Иконы Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии.

Богородичная иконография более обширна и разнообразна, чем иконография Христа. Почитание Девы Марии связано прежде всего с Ее Богоматеринством, в древности Она всегда изображалась с Богомладенцем на руках. После III Вселенского Собора, который состоялся в Ефесе в 431г. по Р.Х. Церковь утвердила истинность именования Девы Марии как Богородицы (θεοτоκος). Дева носила во чреве и родила Христа – истинного Бога, поэтому образ Богородицы с Младенцем в первую очередь носит вероучительный (догматический) смысл, свидетельствует об истинности Боговоплощения. Буквы под титлами ΜΡ ΘΥ – это сокращенное наименование – Μητέρα του Θεού – Матерь Бога, Матерь Божия. Одежды Богородицы: туника и мафорий. Туника – длинная одежда с рукавами, которые завершаются узкими манжетами (обшлагами); мафорий – длинный плат или покрывало, окутывающее почти всю фигуру, обшитый по краю каймой с бахромой, мафорий покрывает голову, но при этом волосы собраны в чепец. Цвета одежд Богородицы и Христа имеют символическое значение. Если хитон Спасителя приближается к цвету, напоминающему человеческую кровь, то это означает Его воплощение от девственных кровей Марии, что указывает на Его человеческую природу, а гимматий (плащ) приближается к цвету небесному, что говорит о Божестве Христа.* У Богородицы наоборот туника и чепец синие или небесно-голубые – цвета девственной чистоты и непорочности, а мафорий темно- красный, вишневый или багряный – Богоматеринство, впрочем, на некоторых иконах XII в., а также на многих древних храмовых мозаиках цвет мафория синий или нежно-голубой, это означает Приснодевство Матери. Звезды, украшающие мафорий, расположены на челе и обеих плечах, сначала они носили декоративный характер, но затем стали символизировать Приснодевство Марии: до рождества, в рождестве и после рождества Ею Богомладенца. Таким образом, в православной иконографии Богородица приобрела вид восточной женщины, какой Она исторически и была.

Все многообразие Богородичных икон можно свести к определенным иконографическим типам, наиболее распространенными являются поясные иконы, на которых Богоматерь изображена с Младенцем–Христом на руках.

Одигитрия или в переводе с греческого Путеводительница, указующая путь ко Христу, говорящему в Евангелии: «Аз есмь путь» (Ин.14,6), и помогающая следовать по нему. Икона Одигитрии была самой почитаемой в Византии, она являлась заступницей и покровительницей Константинополя, в V в. была принесена из Иерусалима и на протяжении столетий находилась в монастыре во Влахернах, на поклонение к иконе шли многочисленные паломники, к IX в. относится появление самого имени – Одигитрия, причем русские переводили его как Наставница. Икона была чудотворной. В X-XI вв. сложился иконографический тип, с которым было связано древнее название Одигитрия. Богоматерь и Младенец представлены фронтально, их взгляды устремлены на зрителя (молящегося), в левой руке Христос держит свиток, символ благовестия, правой – благословляет. Богоматерь левой рукой поддерживает Сына, правой указывает на Него. Здесь очевиден образ ходатайства Матери, выраженный Её взглядом и жестом руки. Вероятно, когда делали многочисленные списки, позы Богоматери и Младенца, наклоны их голов, жесты рук с неизбежностью изменялись, так появились различные иконографические изводы, получившие впоследствии соответствующие наименования-эпитеты. К иконографическим изводам «Одигитрии» относятся такие образы, как Корсунская-Ефесская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Тихвинская, Скоропослушница, Троеручица, Ченстоховская. Классический вариант Одигитрии представляет Смоленская икона Богородицы и некоторые Византийские иконы-списки к. XIV– н. XV вв. (Москва. Третьяковская галлерея). Казанская икона Пресвятой Богородицы представляет сокращенный извод, оплечно представлена Богородица, а Младенец — в поясном изображении, роль указующего жеста выполняет склоненная голова и взгляд Богоматери.

Елеуса (Милостивая) — следующий иконографический тип Богородичных икон, на Руси известен как Умиление, Богоматерь и Младенец нежно соприкасаются, Матерь ласкает Сына, а Он приник к Ее щеке или обнимает за шею. Это самые лиричные, исполненные любви образы, к ним также относятся иконы Богородицы с играющим, резвящимся Младенцем, которые получили название «Взыграние», а в Византии такие образы нередко надписывались «Гликофелуса»- сладкое лобзание или сладко любящая. В то же время иконы типа Елеусы-Умиления несут в себе страстную символику: чудесно воплощенный от Девы Христос, изначально уготован в Жертву искупления, реальность человеческой природы Христа проявляется в детских ласках, и она же оборачивается реальностью Голгофы. Поскольку Церковь учит о тождественности Евхаристической и Голгофской Жертвы, в этой иконографии смыкаются важнейшие литургические идеи о Христе-агнце, уготованном в Жертву искупления, и Христе-Первосвященнике, главе новой Церкви, который есть одновременно и Приносящий Жертву и Приносимый. То есть, выражено учение о единосущности Христа Богу-Отцу в Литургическом смысле. Подобные иконы получили большое распространение в середине XII в., в ответ на Богословские споры о Евхаристической Жертве, которые происходили в то время в Константинополе. Рожденный Девой Младенец есть одновременно и Сын Божий, равный Отцу и Сын Человеческий, во всем подобный нам, кроме греха.

Самая известная икона — это образ Владимирской Богородицы, но к данному типу также относятся Донская, Феодоровская, Толгская, Белоезерская, Хлыновская, Почаевская иконы. Особым вариантом этой иконографии являются иконы Богоматери (Гликофелусы) с резвящимся Младенцем: Достойно есть (Милующая) или Киккотисса, Отрада или Утешение, по иному названию Воспитание, Пелагонитисса или Взыграние Младенца. Сокращенный извод: Игоревская, Петровская, Касперовская.

Знамение или Воплощение (как в древности образ часто называли) восходит к пророчеству Исайи: «Итак Господь Сам даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7,14), что значит Снами Бог. Богородица представлена с молитвенно воздетыми руками, а на Её груди в круге (медальёне), одновременно символизирующем материнское лоно и небо, находится Спас Еммануил. Иконографический тип Знамения непосредственно связан с догматом Боговоплощения. Следует заметить, что парной иконой к данному типу, лучше всего послужит Мандилион (Нерукотворный Образ Спасителя на убрусе), так как в нем является нам чудесно отображенный Лик воплощенного от Девы Бога. Новгородская икона Знамение, от которой произошло чудо в 1170г., спасшее город от разорения, а также Синайская икона XII в. с двумя предстоящими ангелами в верхних углах иконы, также подойдут для Венчальных икон, но в целом образы Знамения-Воплощения более служили для написания Семейных икон со святыми покровителями на полях. Самое древнее, относящееся еще к Византийскому искусству, изображение типа Знамения – это Никопея (Победоносная); показывает Матерь Бога, держащую Сына прямо перед грудью, для того, чтобы отразить нападение врагов и призвать верных к молитве, этим вызывая чувство благоговения и священного почитания. В более ранней иконографии Мария держит перед собой медальён, в форме щита clipeus.** В медальёне находилось изображение Её Сына, таким способом являлось Боговоплощение всему миру. Богоматерь — Непобедимая Воевода, Ей приписывались все победы, одержанные христолюбивым воинством, Её икону ввозили на триумфальной колеснице императора в Константинополь. Список этой легендарной иконы (XI в.) был похищен крестоносцами из Константинополя и теперь находится в Соборе Сан-Марко в Венеции.


Параклесис. Богородица в молитвенной позе в трехчетвертном обороте, без Младенца, но Её руки находятся в традиционном жесте прошения, заступничества и ходатайства перед Сыном и Богом за весь человеческий род. Иконография восходит к изображению Богоматери в составе Деисусной композиции. Де́исус (греческое δεησις — прошение, моление) или деисис, может состоять из одной иконы или группы икон, центральный образ — Иисуса Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), справа и слева от Него соответственно —Богоматерь и Иоанн Креститель. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва святых за род людской, композиция может включать в себя аналогичные изображения ангелов, Апостолов, мучеников, святителей и прочих святых. Халкопратийская икона Богородицы или Агиосоритисса, ее именование происходит от названия часовни Агиа Сорос, что переводится как Святая рака или ковчег, где хранились Святые реликвии: риза и пояс Богородицы. Часовня Агиа Сорос находилась при Халкопратийском Храме, посвященном Богородице. Сохранилась икона XI века из Синайского монастыря, на которой рядом в верхнем поле изображены пять особо чтимых Константинопольских икон, среди них Агиосоритисса и Химеутисса, относящихся к типу Параклесис. Икона Божией Матери Махерас или Махериотисса находится на Кипре в посвященном Ей монастыре, она была привезена на остров, чтобы спастись от иконоборческого гонения, иконография полностью совпадает с Агиосоритиссой, только в верхнем углу иконы справа от Богородицы в мандорле*** Небесной Славы находится благословляющий Христос. Известны также поклонные парные иконы Христа Пантократора и Богородицы Параклесис, которые находились на алтарной преграде (были местными в Византийском иконостасе) и на Кипре в монастыре Св. Неофита (икона Б.М. XII в.), в Синайском монастыре в приделе Св. Георгия XII в. Диалог между Христом и Его Матерью состоит в том, что на Ее молитву-ходатайство Он отвечает словами, написанными в Св. Евангелии, которое держит в левой руке, а правой благословляет. Тема заступничества, покаяния и помилования. Икона Заступницы (Богородицы из Сан-Систо), имеющая «благодатную силу просящих рук» — самый древний образ, предположительно VI в., написан восковыми красками, привезен из Константинополя в Рим, где и находится. Еще один древний образ – Милостивая Мать или Милостивая Заступница, также находящийся в Риме, представляет Богородоцу, обращающуюся к Своему Сыну со свитком прошения (Собор Сполетто ок. 1100 г.).

Золотой наряд иконы 4 буквы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *