева была главным виновником грехопадения, а вот идея женских связей с дьяволом распространилась по Европе в XIII — XIV веках. Средневековые мыслители полагали, что женщина из-за своей сексуальности представляет опасность для мужчин.

Таким образом, Абеляр осудил женщину за то, что она вводит в искушение — как некогда Ева вынудила Адама согрешить, так и дочери ее стали поступать во веки веков. Женщина в христианстве долгое время воспринималась как существо несовершенное. Женщина в христианстве — человек второго сорта. Суровые законы древнего мира поработили женщин, приведя к полному беззаконию в их отношении. Женщинам вменялось в обязанность помнить, что не муж от жены, а жена от мужа.

Папа Иннокентий VIII в 1484 году подписал буллу, дающую карт-бланш на охоту на ведьм. Надо ли упоминать, что от подозреваемых бедняжек просто выбивались признания, без зазрения совести применяя пытки. «Виновные» предавались аутодафе. Европа осветилась огнем костров инквизиции. В обвинительных приговорах то и дело звучало, что ведьма была «дьявольски» привлекательна. Спустя три года был издан «Молот ведьм», превратившийся в настольную книгу инквизитора, а их пыточный арсенал заметно расширился.

На первый взгляд несколько иного отношения женщины были удостоены в католицизме, в котором особо почитали Деву Марию, мать Иисуса Христа. Ватикан придерживался догм, которых не было в протестантизме и православии, например, о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и о ее телесном вознесении после смерти (1950). Кроме того в марте 1987 года была опубликована энциклика Папы Римского Иоанна Павла II «Матерь Искупителя», где образ Марии был назван идеалом истинной женственности. Любопытно, что доминиканские монахи XIII — XIV веков видели и воспевали в образе Девы Марии послушание и смирение.

По мнению экспертов в последние десятилетия католическая церковь очень часто делает заявления, что статус женщин сегодня не соответствуют требованиям справедливости. Тем не менее, некоторые радикальные богословы обращают внимание на несоответствие между словами Церкви и той ролью, которую церковь на самом деле определяет женщинам. В частности это относится к давно обсуждаемому вопросу о праве женщин носить сан. В этом пункте католическая церковь стоит на том, что женщина не может быть священником, так как ни Писание, ни теология не дают оснований для изменения существующей традиции. Один из главных аргументов – это всё то же отсутствие женщины среди апостолов. А еще Церковь полагает священника заместителем Христа, а поскольку он был на Земле в мужском обличье, то негоже женщине выполнять эту роль.

Сейчас, когда позиция церкви слабее, а движение феминизма, напротив, набирает силу, церковь начинает искать пути к отступлению, предлагая новую интерпретацию Библии. В результате вина за первородный грех делится поровну между Адамом и Евой в настоящее время. Говорится, что и женщина была создана по образу и подобию Бога и наделена теми же стремлениями и возможностями, как и мужчины, что жена должна уважать мужа не из страха, но из любви и желания не обидеть.

Спонсор проекта:

Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.

Роль женщины в христианстве

  • August 2016

    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

    И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

    Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

    — быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне

    — поддерживать и уважать его

    — принимать его таким, какой он есть

    — вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

    «Жене сказал: будешь рождать детей».

    «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» Пр. 31:10-31

    «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.

    Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.

    Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

    «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

    «Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

    «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

    «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.

    Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

    Узнай правду!

    Женщина в Христианстве

    Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

    Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется некое подобие души.

    В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.

    Находка этого апокрифа даёт ответ на вопрос: Почему в Новом Завете нет текста под названием “Евангелие Иисуса Христа”, а есть только четыре биографических справки о его жизни и деятельности в период первого пришествия?

    Обратимся к этому апокрифу:

    «… И тогда множество больных и парализованных пришло к Иисусу, и сказали ему: Если Ты знаешь всё, Ты можешь сказать нам, почему мы должны страдать от стольких болезней. Почему мы лишены здоровья, как другие люди? Учитель, исцели нас, чтобы мы вновь обрели силы и чтобы несчастья наши оставили нас надолго. Мы знаем, что Ты обладаешь силой исцелять все болезни. Освободи нас от Сатаны и от всех страшных бед, которые он причиняет нам. Учитель, пожалей нас!

    Иисус ответил им: Блаженны вы, ищущие истину, ибо я помогу вам и дам хлеб мудрости.

    Блаженны вы, захотевшие вырваться из власти Сатаны, ибо я приведу вас в царство ангелов Нашей Матери, туда, куда власть Сатаны не может проникнуть.

    И с великим удивлением спросили они: Где наша Мать, и кто Её ангелы? Где находится царство Её?

    Наша Мать находится в вас, а вы находитесь в Ней. Это Она нас породила и дала нам жизнь.

    Это от Неё вы получили тело своё и придёт день, когда будете должны вернуть его. Блаженны будете вы, когда сможете познать Её. Её и царствие Её, когда последуете законам Её.

    Поистине говорю я вам: тот, кто достигнет этого, никогда не увидит болезни, ибо власть вашей Матери господствует надо всем.

    И власть эта уничтожает Сатану и царство его, и закон вашей Матери господствует над всем и управляет вашими телами, также как и всеми живущими на Земле.Кровь, которая течет по вашим венам, берет начало от Матери вашей, из Земли. Её кровь падает из облаков, бьёт ключом из лона Земли, журчит в горных ручьях, шелестит сквозь листву деревьев, поднимается, как пыль, над полями пшеницы, дремлет в глубоких долинах, знойно обжигает в пустыне.

    Крепость костей наших происходит от Матери нашей, Земли, от скал и камней Её. Тела их обнажены и смотрят в небо с горных вершин: они, как гиганты, которые спят на склонах холмов, и как идолы, расположенные в пустыне: скрываются они также в самых глубоких недрах Земли.

    Эластичность мускулов наших породила плоть Матери нашей, Земли: эта плоть, желтая и красная, даёт жизнь плодам наших деревьев: она даёт также пищу, бьющую ключом из каждой борозды наших полей.

    Утробу нашу дало нам чрево Матери нашей, Земли: она спрятана от глаз наших так же, как и невидимы нам глубины Земли.

    Свет наших глаз, способность слышать ушей, — родились от разнообразия цвета и звуков Матери нашей, Земли: они омывают нас, как волны моря омывают рыб, а струи воздуха — птиц.

    Истинно говорю я вам: человек — это сын Матери-Земли; от Неё сын человеческий получает тело своё, подобно тому, как тело новорождённого растёт, питаясь грудью своей матери. Поистине говорю вам: вы — одно целое с Матерью-Землей: Она находится в вас, а вы — в Ней. От Неё вы родились, вы живёте благодаря Ей, и в Неё вы, в конце концов, вернётесь. Поэтому следуйте Её законам, ибо никто не проживёт долгих лет, не будет радоваться каждому мгновению, если не будет почитать Матери своей и уважать Её законов.

    Ибо ваше дыхание — Её дыхание, ваша кровь — Её кровь, ваши кости — Её кости, ваша плоть — Её плоть, ваше чрево — Её чрево, ваши уши и глаза — Её уши и глаза.

    Поистине говорю я вам, если хоть раз вы нарушите хоть один закон из Её законов; если вы хоть раз повредите один из членов вашего тела, то неизбежно будете поражены сильно, и будет плач и скрежет зубов. Говорю я вам: Пока не будете следовать законам вашей Матери, вы не сможете никак избежать смерти. Но тот, кто решит уважать законы Матери своей, получит взамен привязанность Её.

    Она излечит все его болезни и никогда он не станет больным. Она подарит ему долгую жизнь и защитит ото всех печалей, охранит от огня, воды и укусов ядовитых змей. Ибо ваша Мать породила вас, и Она поддерживает в вас жизнь. Она дала вам тело ваше, и никто, кроме Неё, не излечит вас. Блажен тот, кто любит свою Мать и кто покоится на груди Её!

    Ибо даже, если вы удалитесь от Неё, ваша Мать любит вас. А насколько больше полюбит Она вас, если вы вернётесь к Ней. Поистине говорю Я вам: Велика любовь Её, больше, чем высокие горы, глубже, чем самые глубокие моря. И тот, кто любит свою Мать, никогда не будет покинут Ею.

    Подобно тому, как курица охраняет своих цыплят, и львица — своих детенышей, любая мать — новорождённого, — также ваша Мать-Земля сохранит сына человеческого от всех напастей и всех бед. Ибо поистине говорю я вам: бесчисленные беды и опасности поджидают сынов человеческих: Вельзевул, князь всех демонов, источник всего зла, находится в ожидании в теле всех сынов человеческих. Он источник смерти, он порождает все несчастья, и под пленительной маской он искушает и соблазняет всех сынов человеческих. Он обещает им богатство и власть, великолепные дворцы, золотые и серебряные одежды, множество слуг, и всего, чего они захотят; он обещает ещё славу и почёт, чувственные радости и роскошь, прекрасные яства и обильные вина, шумные оргии и дни, проводимые в праздности и лености.

    Так соблазняет он каждого, призывая к тому, к чему более склонно его сердце. И в тот день, когда сыновья человеческие становятся полностью рабами всей этой суетности и всех этих мерзостей, тогда он, как оплату за наслаждение, отнимает у сынов человеческих все благости, которые Мать-Земля дала нам в таком изобилии. Он лишает их дыхания, крови, костей, плоти, внутренностей, глаз и ушей. Дыхание сына человеческого становится коротким, прерывистым и болезненным, оно становится зловонным, как дыхание нечистых животных.

    Его кровь загустевает, распространяя такой же тошнотворный запах, как вода в болоте, она сворачивается и чернеет, подобно смертной ночи. Его кости уродуются, делаются хрупкими, они покрываются узлами снаружи, и разлагаются изнутри, а потом лопаются пополам, как камень, падающий со скалы. Кожа его становится жирной и пухлой от воды в ней, и на ней образуется корка и безобразные нарывы.

    Его внутренности наполняются отвратительными нечистотами, образующими гниющие зловонные потоки, в которых гнездится бесчисленное множество поганых червей. Глаза его меркнут, пока не воцарится в них глубокая ночь: ушами его овладевает глухота и царит в них гробовая тишина.

    Итак, в конце концов, теряет сын человеческий жизнь из-за собственных ошибок, и из-за того, что он не смог научиться уважать законы своей Матери, а лишь совершал ошибки, одну за другой.

    Поэтому все дары его Матери-Земли были отняты у него: дыхание, кровь, кости, кожа, внутренности, глаза и уши, и, в конце концов, — сама жизнь, которой Мать-Земля наградила его тело.

    Но, если сын человеческий признает свои ошибки, если пожалеет о своих грехах и отречётся от них, если он возвратится к своей Матери-Земле, освободится от когтей Сатаны и устоит перед его искушениями, тогда Мать-Земля примет своего сына, который пребывал в заблуждениях и ошибках: она подарит ему свою любовь и пошлет к нему ангелов своих, которые будут служить ему. Поистине говорю я вам: Как только сын человеческий воспротивится Сатане, обитающем в нём, и перестанет подчиняться воле его, в то же мгновенье ангелы Матери его учередятся в нём, чтобы служить ему властью своей, освобождая сына человеческого из-под власти Сатаны.

    Ибо никто не служит двум господам. Поистине, или служат Вельзевулу и его дьяволам, или нашей Матери-Земле и Её жизни. Поистине говорю я вам: Блаженны те, которые следуют законам жизни и которые не следуют по тропам смерти. Ибо в них жизненные силы будут расти, всё более укрепляясь, и они избегнут влияния смерти.

    И все, кто находились около Него, слушали Его слова с удивлением: Ибо Его слова были полны Силы, и Он учил не так, как учили священнослужители и книжники.

    О текущем моменте 11(59)2006

    Как Библия смотрит на женщин

    Если от Пятикнижия мы обратимся к последующим книгам, то единственной благосклонно отмечаемой в книге Иисуса Навина женщиной является проститутка Раавь, предающая свою родину.

    На таких библейских примерах в женщинах веками воспитывалось сознание слабости, ничтожества, неполноценности.

    Отрицательной характеристике женских образов полностью соответствуют и библейские законы о женщинах. Вот, например, 12-я глава книги Левит. «Священное писание» утверждает, что бог может творить только доброе и хорошее. Но для женщины он, оказывается, сделал исключение. В упомянутой главе книги Левит, например, говорится, что, родив ребенка (мальчика), женщина считается нечистой в течение 6 недель, а родив девочку—12 недель, и должна принести очистительную жертву.

    До сих пор сохраняется порядок, при котором только младенца мужского пола священник вносит в алтарь, а девочку, как нечто второразрядное, кладет на пол перед иконостасом около изображения «богородицы». Мать же еще и заплатит «отцу духовному» за это глумление.

    Новый завет, якобы принесенный на землю легендарным евангельским Христом, тоже внес свой вклад в унижение и закрепощение женщины, указывая ей, что она «связана законом, пока жив ее муж» (1-е Коринф., гл. 7, ст. 39), что в знак смирения и подчинения она обязана ходить «с покрытой головою» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 3 и 5). До сего дня этот символ унижения поддерживается ретивыми фанатиками — православными священниками и сектантскими проповедниками, рабски приемлется их доверчивыми жертвами.

    В храме женщина должна занимать левую, по понятиям церкви второстепенную, сторону. Во многие древние монастыри ее не допускали вообще, как не допускают до сего дня в монастырь Старый Афон в Греции. И монахи, рожденные матерями, считают себя «равноангельским ликом» за то, что не живут с женами. Один из монашеских «святых» авторитетов — Исаак Сирянин — внушает, что лучше монаху выпить яд, чем сесть за одним столом с женщиной, хотя бы это была его мать или сестра.

    В Воронеже, куда я ездил читать лекции, подошла ко мне на улице молодая женщина, со вкусом, скромно одетая, и сказала:

    — «Лучшая драгоценность для женщины — добрые нравы, то есть сидеть больше дома, беседовать о божием слове, заниматься тканьем и пряжей (это обязанность женщин), избегать разговоров, на устах» на глазах и на ланитах носить узы, не часто переступать через порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин. » Или еще: «Во-первых, почитай бога, а потом супруга — главу твоей жизни, руководителя твоих намерений. Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине. Твоя мудрость — покоряться законам супружества. Когда муж раздражен, уступи ему. «

    В течение многих веков христианская религия стремится внушать женщинам, что они обязаны ей величайшими благами, всем самым лучшим, самым светлым. Сейчас же, когда у нас в церквах мало встретишь мужчин, когда большинство всех молящихся составляют именно женщины, церковники тем более тщатся закабалять их сознание, воспитывать их в мысли, что они всем обязаны церкви, чуть ли не даже самой своей жизнью.

    Какая честь оказывается женщине! Но только до тех пор, пока дело касается вопросов «спасения души». Молиться, веровать, уповать на «спасение на том свете» женщина имеет право наравне с мужчиной. Впрочем, в мире нет такой религии, которая отказывала бы женщине в праве на место в потустороннем мире. Так что христианство ничего нового в этом отношении не сказало.

    На этом унижения не кончаются. Если женщину-страдалицу от мужского деспотизма — в конце концов бросит сам муж, то она становится изгоем, грязным отбросом общества. «Кто же женится на разведенной, тот прелюбодействует»,—говорит в Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 32) якобы сам Иисус Христос. «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, — прелюбодействует» —подтверждает Евангелие от Марка (гл. 10, ст. 12).

    Дак вот, там на одной фреске изображена женщина, которая ведет на поводке ЗМЕЯ, что никак не соответствует изложенному в Библии , что якобы змей совратил Еву.

    Первый из них характеризуется тем, что «все сферы жизни открыты женщине», второй — постепенным «исключением женщины из мужского общества», третий — развитием затворничества.

    (Шашков С.С. Собр.соч. Т.1 СПБ, 1898,

    Шашков С.С. Очерк истории русской женщины СПб 1872,

    Шашков С.С Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция СПб, 1873)

    Разумеется, этот культ не был создан искусственно, с осознанной целью введения недостающего связующего звена: некая женская составляющая нашей натуры, «anima» Карла Юнга постепенно сформировала его.

    На страницу

    О форуме

    Вся информация на этом форуме предназначена для людей доброй воли.

    Что христианство подарило женщине?

    Миф о том, что женщина в Церкви — существо «униженное и оскорбленное», увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях.

    С точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде «жена в Церкви да молчит» и прочим. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной.

    Миф о том, что женщина в Церкви — существо «униженное и оскорбленное», увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.

    — Начнем с начала, т.е. с сотворения человека. Не кажется ли Вам унизительной история о создании женщины из мужского ребра?

    — Видимо, после того, как Ева стала первопричиной грехопадения, многое в ее предназначении поменялось…

    — Предназначение женщины и было, и осталось одним — давать и сохранять жизнь. Интересно то, что грехопадение произошло с безымянной женщиной. Только мужчина имел имя — Адам. Женщина же приобрела имя после первых родов. Родив Адаму первенца, жена была названа мужем Евой — с еврейского «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих. Святитель Филарет (Дроздов) задается вопросом: «Не странно ли, что имя „жизнь“ дается той, которая стала причиной смерти?» И отвечает, что «Адам, называя жену Евой, пророчествует о Богородице, которая станет матерью истинной Жизни и исправит Евину ошибку…»

    — Подождите, батюшка, многим читателям, может быть, непонятен смысл понятия «грехопадение». Что же произошло в Эдеме и каковы последствия той трагедии?

    — Произошло нарушение заповеди Божией. Заповеди были (и есть) повелительные и запретительные. К примеру: чти отца и мать — повеление, не убий — запрет. В Раю было нечто подобное. Было повеление возделывать и хранить Эдемский сад — и запрет вкушать от одного из деревьев. Запретом Бога первозданные люди пренебрегли.

    Адам и Ева в Райском саду. Лукас Кранах (1526)

    — Человек был создан по образу и подобию Божию. А женщина, согласитесь, тоже человек. Как же это понимать?

    — Много недоразумений возникает при плотском понимании сотворения человека по образу Божию. Творение по образу вовсе не означает, что Бог человекоподобен. Это значит, что человек богоподобен, и богоподобие это проявляется в разумности, словесности человека (человек, как и Бог, имеет слово). Человек был поставлен царем над всей тварью, и царское достоинство тоже является проявлением богоподобия. Так что не стоит представлять Господа старичком, сидящим на облаках, хотя эта иллюзия и подпитывается неканоническими иконописными изображениями. Следует думать, что как мужчина, так и женщина в своей духовной природе одинаково наделены образом Божиим: им одинаково доступны таинства Церкви, молитва, духовные дарования.

    — Почему же тогда женщине нельзя быть священником?

    — Сам Господь, воплотившись, был мужем, и священник является образом воплотившегося Господа. У женщины другое послушание. В силу физических и психических отличий от мужчины крест священства для женщины невыносим, так же как невыносим и невозможен для мужчины крест материнства. Повторяя одного из философов ушедшего века, можно сказать, что женщина религиозно гениальна и в религии она — сильный пол, но эта сила и гениальность доходят до некого предела и дальше перейти не могут. Мужчине же Бог открыл большую перспективу духовных стремлений и возможностей. Как и апостолы, священники всегда были и будут в Церкви только мужского пола. Это как бы невысказанная заповедь.

    — Что значит невысказанная заповедь?

    — Смотрите. Господь сотворил одного мужчину и одну женщину. Не двух мужчин или одну женщину и не трех женщин и одного мужчину. Тем самым давая понять, что моногамия есть единственно нормальное состояние человека в браке. Слова сказаны не были, но сам факт творения красноречиво говорит о замысле Божием. Так же и со священством: избрав в ближайшие ученики и сотаинники только людей мужского пола, даровав им власть «вязать и решить», учить и крестить, Господь установил закон церковной жизни: священствует мужчина.

    — Тем не менее, в древней Церкви существовал институт диаконис…

    — Вы цитировали древнюю еврейскую агаду. Но если древние иудеи так тонко понимали замысел Божий о человеке, почему же отношение к женщине у них было таким пренебрежительным?

    — Все исковеркал грех. Причем жизнь показывает нам, что грехи религиозных людей иногда бывают страшней и изощренней грехов людей, не знающих Бога. Знавшие Бога евреи своими беззакониями во многом превзошли язычников. На одном из еврейских сайтов в интернете я прочел мнения разных раввинистических школ о разводе. Так вот, до сегодняшнего дня некоторые раввины разрешают разводиться мужу с женой, если жена ела на улице или зевнула при посторонних! До такой степени извратилось религиозное сознание евреев очень давно. И противоположные примеры являются скорее исключением. Но подчеркну, что это касается религиозных, а не светских евреев, то есть таких, которые руководствуются в жизни Талмудом и учениями своих мудрецов.

    — Слава Богу, что сегодня все по-другому!

Женщина и Христианство

Каково отношение к женщине в христианстве? Каждый современный человек знает, что в христианской религии не существует равноправия полов.

Священником может быть только мужчина (это не относится лишь к некоторым направлениям протестантизма), женщина не имеет права проповедовать, обязана в храме покрывать голову, наконец, согласно христианской традиции, именно муж является главой семьи. Попробуем разобраться, чем же определяется сущность женщины с христианской точки зрения.

Почему библейский рассказ важен и для современного человека?

В христианской традиции рассказ о сотворении мира и человека, сотворении Евы из ребра Адама, а также о первых самостоятельных шагах мужчины и женщины в мире содержится в самом начале книги Бытия. Рассказ этот дает ответы на главные вопросы человеческого существования: о причинах страдания и смерти, о цели человеческого пути, а также о различии мужчины и женщины и их месте в мире (семье, обществе, истории).

В частности — это вопросы о причинах подчиненного положения женщины и мучительной болезненности родов, которая не встречается больше ни у одного вида живых существ.

Для христианина библейский рассказ имеет огромное значение, ведь для религиозного мышления любое событие в настоящем является лишь отголоском, воспроизведением того, что произошло «во время оно». Так, любой брак совершается по образу первого, любой грех повторяет грехопадение Адама и Евы. Библия содержит не протокольную запись первых событий человеческой истории, она раскрывает их смысл, который остается неизменным и для событий настоящего.

Первая заповедь: «Плодитесь и размножайтесь…».

Итак, согласно библейскому рассказу, Бог сотворил мир за шесть дней (в шесть этапов, шесть по-своему завершенных циклов: о привычных земных днях говорить не приходится, так как сама Земля была сотворена лишь на третий день), а на седьмой день — точил от всех дел Своих» (Быт 2:3). Отметим, что человек появляется на свет только в самом конце творения (на шестой день), когда для этого в мире все было уже приготовлено.

Бог создал человека «по образу Своему» (Быт 1:27), поэтому человек — венец творения, и выше него в мире ничего нет, весь мир был сотворен лишь ради человека и без него не имеет цены. Исключительное положение человека закрепляется и первой заповедью, которую Бог дал людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими , и над птицами небесными, » (Быт 1:28).

Почему «не хорошо быть человеку одному»?

Пол с рождения разъединяет людей, но лишь для того, чтобы потом на протяжении всей жизни соединять их, притягивая друг к другу. Два пола являются двумя полюсами, и в этом залог того, что человек никогда не успокоится; ведь в мире для каждого всегда найдется его противоположный полюс — то, что приводит в движение и к чему нельзя относиться равнодушно.

Вернемся к Книге Бытия. В ее первой главе говорится, что человек был сотворен мужчиной и женщиной (Быт 1:27). Вторая глава как бы повторяет рассказ первой, но в ней космический масштаб повествования сменяется человеческим, в ней описывается, как творение мира увидел бы сам человек. Вторая глава раскрывает и делает понятной первую, объясняется в ней и рассказ о сотворении мужчины и женщины. Адам был создан из праха земного, когда еще не было райского сада, и дождь не проливался на землю. Лишь потом Бог насадил «рай в Эдеме… и поместил там человека…» (Быт 2:8), «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15).

Именно мужчине, когда еще женщины не было, дается заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16—17). С появлением Адама вроде бы творение завершается, по крайней мере, сам он склоняется к этому: он не чувствует, что ему плохо, что ему чего-то не¬достает, человек пока еще не может включиться в процесс сотворчества — он слишком пассивен. И тогда Бог говорит: «Не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18).

Кто этот помощник? Ведь он не тот, кто просто может помочь в уже намеченных и без него продуманных делах. Вся проблема была в том, что человек не видел этих несделанных дел, он был всем доволен. Поэтому-то ему и нужен был помощник, с которым он сам стал бы другим — активным и деятельным, с которым в человеческий мир вошло бы начато движения и творчества.

Сотворение Евы, или что означает фраза «ребро Адама»?

В том, что Бог сотворил женщину из ребра Адама, представительницы прекрасного пола часто усматривают что-то обидное или даже оскорбительное для себя. В самом деле, приятно разве сознавать, что ты была создана из кости, да еще единственной кости в человеческом организме, которая лишена костного мозга? Однако разберемся по порядку, правильно ли понимает современный человек смысл библейского рассказа.
Прежде чем дать Адаму помощника, Бог решает его самого подготовить к новому способу бытия. Для этого Бог приводит к нему всех зверей и птиц, чтобы посмотреть, как человек назовет их. В древности дать имя означало, во-первых, определить сущность, природу того, кому дается имя, а во-вторых, проявить верховенство. Адам дат имена всем животным, но помощника, подобного себе, не нашел. Это значит, что человек не узнал себя ни в одном из животных, он понял, кем не является, и это было началом самопознания, без которого невозможно определить свое пред¬назначение в Божьем мире.

Только после необходимой подготовки, после опыта общения (пусть и с животным миром) и опыта познания Адамом самого себя Бог создает ему помощника. Об этом повествует знаменитый рассказ о сотворении Евы из ребра Адама, рассказ, который допускает самые различные толкования.

О споре феминисток и решительно настроенных мужчин.

Некоторые феминистки утверждают, что мужчина — не более чем полуфабрикат, который был использован Богом для создания совершенного существа — женщины. Существует и противоположная точка зрения, что женщина — человек второго сорта, просто помощница в делах мужчины, чем и исчерпывается ее природа. Заметим, что, в отличие от мужчины, женщина создана в цветущем Саду, собой она завершает творение и поистине является райским созданием.

Это, на первый взгляд, подтверждает позицию феминисток. Но в то же время женщина создана именно как помощник мужчине, что, казалось бы, говорит в пользу противников феминисток. Как к этому спору отнестись с христианской точки зрения?

О двух сторонах человеческой природы. Сразу следует сказать, что христианская традиция не приемлет оба этих радикальных мнения. Женщина — помощник мужчины, однако помощник «не подчиненный, не подходящий, но соответствующий, включенный в насущный диалог»6. Можно сказать, что первоначально Бог создал две стороны единой человеческой природы — «женство» и «мужество», которые были равны по своей природе, но не тождественны.

В еврейском языке слово «ребро» (цела) означает также и «грань», «сторона». Таким образом, женщина — это грань человеческого бытия (эмоционально-чувственная, иррациональная), которая была отнята у Адама, чтобы пробудить в нем способность к желаниям, пробудить желания творчества, деятельности, единения и любви. Ведь чтобы возникла искра, нужен зазор между полюсами.

Женщина в христианстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *