Случаи употребления

  • Ветхозаветный эпизод горящего тернового куста (неопалимой купины). Получив Божие повеление идти к фараону для освобождения израильтян, Моисей несколько раз отрекался от такого великого посольства, на что Иегова открыл ему своё имя — Сущий — и в удостоверение Своего могущества обратил жезл в руках Моисея в змея и змея снова обратил в жезл. В помощники Моисею Господь указал его брата Аарона. Тогда Моисей вместе с братом Аароном предстал перед фараоном, и от имени Иеговы они просили отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Надо заметить, что у Аарона был собственный жезл, который почитается священной принадлежностью Скинии, как давший ростки и расцветший, что послужило признаком утверждения Левиина колена.
  • Войско фараона пустилось догонять израильтян и уже приближалось к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять его жезл и разделить море так, чтобы Израилевы сыны могли пройти среди моря по суше. Моисей поступил согласно повелению, море разделилось и открылось сухое дно.
  • Моисей повёл свой народ в землю обетованную через Аравийскую пустыню. В Рефидиме, вследствие недостатка воды и ропота народа, Моисей по повелению Божию извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом.
  • Уже тридцать с лишним лет странствовали евреи по пустыне, и почти все вышедшие из Египта умерли. С наступлением сорокового года по выходе из Египта, они дошли до Кадеса, в пустыне Син на границе Идумеи. Из-за недостатка воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона. Вняв их молитве, Господь приказал Моисею и Аарону собрать всех и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Раз Моисей, как будто не доверяя одному своему слову, ударил жезлом и поступил вопреки воле Божией, то за это ему и Аарону было суждено умереть вне земли обетованной.

hist_etnol

Б-жественное призвание Аарона на пост первосвященника было подтверждено гибелью 250 сторонников Кораха, оспаривавших это право. И все же некоторые евреи продолжали упорствовать, настаивая на том, чтобы службу исполняли первенцы из всех колен, а не только левиты.

Таким образом, считали они, все колена приобщатся к Б-жественной службе. Чтобы положить конец любым притязаниям, Ашем совершил чудо, подтвердившее, что Он Сам выбрал колено Леви. Это чудо также свидетельствовало о Б-жественном избрании Аарона на пост первосвященника.

Аарон с расцветшим жезлом

(миниатюра из Speculum humanae salvationis, 1450 год)

Почему избрание Аарона нуждалось в повторном подтверждении? Некоторые обвиняли Моше и Аарона в том, что 250 человек погибли непосредственно из-за их молитв или из-за того, что они использовали для этого какое-то тайное знание. Поэтому Ашем и совершил явное чудо, заставившее несогласных замолчать.

Ашем приказал Моше: «Возьми двенадцать жезлов. На каждом напиши имя главы соответствующего колена. На жезле колена Леви напиши имя Аарона.

Внеси на ночь все жезлы внутрь Мишкана. Поутру жезл с именем колена, избранного для Моей службы, чудесным образом зацветет».

Предвидя возможные упреки в том, что один из жезлов расцвел, поскольку в нем содержалось больше влаги, нежели в других, Моше вырезал из одного большого бревна двенадцать совершенно одинаковых жезлов и приказал, чтобы глава каждого колена написал на одном из них свое имя.

Жезл Аарона.

Гравюра Ю. фон Карольсфельда

Потом он внес жезлы в Мишкан, причем жезл Аарона поместил в середину, чтобы никто не мог упрекнуть его: «Жезл Аарона дал росток, потому что лежал ближе всех к Шехине».

Войдя в Мишкан на следующее утро, Моше увидел, что жезл Аарона покрыт листьями, цветами и плодами миндаля. (Это было двойное чудо, так как цветы после появления плодов не опали, как это происходит обычно.) Более того, на жезле Аарона появилось состоящее из четырех букв Имя Ашема, как оно пишется на цице (головной пластине) первосвященника. Так было показано, что Аарон избран верховным священником, т.е. тем, кто носит циц.

Цветы миндаля

Почему зацвел жезл Аарона?

Это чудо указывало на присутствие Шехины, которая вселяет жизнь даже в мертвые предметы, заставляя их цвести.

Подобное чудо произошло и с золотыми растениями, которыми царь Шломо украсил Храм. Они дали золотые плоды, когда на Храм низошла Шехина.

Плоды миндаля в сочетании с пророчеством о чуде были символом того, что Всемогущий очень скоро исполнит свою волю. (Слово шакед — «миндаль» происходит от корня шакад — «поспешать».) Дело в том, что это дерево зацветает раньше других. Таким образом Ашем намекал на то, что любой посягнувший на священство будет тотчас же наказан.

Так произошло с царем Узияу: когда он вошел в Храм, дабы исполнить службу, его тотчас поразил цараат.

В конце концов Б-жественные знамения убедили евреев в истинности пророчеств Моше.

Ковчег завета

Жезл Аарона никогда не засыхал, и цветы на нем никогда не увядали. Ашем повелел Моше поместить его рядом с Ковчегом как доказательство того, что колено Леви избрано для священства.

Хранить жезл Аарона было доверено еврейским царям. Перед разрушением Первого Храма царь Иошияу спрятал его вместе с другими дарами и священными сосудами.

Аарон превращает свой жезл в змея. Сараевская Агада.

Вторая половина 14 в. Джуиш энциклопедия (1901–1912).

Жезл Аарона обладал и другими чудесными способностями. В частности, он мог превращаться в змею, пожирая прочих змей (именно это в свое время произошло в Египте во дворце Фараона).

Жезл Аарона превращается в змею.

Гравюра Ю. фон Карольсфельда

Словарь библейских образов1

Жезл Аарона фигурирует почти исключительно в рассказе об исходе, где он предстает одним из основных образов и иногда отождествляется с жезлом Моисея и даже с жезлом Божьим (Исх. 4:20, 17:9). В сознании евреев понимание значения жезла поддерживалось благодаря его хранению во Святом-святых в память о его чудесном цветении (Чис. 17:10; Евр. 9:4). В самой Библии не говорится, что собой представлял этот жезл или посох. Он мог быть либо пастушеским посохом, предназначенным для защиты овец, либо посохом путника, либо каким-то оружием. Прозаическая и банальная природа этого неопределенного предмета, возможно, в какой-то мере раскрывает его значение, подчеркивая по контрасту сверхъестественность силы, носителем которой жезл является в рассказе об исходе.

Конкретно с Аароном жезл впервые связывается во время первой встречи Моисея и Аарона с фараоном. В этом случае жезл продемонстрировал чудодейственную силу, когда Аарон бросил его на землю: он превратился в змея, а затем поглотил змей, вышедших из жезлов египетских волхвов (Исх. 7:8–12). Позднее жезл совершил три из десяти казней египетских, обратив воду Нила в кровь (Исх. 7:14–23), призвав жаб (Исх. 8:1–5) и мошек (Исх. 8:16–19).

Еще более впечатляющим выглядит цветение жезла. После бунта Корея, Дафана и Авирона против власти Моисея и Аарона Моисей собрал жезлы у начальников всех двенадцати колен, а также жезл Аарона для колена Левия. Согласно библейскому рассказу, «на другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17:8). Последнее упоминание о жезле связано с трагическими обстоятельствами, когда Моисей обрек себя на наказание, ударив по скале, вместо того чтобы заговорить с ней. Здесь мы читаем, что «взял Моисей жезл от лица Господа», по всей видимости, приравняв его к жезлу Аарона, хранившемуся во Святом-святых (Чис. 20:9).

Какое же значение имеет в Библии жезл Аарона? На всем протяжении рассказа о нем он ассоциируется с чудодейственной силой, в особенности с силой преобразовывать физическую реальность. Будучи символом сверхъестественной силы, действующей при посредничестве человека, жезл связывается также с представлением о власти, как политической (он помогал вождям народа одерживать победы), так и священнической (его цветение совпало с установлением священства дома Аарона и колена Левия). Хотя этот обычный жезл отнюдь не был царским скипетром, тем не менее благодаря своей чудодейственной силе в нашем воображении он приравнивается к скипетру. Будучи связанным конкретно с Аароном (и, возможно, с Моисеем), этот жезл служит также показателем высокого положения Аарона и Моисея. Он напоминает нам магические талисманы, указывающие на уникальность положения таких героев античной литературы, как Одиссей и Эней. Кроме того, ассоциация жезла Аарона со Святым-святых придает ему сакральное значение, делает его видимым напоминанием святого присутствия Бога и Его силы. Наконец, возникновение жизни из неодушевленного предмета – архетип образа возрождения, подразумевающего переход от смерти к жизни.

См. также: ЖЕЗЛ, СКИПЕТР.

Жезл аарона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *