Исполнение

Реконструкции исона в греческой православной музыке (и некоторых локальных традиций церковной монодии католиков) основаны на косвенных свидетельствах и догадках, поскольку в рукописях греков до XIX века исон традиционно не нотировался (не выписывался). Древнейшее косвенное свидетельство использования исона у греков принадлежит немецкому путешественнику Мартину Крузиусу и датировано 1584 годом. Вывод о том, что пение с исоном присутствовало уже в (более ранние) византийские времена, Л. Ангелопулос делает на основании упоминания в византийских рукописях неких «носителей/держателей» (ед.ч. греч. βαστακτικής) — хористов, на которых, как он считает, было возложена задача «держать» исон. Современная практика исполнения исона в древнерусской церковной музыке исходит от толкования таинственной киноварной пометы «Э» в певческих рукописях, интерпретируемой исследователями как указание на исон.

В хоровом исполнении исон — основой звук лада, его гармоническая основа. Это стержень, вокруг которого строится мелодия. Он выдерживается продолжительно на одной ноте в продолжение всего напева. Это даёт возможность хору, поющему мелодию, вести её выше и ниже этого основного звука и при этом не сбиваться с гласа.

Существует два вида пения с исоном:

  • Исполнение на определенный гласный звук (обычно «о», «у», «э») на протяжении всего песнопения.
  • Исполнение на слова параллельно с основной мелодией, что создаёт текстовую тоновую опору музыкальному узору напева.

Встречается двойной исон (два голоса в кварту, квинту или октаву помимо мелодической линии).

Положение исона

Исон, как правило, должен образовывать с нотами мелодии интервалы кварту, квинту, октаву, также терцию, чтобы давать благозвучие. Когда мелодия переходит в другой лад, или глас, исон тоже должен измениться, чтобы удовлетворить вышеуказанному условию.

> См. также

  • Исона
  • Бурдон (музыка)
  • Монодия
  • Знаменное пение
  • Оксия

Знаменное пение ноты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *